На основе многостороннего анализа сущности прямых иностранных инвестиций автором выделены ключевые особенности данной разновидности капиталовложений, являющиеся одной из основных форм международного движения капитала и заключающиеся в обеспечении контроля инвестором- донором над хозяйственными операциями компании-получателя в другом государстве, подразумевая прямой контроль над менеджментом или другими активами компании-получателя инвестиций. Рассмотрев основные формы и методы осуществления ПИИ, можно заключить, что значительная их доля реализуется путем частного вывоза капитала из страны-донора в страну- реципиент. Основными формами прямого иностранного инвестирования принято считать создание совместных и дочерних предприятий и компаний, открытие собственных филиалов и сделки M&A.
Проведенное исследование позволяет говорить о наличии выгод и издержек для стран-доноров и стран-реципиентов ПИИ, что зарождает разногласия по поводу прямого иностранного инвестирования среди ученых и исследователей экономической науки, среди политических деятелей. Однако опыт многих стран доказывает то, что инвестиционная деятельность устанавливает ядро эффективного и стабильного развития экономики страны, намечает перспективные направления для проведения модернизационной политики и диверсификации отраслей экономики. Поэтому особенно важно привлекать ПИИ в страны с развивающейся экономикой, так как последние порой не имеют финансовой возможности для успешного развития отечественной экономики исключительно за счет собственных ресурсов.
Эффективные практики привлечения прямых иностранных инвестиций такими странами, как Китай, Сингапур, Бразилия, Индия, Южная Корея, с помощью финансовых, нефинансовых и налоговых мер, уже успешно внедряются в экономику России. К числу мер можно отнести следующие: снижение налоговых ставок, поощрение экспорта высокотехнологичных
отраслей, создание эффективно действующих СЭЗ, и эффективно работающих служб «единого окна», развитие благоприятного инвестиционного климата и другие. Политика по привлечению ПИИ в российскую экономику базируется не только на успешном зарубежном опыте, но и опирается на индивидуальные особенности развития и уникальное историческое прошлое, ее национальную специфику.
Проведенный в рамках данного исследования структурный анализ поступающих в Россию из-за рубежа инвестиций позволил комплексно взглянуть на возникающие проблемы, связанные с иностранным инвестированием. В целом, динамика показывает снижение потоков инвестиций в Россию, а проблема привлечения ПИИ и активизации инвестиционной деятельности в экономике государства является многоаспектной. В 2019-2020 гг. Россия опустилась до 10-летнего минимума, получив лишь 6,5 и 19 млрд. долл. США прямого иностранного капитала в 2019 и 2020 годах соответственно. Кроме того, Россия выбыла из рейтинга топ-20 стран-реципиентов ПИИ. Все перечисленные события последних лет иллюстрируют недостаточную привлекательность российской экономики для иностранного капитала.
Отраслевая структура ПИИ свидетельствует о концентрации иностранного капитала только в определенных отраслях экономической деятельности (оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, финансовая деятельность), на которые пришлось около 80% объема привлеченных ПИИ за 2020 год. Проведенный анализ инвестиционных потоков по субъектам РФ также выявил сильную географическую дифференциацию ПИИ и неравномерностью их распределения по регионам страны.
Доля накопленных ПИИ в валовом внутреннем продукте России остается незначительной, несмотря на тенденцию к увеличению за 2020 год, что свидетельствует о низкой степени участия ПИИ в процессе создания ВВП нашей страны. Напротив, в настоящее время именно российские
инвестиции, существенно превышающие объем ПИИ в основной капитал РФ, являются фундаментом роста и развития экономики России.
Существуют расхождения направлений потоков ПИИ в отрасли и потребностей их развития в российской экономике. Прямые иностранные инвестиции в основном направляются инвесторами в отрасли, производящие товары сырьевого характера и в которых высока норма прибыли и минимален срок окупаемости вложений. Направления прямого иностранного инвестирования не стимулируют реструктуризацию и глубокую модернизацию отраслей национальной экономики России.
Следовательно, сложившиеся в России распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики и регионам страны не отвечает потребностям РФ в модернизации и обостряет необходимость разработки национальной политики и механизмов привлечения ПИИ.
В Российской Федерации существуют много нерешенных проблем, которые осложняют перспективы участия нашей страны в международном обмене капитала в контексте повышения эффективности привлечения и использования иностранных инвестиций. Для поступления ПИИ на отечественный рынок необходимо устранить такие проблемы, как административные барьеры и коррумпированность государственных органов, неудовлетворительное качество дорог, недостаточный инновационный потенциал, торговые барьеры, непрозрачность толкования и применения законов, низкая степень защиты прав собственности, недостаточно развитая инфраструктура. Устранение перечисленных проблем и снижение их отрицательного воздействия на российскую экономику позволит обеспечить приток прямых иностранных инвестиций в экономику нашей страны.
Таким образом, сложившаяся ситуация обостряет необходимость формирования новой, инновационной структуры иностранного инвестирования, изменения системы государственного регулирования иностранных инвестиций, ее механизмов, инструментов, составляющих. Для обеспечения экономического роста и притока ПИИ в Россию в целом
автором выпускной квалификационной работы был разработан комплекс мер, которые будут способствовать созданию благоприятных рыночных условий в России:
1) улучшение макроэкономической ситуации в стране (проведение грамотной политики по снижению уровня инфляции, повышению темпов экономического роста, производительности труда, инвестиционной активности российских предприятий и местного населения страны и т.д.) и нормализация отношений и развитие политического и экономического сотрудничества России со странами Запада и США;
2) повышение качества правового регулирования инвестиционной деятельности путем принятия мер по повышению прозрачности и эффективности законодательства за счет устранения избирательности правовой системы, создания предсказуемых правил игры для всех участников рынка; развития гарантийной системы, эффективно обеспечивающей защиту собственности иностранных инвесторов; внедрения мер по борьбе с коррупцией; снижения административной нагрузки за счет сокращения бюрократических процедур;
3) вовлечение государства в инвестиционную деятельность путем создания специальных финансовых национальных институтов, специализированных фондов, способных застраховать иностранный капитал от политических, инвестиционных, коммерческих и финансовых рисков; разработка и внедрение комплекса механизмов государственной поддержки инновационно-инвестиционных проектов, которые направлены на современное высокотехнологичное производство;
4) реализация стимулирующих мер поддержки иностранных инвесторов: фискальные стимулы (налоговые каникулы, льготы при осуществлении деятельности, связанной с НИОКР, льготы по
налогу на прибыль и др.), финансовые стимулы (предоставление льготных кредитов или гарантий по кредитам, обеспечение льготных условий государственного страхования и др.) и иные стимулы (улучшение инвестиционной инфраструктуры, создание зон со специальным экономическим статусом).
Для определения приоритетов направления ПИИ в отрасли и сектора российской экономики автором была разработана методология выбора отраслей-реципиентов ПИИ на основе матрицы BCG отраслей отечественной промышленности, исходя из степени их потребности в ПИИ и конкурентоспособности. Приведенный матричный анализ использования отраслевых приоритетов для притока ПИИ позволил сделать следующие рекомендации:
1. Необходимо поощрять и стимулировать приток ПИИ в ключевые отрасли, которые обладают наибольшим мультипликативных эффектом (машиностроение, автомобилестроение, химическая, фармацевтическая, пищевая отрасли и др.).
2. Необходимо направлять ПИИ в те отрасли, которые позволят за короткое время аккумулировать доходы и увеличить налогооблагаемую базу.
3. Необходимо эффективно привлекать ПИИ, основываясь не только на потребность отраслей в их притоке и их техническом потенциале, но и на возможности в результате иностранных вложений повысить конкурентоспособность отечественной экономики на глобальном рынке.
Обеспечение устойчивого экономического развития регионов нашей страны является одним из важных направлений экономической политики, проводимой в Российской Федерации, в связи с чем автором был разработан комплекс рекомендаций для региональных властей с целью увеличения притока прямых иностранных инвестиций в регионы России:
1) оптимизация прозрачной и эффективной организационной структуры сотрудничества с иностранными инвесторами, соблюдение принципа «одного окна»;
2) развитие государственно-частного партнерства, разработка регулирующих данный тип партнерства законодательных норм с установленными формами и ответственностью каждого участника данного партнерства;
3) предоставление льгот в соответствии с интересами инвесторов в них (льготы на землю и государственное финансирование инфраструктурных объектов), создание инфраструктуры для инновационной деятельности, повышение уровня образования в регионах;
4) предоставление поддержки международным компаниям малой и средней величины;
5) создание механизма обмена опытом по привлечению иностранного капитала между регионами РФ.
Автором также предлагается использовать 10 ключевых принципов, которые послужат фундаментом формирования эффективной инвестиционной политики и позволят достичь баланса национальных интересов и интересов иностранного инвестора. А именно следующие принципы: недискриминация; прозрачность/прогнозируемость; гибкость; кодификация и публикация; первичное предупреждение; консультации; подотчетность; безопасность; эффективность; последнее средство.
Данные рекомендации и принципы, которые базируются на выявленных ранее проблемах и барьерах на пути инвестиционной деятельности в России, в целом, и в ее регионах, в частности, позволят увеличить приток ПИИ и повысить эффективность системы государственного регулирования инвестиционной деятельности в нашей стране.
Таким образом, проведенный анализ притока прямых иностранных инвестиций в Россию по методу наименьших квадратов выявил основные зависимости и закономерности формирования величины их притока.
На основе проведенного автором прогноза притока ПИИ в РФ были получены прогнозные значения данного показателя, на основе которых был сделан вывод о постепенном ежегодном росте притока прямого иностранного капитала в российскую экономику, что говорит о восстановление инвестиционной активности после инвестиционной паузы 2020 года и выходе нашей страны на путь устойчивого экономического роста.