Исследование, проведенное в рамках курсовой работы, позволяет сделать ряд выводов:
1. Анализ художественного текста может реализовываться на базе целого ряда подходов: литературоведческого, лингвистического, филологического, соединяющего элементы первых двух видов анализа, мотивационного, культурологического. Школьный разбор произведений литературы часто комбинирует элементы всех перечисленных типов, ориентируясь на главную цель – воспитание читательского восприятия. Проблемно-поисковый вид анализа также призван формировать читателя-школьника на основе работы с проблемными ситуациями, связанными с анализом художественного текста. Вне зависимости от типа разбора, любой анализ, следующий за первичным прочтением художественного текста, ставит своей задачей корректировку субъективированности изначального восприятия.
2. Культурологический анализ текста, который может выступать как отдельный вид разбора или как составляющая процесса исследования особенностей литературного произведения, в большинстве случаев чрезвычайно важен из-за интертекстуальности всех произведений мировой литературы, которая, как и смежные виды искусств формирует сферу духовной деятельности общества. Необходимость культуроведческого анализа, включающего как элемент культурологический комментарий, справку или микрокурс, также продиктована особой взаимосвязью литературы со смежными видами искусства. Так же, как и словесное творчество, они рождают образы, но их произведения воздействуют на воспринимающее сознание через другие каналы восприятия, они не наделены той интеллектуальностью, какой обладает искусство слова.
3. В процессе использования музыки, изобразительного искусства, кино, театральных постановок в качестве инструмента анализа художественного текста удается достичь многоуровневого понимания идейного замысла автора. Музыкальное творчество позволяет анализировать текст по трем направлениям: используя музыкально-песенный контекст, программную музыку или тему музыки, введенную автором в произведение как средство художественной изобразительности. Цикл рассказов «Записки охотника» демонстрирует возможности использования музыкально-вокального направления для создания нужных ассоциаций в ходе интерпретации тургеневской прозы.
4. Наиболее частно используемые для анализа художественных текстов произведения искусства – это живописные полотна и книжная графика. Аллюзии на живопись в текстах русских писателей II половины XIX века – распространенное явление. Ассоциативная связь словесного полотна «Записок охотника» и живописи художников Барбизонской школы позволяет проанализировать своеобразие тургеневской прозы на основе визуализации. Более сложные образы рождают романы Достоевского, где структура, включающая в себя аллюзии, заставляет прийти к целому ряду умозаключений для выявления взаимосвязи образов и идей.
5. Театр и кино представляют собой виды искусства, связанные с литературой неразрывной связью. Они выступают в виде сложных культурных явлений, так как основаны на синтезе упомянутых выше искусств – музыки, изобразительного творчества и литературы. Их использование в ходе анализа художественного текста дает особые возможности. Созданные на основе литературных текстов, они не дублируют их, а выделяют и показывают то главное, что хотел донести до читателя писатель. Эти виды искусства часто трансформируют изначальную идею, но для вдумчивого читателя такой подход лишь делает особенности оригинального текста ещё рельефнее.
В ходе изучения темы, заявленной в курсовой работе, были раскрыты различные виды анализа художественных текстов и подчеркнуты их особенности. Результаты исследования показали глубокую взаимосвязь литературы и смежных видов искусства – музыки, изобразительного искусства, театра и кино – дающую возможность использовать их как прием анализа художественных текстов. В работе были освещены способы анализа произведений И.С. Тургенева с привлечением музыкально-песенного материала, художественного наследия эпохи Возрождения. Изложенные материалы также затронули варианты использования достижений кино в процессе работы над текстом романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», технологию использования серии иллюстраций, разработанных к произведению. В завершении работы было отмечена роль театральных постановок в анализе произведения Достоевского «Бесы» и показано использование отсылки к знаменитым полотнам Крамского как приема анализа романа «Братья Карамазовы».
На основе выводов, сделанных по результатам исследования, представляется возможным привести следующие методические рекомендации:
1. Приступать к анализу художественного текста на основе использования произведений смежных искусств необходимо после первичного восприятия словесного полотна. Зачастую их внедрение требует вначале провести филологический анализ, а затем приступать к прослушиванию музыкальных произведений, просмотру картин, спектаклей, кинофильмов. Последовательность использования смежных видов искусств, их выбор определяется спецификой литературного произведения.
2. Важным фактором использования смежных видов искусств в ходе анализа литературного текста является предварительное исследование биографии автора текста и выявление его эстетических предпочтений, поскольку именно они часто задают склонность писателя использовать тот или иной вид искусства как источник творческих ассоциаций.
3. Выявив аллюзию на произведение какого-либо смежного вида искусства, следует внимательно изучить историю его создания и взаимосвязи со всем творческим наследием автора, чтобы не упустить те смысловые нити, которые могут соединять художественный текст с другими произведениями искусства на разных уровнях.
4. Используя театр и кино как средства анализа необходимо вникнуть в особенности трактовки художественного текста режиссером-постановщиком для того, чтобы провести наиболее эффективный разбор. Те ассоциации, которые выявил режиссер, могут привести к неожиданным находкам в толковании идейного замысла произведения.
5. Воспитывая читательское восприятие на занятиях, посвященных литературному произведению, представляется возможным идти не только по пути трактовки произведений искусства знаменитых мастеров, но и использовать творческий потенциал анализирующего мышления. В процессе анализа можно не останавливаться на рассматривании разработанных иллюстрации, но и создавать собственные, не ограничиваться просмотром театральных постановок и кинофильмов, но и составлять и разыгрывать собственные сценки и киносценарии.
6. Использование смежных искусств для анализа художественных текстов дает богатый материал для проблемно-поискового метода исследования. Обучаемым следует объединяться в творческие группы для тщательного разбора текста, позволяющего выявить те или иные параллели, связывающие его со смежными культурными явлениями.