Если вы хотите знать, сколько стоит написать диссертацию на заказ цена на неё будет известна, когда вы заполните форму на сайте Work5.
Сенсорные нарушения являются следствием более серьезного заболевания ребенка, т.е. они являются вторичным отклонением. Они могут возникнуть при ДЦП, даунизме, умственной отсталости, различных сбоях в функционировании центральной нервной системы. С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды. Огромное количество информации от органов чувств идет в наш мозг ежесекундно. Мозг должен организовать ее, выбрать наиболее важные, необходимые и отбраковать ненужные из многочисленных поступающих сенсорных сигналов. Поток нервных импульсов от органов чувств и внутренних органов определяет развитие нервной системы ребенка. Если ребенок родился здоровым и его сенсорная стимуляция нормальна, то у него нет проблем с развитием двигательных навыков, речи и поведения. Для детей же, имевших в начале жизни какие-либо нарушения сенсорной стимуляции (из-за повреждения в родах чувствительных органов, ствола мозга, мозжечка, нервных путей и т. д.), процесс сенсорной стимуляции оказывается неэффективным или недостаточно эффективным. У таких детей развиваются различные нарушения, что приводит к дисфункции сенсорной интеграции. Необходимо создавать определенные методики для обучения детей с выраженными сенсорными нарушениями. Существует множество программ в данной области, но до сих пор данное направление раскрыто не в полной мере. Научная разработанность. Существующая ранее в России типология коррекционных учреждений не включала коррекционные школы и классы для детей с аутизмом. Ранее эти дети частично обучались по программам для умственно отсталых, либо обучались на дому или в частных учреждениях. Создание коррекционных классов данного профиля является новой практикой в нашей стране. Нарушения интеллектуальной деятельности у детей с аутизмом во многом связаны со спецификой их сенсорного восприятия, которое является первым в цепочке мыслительных процессов. Т.Д. Марцинковская отмечает, что к данному виду дефекта относятся: «нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, которые характеризуются недоразвитием в части нервной системы детей, ответственной за восприятие» [44, c. 12]. Сенсорному развитию детей с нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи как И.М. Сеченов, В.В. Лебединский, Т.Д. Марцинковская, П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, И.А. Соколянский, Н.А. Бернштейн, Н.П. Вайзман, У. Кислинг и др [57, c. 17]. В.В. Лебединский подчеркивает, что «сенсорные нарушения характеризуются отсутствием реакции ребенка на звук, свет, нарушением речи, невозможностью выполнения произвольных движений» [36, c. 56]. Дети, страдающие сенсорными нарушениями, часто пытаются привлечь к себе внимание посредством движений, в ходе разговора внимательно смотрят на движения губ собеседника, их речь затруднена, часть звуков произносится неправильно. Если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может двигаться без посторонней помощи (при ДЦП, параличах и парезах). «Изучением особенностей высших психических функций у детей с сенсорными нарушениями занимались И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Н.А. Рычкова и др.» [22]. У детей с сенсорными нарушениями наблюдается недостаточная сформированность высших психических функций. В связи с вышеизложенным, актуальной становится проблема изучения особенностей обучения детей с сенсорными нарушениями и поиска путей их эффективного развития. Цель исследования: раскрыть особенности обучения детей с сенсорными нарушениями. Объект исследования: дети с сенсорными нарушениями. Предмет исследования: особенности обучения детей с сенсорными нарушениями. В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что особенности обучения детей с сенсорными нарушениями улучшится при выполнении следующих условий: создание доброжелательной атмосферы во всех классах, где дети могут обсуждать свою жизнь и чувства, где развита взаимная поддержка и коллективная работа. использование возможности внеурочной работы, например, во время занятий в кружках, участия в общешкольных мероприятиях. Распределение детей по парам для выполнения проектов, чтобы один из школьников мог подать пример другому. В соответствии с обозначенной проблемой, выдвинутыми целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, были сформулированы следующие задачи: Раскрыть понятие, сущность и виды сенсорных нарушений. Дать психологическую характеристику детей с сенсорными нарушениями. Обозначить методики и способы обучения детей с сенсорными нарушениями. Провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей обучения детей с сенсорными нарушениями. Дать рекомендации по обучению детей с сенсорными нарушениями. Для решения поставленных задач и проверке гипотезы в работе использовались следующие методы исследования: - теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы; обобщение и систематизация научных данных; - эмпирические: наблюдение, опрос, беседа, педагогический эксперимент. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что понимание особенностей обучения детей с сенсорными нарушениями может стать основой для выработки общих рекомендаций для педагогов и родителей. Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования педагогами предложенных методических рекомендаций по обучению детей с сенсорными нарушениями. Основные этапы исследования: Первый этап. Подбор литературных источников по теме исследования, оформление теоретической части работы, раскрытие понятия, сущности и видов сенсорных нарушений, обозначение психологической характеристики детей с сенсорными нарушениями. Второй этап. Реализация эмпирического исследования и рекомендации по обучению детей с сенсорными нарушениями, диагностика сенсорного развития школьников. Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью и соблюдением исходных теоретических позиций, которые связаны с применением комплекса методов (анализ научной литературы по обозначенной проблеме, систематизация научной информации по заданной тематике, опрос, структуризация полученных результатов исследования), соответствующих предмету, цели, задачам, эмпирической проверке гипотезы и логике исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования является Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1501" . Выборка исследования 20 детей с сенсорными нарушениями. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.