В заключение необходимо сделать некоторые общие выводы из исследований, проведенных по конкуренции как различным экономическим категориям.
Конкуренция - важная категория рыночных отношений. Он бывает разных форм и делается по-разному. Это может быть внутри отрасли (между похожими продуктами) и между отраслями (между продуктами в разных отраслях). Ценообразование включает продажу товаров и услуг по более низким ценам, чем у наших конкурентов. Снижение цен возможно за счет снижения затрат или уменьшения прибыли, которую могут получить только крупные компании. Неценовая конкуренция основана на продаже более качественной и надежной продукции, созданной с помощью передовых технологий. В зависимости от того, как участники рынка конкурируют друг с другом, они различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.
Идеальная конкуренция недостижима. Вы можете только приблизиться к нему. При некоторой условности соревнования, существовавшие до середины 19 века, можно считать бесплатными. Со второй половины 19 века под влиянием достижений науки и технологий происходит стремительный процесс концентрации производства, который приводит к образованию крупных и сверхкрупных компаний. Монополия.
Монополия (греч. Mono-1, Poleo-I sell) возникает, когда другой производитель занимает доминирующее положение и доминирует на рынке определенного продукта. Монополия образуется в результате слияния нескольких компаний и имеет следующие организационные формы:
1. Картель - соглашение о распределении продукта (количестве) и разделе рынка сбыта.
2. Синдикат - это объединение, целью которого является организация совместных продаж товаров.
3. Трест - это монополия, которая объединяет активы, производство и продажу продукции компании-члена. Вызывает беспокойство то, что все фирмы-члены в разных отраслях владеют одним финансовым центром, но используют общие технологии.
4. Конгломерат - организация, основанная на проникновении крупных компаний в отрасль и не имеющая производственных или технических отношений со сферой деятельности материнской компании. Возникновение монополии приводит к несовершенной конкуренции (несовершенный рынок конкуренции).
Несовершенную конкуренцию можно разделить на три типа: монопольная конкуренция, олигополия и чистая монополия.
1. Из-за монополистической конкуренции на рынке остается большое количество покупателей и продавцов. Но возникает новое явление - существование продукта, который его отличает, то есть продукта с характеристиками, которые отличают его от аналогичных продуктов его конкурентов. Эти характеристики следующие: Высокое качество продукции, красивая упаковка, хорошие условия продаж, удачное расположение магазинов, высокий уровень обслуживания.
Обладая таким преимуществом, владелец дифференцированного продукта становится до некоторой степени монополистом и получает возможность влиять на цену. Однако, поскольку объем продаж каждого продавца относительно невелик, существует множество монополий, каждая из которых ограничивает контроль над рыночными ценами. Это характеристика монополистической конкуренции.
2. Олигополистическая конкуренция представлена рынком, на котором доминируют несколько компаний (греч. Oligo-little, poleo-sell). Для него характерно наличие схожих или дифференцированных товаров, главной особенностью которых является установление цен согласно принципам лидерства. Этот принцип предполагает, что большинство компаний пытаются устанавливать цены примерно такие же, как у самых сильных компаний на рынке. Противоположностью олигополии является олигополия, когда на рынке присутствует несколько покупателей, а не продавцов.
3. Если есть только один продавец и нет конкурентов, на рынке существует чистая монополия. Его особенность в том, что продавец может изменять цену в очень широком диапазоне, а максимальная цена ограничивается только платежеспособным спросом. Бывает, что на рынке всего один покупатель. Это явление называется монопсонией (покупаю).
Итак, отрицательное влияние заключается в том, что монополии, которые доминируют на рынке и приносят большую прибыль из-за высоких цен монополий, ограничивают производство. Более того, в неконкурентной среде монополии теряют стимул повышать эффективность за счет технического прогресса. Помня об этом, страны стремятся противостоять монополии, поощряя конкуренцию. Важнейшим инструментом для этого является антимонопольное законодательство. Пакет законов, который является средством поддержания баланса между национальной конкуренцией и монополией.