?>
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения уолочинских построек верхнего Попселья и посулья 5 1.1 История изучения колочинской культуры 5 1.2 Критерии жилых и нежилых построек 9 Глава 2. Изучение Колочинских построек верхнего Попселья и посулья 13 2.1 Характеристика источниковой базы исследования 13 2.2 Описание построек 15 Заключение 22 Список использованной литературы 23

Колочинские постройки верхнего Попселья и посулья

курсовая работа
Археология
25 страниц
85% уникальность
2022 год
57 просмотров
Оболенцева Е.
Эксперт по предмету «Археология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения уолочинских построек верхнего Попселья и посулья 5 1.1 История изучения колочинской культуры 5 1.2 Критерии жилых и нежилых построек 9 Глава 2. Изучение Колочинских построек верхнего Попселья и посулья 13 2.1 Характеристика источниковой базы исследования 13 2.2 Описание построек 15 Заключение 22 Список использованной литературы 23
Читать дальше
Актуальность. Колочинская культура - раннесредневековая археологическая культура (V-VII вв.). Основной ареал его распространения включал территорию восточной части Гомельской и Могилевской областей Беларуси (восточнее реки Птичь), Брянскую область, западные части Курской и Белгородской областей России, а также прилегающие районы Витебская (Беларусь), Смоленская (Россия), Сумская и Черниговская области в Украине; На территории Липецкой и Тамбовской областей России также существовали небольшие анклавы, заселенные переселенцами с основной территории.


На Work5 выполнение контрольных работ на заказ не занимает много времени.


. Время возникновения колочинской культуры исследователи относят ко второй четверти - середине V века. Большинство поселений представляют собой неукрепленные поселения, что свидетельствует об относительно спокойных условиях проживания населения колохинской культуры на протяжении большей части их существования. Были у колочинцев и поселения, укрепленные валами и рвами; как правило, это были не постоянные места жительства, а убежища. Ситуация изменилась в 630-660 гг., когда по крайней мере южные районы территории, занимаемой колочинской культурой, были захвачены степными кочевниками. Следствием этого стало массовое захоронение так называемых муравьиных кладов. Однако ведущую роль в этнокультурном повороте в регионе в третьей четверти - конце VII в. - сыграли не кочевники, а пришедшие туда новые, многочисленные группы славянского населения. Жилища обычно представляют собой прямоугольные (реже подквадратные) полуукрытия с ровным полом и центральной опорной колонной. Применялась блочная или каркасная конструкция стен; вход был с южной стороны. Для отопления колочинцы использовали печи или печи, которые располагались в центре жилища. Так на основе киевской культуры в середине I тыс. н. э. Возникает колочинская культура. Памятники киевского типа также становятся основным субстратом пеньковской культуры в более южных регионах. Киевская культура явно не играла прямой роли в формировании пражской культуры, расположенной в лесостепной зоне Среднего Приднепровья и на Среднем и Верхнем Днестре. Однако исследователи еще не пришли к полному консенсусу в отношении этих раннесредневековых культур, что затрудняет решение этой проблемы. Элементы киевских древностей частично нашли отражение в пеньковской культуре, которую большинство исследователей связывает со славянским, антским населением. Цель – изучение колочинских построек верхнего Попселья и Посулья. Задачи: 1. Изучить историю исследования колочинской культуры. 2. Рассмотреть критерии жилых и нежилых построек. 3. Исследовать характеристику источниковой базы исследования. 4. Провести описание построек. Методы – анализ, синтез, систематизация. Хронологические рамки охватывают период с V века по 2021 год, затрагивая историю создания элементов культуры и построек и то, что как они сохранились на данный момент.

Читать дальше
Первые памятники Колохину были обнаружены в начале 20 века. В частности, М.А. Макаренко 1909 г. р. изучали захоронения с кремацией в ребристой урне в пос. Артюховка возле Ромена, но долгое время эта находка считалась уникальной. Эти древности были выделены в отдельную культурную группу Е. О. Симоновичем после раскопок 1955-1960 гг. Поселения Колохина на Днепре близ Гомеля. В последующие годы интересные материалы были получены при раскопках могильников Новый Быхов, Тайманов и Тощая Эта под Могилевом, Лебяжий, Княжеский, Картамышев в Куршинах, а также в поселениях Великие Будки Сумской области, Дегтяревка, Роище и Александровка в Черниговской области (раскопки Л. Д. Моря, Ю. А. Липкинга, Е. А. Горюновой, Р. В. Терпиловской и др.). В настоящее время известно более 100 населенных пунктов. На 20 из них проведены раскопки, в ходе которых обнаружено более 50 сооружений, а также 12 могильников, на которых обследовано около 400 погребений. Поселения в основном небольшие и располагаются на краю первой террасы, иногда на дюнах в пойме. В северной части Колочинского района известно несколько поселений (Колочин, Мошонка и др.), служивших складами для жителей у открытых деревень. Основной тип жилища – квадратное полуукрытие с очагом и центральной колонной, очень похожее на постройки киевской культуры. Стены – блочные или каркасно-столбчатые конструкции. Имеются также несколько надземных жилищ (деснянок) и полужилищ с отопительной печью в углу. Последние, по-видимому, появляются у колочинских племен под влиянием правобережного населения пражской культуры. Хозяйственные постройки в основном представлены ямными погребами. Погребальный обряд колочинской культуры изучен достаточно подробно по сравнению с другими раннесредневековыми древностями Восточной Европы. Наиболее характерны захоронения, иногда насчитывается более 100 кремаций (Тайманова, Лебяжьего). Кремации в небольших круглых ямах обычно преобладают по количеству. Исключением является Княжий могильник, где покоится почти 70% урн. Обожженные кости опускали в ямные погребения, обычно смешанные с пеплом и углем, а очищенные кости помещали в урны. Урны иногда накрывались перевернутым большим горшком, в одном случае урна закрывалась глиняным диском. Изредка в погребениях встречается не только посуда, но и металлические украшения из круга «древностей антов» и наконечники копий. Предметы декора и орнамента в основном находили в погребениях. Среди бронзовых и серебряных украшений широкое распространение получили так называемые «антиквариаты» (большие фибулы пальцев, пряжки и детали поясного набора, воротники и др.). Большие клады таких вещей недавно были обнаружены в колочинских слободах в Трубчевске на Десне и в Гапонове на Сейме. В поселке Великие Будки найден клад ювелирных изделий. В него входили несколько железных орудий, сломанные серебряные украшения, а также две небольшие пальцеобразные фибулы и многочисленные полоски для одежды разного рода из свинцово-оловянного сплава. Наиболее архаичные памятники Колохина датируются серединой V века. по нескольким находкам железных фибул пражского типа (Осокорки, Колодезный бугор, Яловщина). Большинство данных находок датируется 6 веком, в основном 7 веком до н.э. В частности, середина - вторая половина VII в. Датированы вещи из кладов, найденных на Колочинских слободах в Гапонове и Великих Будках. Первые памятники Колохину были обнаружены в начале 20 века. В частности, М.А. Макаренко 1909 г. р. изучали захоронения с кремацией в ребристой урне в пос. Артюховка возле Ромена, но долгое время эта находка считалась уникальной. Эти древности были выделены в отдельную культурную группу Е. О. Симоновичем после раскопок 1955-1960 гг. Поселения Колохина на Днепре близ Гомеля. В последующие годы интересные материалы были получены при раскопках могильников Новый Быхов, Тайманов и Тощая Эта под Могилевом, Лебяжий, Княжеский, Картамышев в Куршинах, а также в поселениях Великие Будки Сумской области, Дегтяревка, Роище и Александровка в Черниговской области (раскопки Л. Д. Моря, Ю. А. Липкинга, Е. А. Горюновой, Р. В. Терпиловской и др.). В настоящее время известно более 100 населенных пунктов. На 20 из них проведены раскопки, в ходе которых обнаружено более 50 сооружений, а также 12 могильников, на которых обследовано около 400 погребений. Поселения в основном небольшие и располагаются на краю первой террасы, иногда на дюнах в пойме. В северной части Колочинского района известно несколько поселений (Колочин, Мошонка и др.), служивших складами для жителей у открытых деревень. Основной тип жилища – квадратное полуукрытие с очагом и центральной колонной, очень похожее на постройки киевской культуры. Стены – блочные или каркасно-столбчатые конструкции. Имеются также несколько надземных жилищ (деснянок) и полужилищ с отопительной печью в углу. Последние, по-видимому, появляются у колочинских племен под влиянием правобережного населения пражской культуры. Хозяйственные постройки в основном представлены ямными погребами. Погребальный обряд колочинской культуры изучен достаточно подробно по сравнению с другими раннесредневековыми древностями Восточной Европы. Наиболее характерны захоронения, иногда насчитывается более 100 кремаций (Тайманова, Лебяжьего). Кремации в небольших круглых ямах обычно преобладают по количеству. Исключением является Княжий могильник, где покоится почти 70% урн. Обожженные кости опускали в ямные погребения, обычно смешанные с пеплом и углем, а очищенные кости помещали в урны. Урны иногда накрывались перевернутым большим горшком, в одном случае урна закрывалась глиняным диском. Изредка в погребениях встречается не только посуда, но и металлические украшения из круга «древностей антов» и наконечники копий. Предметы декора и орнамента в основном находили в погребениях. Среди бронзовых и серебряных украшений широкое распространение получили так называемые «антиквариаты» (большие фибулы пальцев, пряжки и детали поясного набора, воротники и др.). Большие клады таких вещей недавно были обнаружены в колочинских слободах в Трубчевске на Десне и в Гапонове на Сейме. В поселке Великие Будки найден клад ювелирных изделий. В него входили несколько железных орудий, сломанные серебряные украшения, а также две небольшие пальцеобразные фибулы и многочисленные полоски для одежды разного рода из свинцово-оловянного сплава. Наиболее архаичные памятники Колохина датируются серединой V века. по нескольким находкам железных фибул пражского типа (Осокорки, Колодезный бугор, Яловщина). Большинство данных находок датируется 6 веком, в основном 7 веком до н.э. В частности, середина - вторая половина VII в. Датированы вещи из кладов, найденных на Колочинских слободах в Гапонове и Великих Будках. Первые памятники Колохину были обнаружены в начале 20 века. В частности, М.А. Макаренко 1909 г. р. изучали захоронения с кремацией в ребристой урне в пос. Артюховка возле Ромена, но долгое время эта находка считалась уникальной. Эти древности были выделены в отдельную культурную группу Е. О. Симоновичем после раскопок 1955-1960 гг. Поселения Колохина на Днепре близ Гомеля. В последующие годы интересные материалы были получены при раскопках могильников Новый Быхов, Тайманов и Тощая Эта под Могилевом, Лебяжий, Княжеский, Картамышев в Куршинах, а также в поселениях Великие Будки Сумской области, Дегтяревка, Роище и Александровка в Черниговской области (раскопки Л. Д. Моря, Ю. А. Липкинга, Е. А. Горюновой, Р. В. Терпиловской и др.). В настоящее время известно более 100 населенных пунктов. На 20 из них проведены раскопки, в ходе которых обнаружено более 50 сооружений, а также 12 могильников, на которых обследовано около 400 погребений. Поселения в основном небольшие и располагаются на краю первой террасы, иногда на дюнах в пойме. В северной части Колочинского района известно несколько поселений (Колочин, Мошонка и др.), служивших складами для жителей у открытых деревень. Основной тип жилища – квадратное полуукрытие с очагом и центральной колонной, очень похожее на постройки киевской культуры. Стены – блочные или каркасно-столбчатые конструкции. Имеются также несколько надземных жилищ (деснянок) и полужилищ с отопительной печью в углу. Последние, по-видимому, появляются у колочинских племен под влиянием правобережного населения пражской культуры. Хозяйственные постройки в основном представлены ямными погребами. Погребальный обряд колочинской культуры изучен достаточно подробно по сравнению с другими раннесредневековыми древностями Восточной Европы. Наиболее характерны захоронения, иногда насчитывается более 100 кремаций (Тайманова, Лебяжьего). Кремации в небольших круглых ямах обычно преобладают по количеству. Исключением является Княжий могильник, где покоится почти 70% урн. Обожженные кости опускали в ямные погребения, обычно смешанные с пеплом и углем, а очищенные кости помещали в урны. Урны иногда накрывались перевернутым большим горшком, в одном случае урна закрывалась глиняным диском. Изредка в погребениях встречается не только посуда, но и металлические украшения из круга «древностей антов» и наконечники копий. Предметы декора и орнамента в основном находили в погребениях. Среди бронзовых и серебряных украшений широкое распространение получили так называемые «антиквариаты» (большие фибулы пальцев, пряжки и детали поясного набора, воротники и др.). Большие клады таких вещей недавно были обнаружены в колочинских слободах в Трубчевске на Десне и в Гапонове на Сейме. В поселке Великие Будки найден клад ювелирных изделий. В него входили несколько железных орудий, сломанные серебряные украшения, а также две небольшие пальцеобразные фибулы и многочисленные полоски для одежды разного рода из свинцово-оловянного сплава. Наиболее архаичные памятники Колохина датируются серединой V века. по нескольким находкам железных фибул пражского типа (Осокорки, Колодезный бугор, Яловщина). Большинство данных находок датируется 6 веком, в основном 7 веком до н.э. В частности, середина - вторая половина VII в. Датированы вещи из кладов, найденных на Колочинских слободах в Гапонове и Великих Будках.
Читать дальше
1. Абломский А.М. Позднезарубинецкие памятники. Археология СССР. М., 1993. - 278 с. 2. Абломский А.М. Этнические процессы на водоразделе Днепра и Дона в I-V вв. н. е. Москва-Сумы, 1991. 414 с. 3. Абломский А.М., Терпиловский Р.В. Среднее Поднепровье и Днепровское Левобережье в первые века. М. 1991. 320 с. 4. Казак В. Боевые топоры в Литве и Белоруссии в I тыс. до н.э. е. Минск., 2014. 276 с. 5. Карзухина Г.Ф. Среднее Поднепровье во второй половине VI - начале VIII вв. Рукописный архив ИИМК РАН, 1974. - 200 с. 6. Лявяня В.П. Юхновская культура (её зарождение и развитие) СА, 1963. 201 с. 7. Приходнюк А.М. Основы сумки и исследовательские задачи Пастырской слободы. Арх., 1998. 278 с. 8. Приходнюк А.М. Технология изготовления и плетения ювелирного стиля металлических украшений Чабанской слободы. Арх., 1994. 267 с. 9. Пузикова А.И. Памятники Скифского временного бассейна с. Тускарь (Посеймье). М., 1997. 198 с. 10. Родинкова В.Я. Металлические детали одежды и украшения как хронологические индикаторы. М., 1996. 498 с. 11. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. 285 с. 12. Седов В.В. Длинные курганы Кривичей. ГАИ, 1974. 299 с. 13. Таутович А. К вопросу о хронологии восточно-налитских боевых топоров. Таллин, 1966. 288 с. 14. Терпиловский Р.В. Новые исследования памятников первой половины I тыс. до н.э. е. в Сумской обл. Сумщин, 1989. 176 с. 15. Тихомиров Н.А. Княжинский и Лебяжинский кладбища. Курск, 1990. 548 с. 16. Тихомиров Н.А., Терпиловский Р.У. Поселки Гочева 1 и 2 на Псле. Курск, 1990. 130 с. 17. Чорных А.М., Барцева Т.Б. Сплавы цветных металлов. М., 1972. 382 с. 18. Щаглова А.А. О двух группах «древностей антов» в Среднем Поднепровье. Курск, 1990. 254 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Обучение чтению на уроках русского языка в школах Республики Молдова в 5-9 классах
Количество страниц:
27
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Филология
дипломная работа
Феномен смерти в религиозно-философских традициях христианства и ислама
Количество страниц:
70
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Философия
курсовая работа
Исполнительные органы государственной власти
Количество страниц:
35
Оригинальность:
60%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image