?>
Введение 3 Глава I Теоретические аспекты обучения детей с сенсорными нарушениями 8 1.1 Понятие, причины и виды сенсорных нарушений 8 1.2 Психологическая характеристика детей с сенсорными нарушениями .18 1.3 Методики и способы обучения детей с сенсорными нарушениями 47 Выводы к Главе I 52 Глава II Эмпирическое исследование по выявлению особенностей обучения детей с сенсорными нарушениями 53 2.1 Цель и организация исследования 53 2.2Результаты исследования 58 2.3Рекомендации по обучению детей с сенсорными нарушениями 67 Выводы к Главе II 71 Заключение 72 Список использованной литературы и источников 73 Приложения

Особенности обучения детей с сенсорными нарушениями

дипломная работа
Педагогика
70 страниц
57% уникальность
2022 год
57 просмотров
Соловьева Е.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава I Теоретические аспекты обучения детей с сенсорными нарушениями 8 1.1 Понятие, причины и виды сенсорных нарушений 8 1.2 Психологическая характеристика детей с сенсорными нарушениями .18 1.3 Методики и способы обучения детей с сенсорными нарушениями 47 Выводы к Главе I 52 Глава II Эмпирическое исследование по выявлению особенностей обучения детей с сенсорными нарушениями 53 2.1 Цель и организация исследования 53 2.2Результаты исследования 58 2.3Рекомендации по обучению детей с сенсорными нарушениями 67 Выводы к Главе II 71 Заключение 72 Список использованной литературы и источников 73 Приложения
Читать дальше
Актуальность работы. Современное общество отличается многообразием сенсорной информации, которую должен воспринимать индивид. Сегодня взаимодействие человека в социуме во многом зависит от его возможностей целостного восприятия информационной среды, что определяется сенсорным восприятием. Сенсорное восприятие является важнейшим процессом для развития личности, благодаря сенсорным процессам происходит формирование представлений и понятий, которые складываются в картину мира и служат ориентиром для человека в окружающей действительности. Сенсорное восприятие окружающего мира характеризуется чувственным познанием его устройства. Если в работе органов чувств имеются какие-то нарушения, то это приводит к искажению восприятия мира, его объектов и процессов.


Если вы хотите знать, сколько стоит написать диссертацию на заказ цена на неё будет известна, когда вы заполните форму на сайте Work5.


Сенсорные нарушения являются следствием более серьезного заболевания ребенка, т.е. они являются вторичным отклонением. Они могут возникнуть при ДЦП, даунизме, умственной отсталости, различных сбоях в функционировании центральной нервной системы. С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды. Огромное количество информации от органов чувств идет в наш мозг ежесекундно. Мозг должен организовать ее, выбрать наиболее важные, необходимые и отбраковать ненужные из многочисленных поступающих сенсорных сигналов. Поток нервных импульсов от органов чувств и внутренних органов определяет развитие нервной системы ребенка. Если ребенок родился здоровым и его сенсорная стимуляция нормальна, то у него нет проблем с развитием двигательных навыков, речи и поведения. Для детей же, имевших в начале жизни какие-либо нарушения сенсорной стимуляции (из-за повреждения в родах чувствительных органов, ствола мозга, мозжечка, нервных путей и т. д.), процесс сенсорной стимуляции оказывается неэффективным или недостаточно эффективным. У таких детей развиваются различные нарушения, что приводит к дисфункции сенсорной интеграции. Необходимо создавать определенные методики для обучения детей с выраженными сенсорными нарушениями. Существует множество программ в данной области, но до сих пор данное направление раскрыто не в полной мере. Научная разработанность. Существующая ранее в России типология коррекционных учреждений не включала коррекционные школы и классы для детей с аутизмом. Ранее эти дети частично обучались по программам для умственно отсталых, либо обучались на дому или в частных учреждениях. Создание коррекционных классов данного профиля является новой практикой в нашей стране. Нарушения интеллектуальной деятельности у детей с аутизмом во многом связаны со спецификой их сенсорного восприятия, которое является первым в цепочке мыслительных процессов. Т.Д. Марцинковская отмечает, что к данному виду дефекта относятся: «нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, которые характеризуются недоразвитием в части нервной системы детей, ответственной за восприятие» [44, c. 12]. Сенсорному развитию детей с нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи как И.М. Сеченов, В.В. Лебединский, Т.Д. Марцинковская, П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, И.А. Соколянский, Н.А. Бернштейн, Н.П. Вайзман, У. Кислинг и др [57, c. 17]. В.В. Лебединский подчеркивает, что «сенсорные нарушения характеризуются отсутствием реакции ребенка на звук, свет, нарушением речи, невозможностью выполнения произвольных движений» [36, c. 56]. Дети, страдающие сенсорными нарушениями, часто пытаются привлечь к себе внимание посредством движений, в ходе разговора внимательно смотрят на движения губ собеседника, их речь затруднена, часть звуков произносится неправильно. Если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может двигаться без посторонней помощи (при ДЦП, параличах и парезах). «Изучением особенностей высших психических функций у детей с сенсорными нарушениями занимались И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Н.А. Рычкова и др.» [22]. У детей с сенсорными нарушениями наблюдается недостаточная сформированность высших психических функций. В связи с вышеизложенным, актуальной становится проблема изучения особенностей обучения детей с сенсорными нарушениями и поиска путей их эффективного развития. Цель исследования: раскрыть особенности обучения детей с сенсорными нарушениями. Объект исследования: дети с сенсорными нарушениями. Предмет исследования: особенности обучения детей с сенсорными нарушениями. В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что особенности обучения детей с сенсорными нарушениями улучшится при выполнении следующих условий:  создание доброжелательной атмосферы во всех классах, где дети могут обсуждать свою жизнь и чувства, где развита взаимная поддержка и коллективная работа.  использование возможности внеурочной работы, например, во время занятий в кружках, участия в общешкольных мероприятиях.  Распределение детей по парам для выполнения проектов, чтобы один из школьников мог подать пример другому. В соответствии с обозначенной проблемой, выдвинутыми целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, были сформулированы следующие задачи:  Раскрыть понятие, сущность и виды сенсорных нарушений.  Дать психологическую характеристику детей с сенсорными нарушениями.  Обозначить методики и способы обучения детей с сенсорными нарушениями.  Провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей обучения детей с сенсорными нарушениями.  Дать рекомендации по обучению детей с сенсорными нарушениями. Для решения поставленных задач и проверке гипотезы в работе использовались следующие методы исследования: - теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы; обобщение и систематизация научных данных; - эмпирические: наблюдение, опрос, беседа, педагогический эксперимент. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что понимание особенностей обучения детей с сенсорными нарушениями может стать основой для выработки общих рекомендаций для педагогов и родителей. Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования педагогами предложенных методических рекомендаций по обучению детей с сенсорными нарушениями. Основные этапы исследования: Первый этап. Подбор литературных источников по теме исследования, оформление теоретической части работы, раскрытие понятия, сущности и видов сенсорных нарушений, обозначение психологической характеристики детей с сенсорными нарушениями. Второй этап. Реализация эмпирического исследования и рекомендации по обучению детей с сенсорными нарушениями, диагностика сенсорного развития школьников. Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью и соблюдением исходных теоретических позиций, которые связаны с применением комплекса методов (анализ научной литературы по обозначенной проблеме, систематизация научной информации по заданной тематике, опрос, структуризация полученных результатов исследования), соответствующих предмету, цели, задачам, эмпирической проверке гипотезы и логике исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования является Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1501" . Выборка исследования 20 детей с сенсорными нарушениями. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, благодаря проведенному эмпирическому исследованию, цель нашего исследования была достигнута. А именно, мы произвели анализ особенностей мышления у детей с сенсорными нарушениями младшего школьного возраста. Разделив исследование на три этапа: констатирующий эксперимент, проведение коррекционной работы и фронтальный эксперимент, мы смогли проследить динамику развития мышления, тем самым, доказали гипотезу нашего исследования, что сенсорное нарушение оказывает негативное влияние на уровень развития мышления у детей младшего школьного возраста, а своевременное проведение коррекционных работ с ребенком может благоприятно повлиять на динамику развития мышления. В ходе проведения эмпирического исследования мы решили следующие задачи:  изучили научную литературу по данной теме;  рассмотрели когнитивное развитие у детей с сенсорными нарушениями в младшем школьном возрасте;  провели экспериментально - психологического исследования, состоящего из констатирующего и фронтального экспериментов, для изучения особенностей мышления у детей с сенсорными нарушениями младшего школьного возраста. В ходе работы над теоретической и экспериментальной частью мы подтвердили выдвинутую гипотезу, следовательно данное исследование особенностей развития мышления младших школьников с сенсорными нарушениями проведено успешно
Читать дальше
1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика умственного развития детей : учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 265 с. 2. Аксенова Л.И. и др. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с. 3. Алехин С.В. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях. Методический сборник. – М.: МГППУ. 2012. – 312с. 4. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 363 с. 5. Бакланов И.С. Формирование социальной идентичности личности в современном обществе. – Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. – с. 694. 6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2017. – 136 с. 7. Богдан Н. Н. Детская практическая психология.– Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. – 116 с. 8. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебник. – 2-е изд., пер. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 235 с. 9. Вачеян Л. А., Воронина С. Н. Специальная детская психология. – Специальность «Специальная дошкольная педагогика и психология». Часть I. 2017. – с. 64. 10. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. – М.: 1973. – 421 с. 11. Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 128 с. 12. Воронцов Д.В., Труфанова О.К., Юматова И.И., Шевырева Е.Г. Клиническая психология. Учебник. – Ростов /Дону, Феникс, 2016. – 312с. 13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с. 14. Ганиева И.Н. Маски в нашей жизни и психологические роли, которые мы играем. – Современное развитие экономических и правовых отношений. Образование и образовательная деятельность. 2016. № 15. – С. 15 - 18. 15. Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 330 с. 16. Головина О.В. Конспект работы В.В. Лебединского Нарушение психического развития в детском возрасте. Коррекционная педагогика (младшая, средняя, старшая группа). – 2016. – с. 56. 17. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 272с. 18. Гринина Е.С. Методы психологической коррекции. – Саратов: 2016. – 130 с. 19. Грищенко Т.А. Сенсорное развитие дошкольников с нарушениями зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры. – Издательство: ВЛАДОС. 2017г. – 96 с. 20. Гулевич О.А. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2016. – 454 с. 21. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2003. – 319 с. 22. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования. Учебное пособие. – Издательство М.: 2018. – 216с. 23. Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. – М., 2019. –67с. 24. Ефремова Т.Е. Роль сенсорной интеграции в реабилитации детей с речевыми и психическими нарушениями в практике отделения медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ»: учебно-методическое пособие. ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, ФПК и ППС, кафедра неврологии и нейрохирургии с курсом мануальной терапии и рефлексотерапии. - Ростов-наДону: Изд-во РостГМУ, 2020г. - 36 с. 25. Живолупов С.А. Головокружение в неврологии. – М.: АСТ, 2016. – 345 c. 26. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с. 27. Иванников В. А. Общая психология: учебник для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 480 с. 28. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие, пер. с нем. К.А. Шарр. – Москва: Теревинф, 2018. – 240 с. 29. Колесникова Г. И. Специальная психология и специальная педагогика: Учебное пособие. – 3-е изд., пер. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 176 с. 30. Колесникова Г.И. Справочник детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 348с. 31. Колчина А.Г. и др. Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин. – Саратов: ИЦ «Наука», 2017. – 371 с. 32. Кондратьева Т.В. Сенсорная интеграция – метод коррекции первичного нарушения при расстройствах аутистического спектра: методическое пособие. – Самара. 2018. – 122 с. 33. Кудрявцева А.С. Дифференциальная диагностика вестибулярных расстройств у пациентов с предварительным диагнозом хронической недостаточности мозгового кровообращения в вертебрально-базилярном бассейне или синдромом вегетативной дисфункции. – Санкт-Петербург: 2018г. – 105с. 34. Кузнецова Л.М., Переслени Л.И. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 480 с. 35. Кузнецова Л.М., Переслени Л.И. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 480 с. 36. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. – М., 1985. – 217 с. 37. Лубовский В. И. (редактор) Специальная психология. – М.: «Academia», Юрайт, 2016 (в 2 т.; 7-е изд.). – 415с. 38. Лубовский В. И., Коробейников И. А., Валявко С. М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития. – «Психологическая наука и образование», 2016, № 4, – с. 50—60. 39. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. – М., 2017. – 373 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
планирование маркетинговой деятельности магазина автозапчастей «Фильтр38»
Количество страниц:
35
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Частично упорядоченное банахово пространство
Количество страниц:
20
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Высшая математика
курсовая работа
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image