?>
Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические аспекты использования смежных видов искусства в процессе анализа художественных произведений…………………………………7 1.1. Особенности анализа художественного текста……………………………...7 1.2. Связь литературы с другими видами искусства……………………………12 1.3. Использование различных видов искусства в качестве приема художественного анализа…………………………………………………...18 Глава 2. Использование произведений искусства как средства изучения русской литературы II половины XIX века…………………………………………………25 2.1. Роль музыки и живописи в процессе анализа произведений И.С. Тургенева……………………………………………………………………. 25 2.2. Использование смежных видов искусства в ходе изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир……………………………………………………...30 2.3. Анализ произведений Ф.М. Достоевского с опорой на смежные виды искусства……………………………………………………………………. 36 Заключение………………………………………………………………………… 43 Список использованных источников и литературы………………………………47 Приложения…………………………………………………………………………50

Использование смежных видов искусства как прием анализа художественного текста (на примере произведений русских писателей II половины XIX века

курсовая работа
Литература
40 страниц
91% уникальность
2022 год
48 просмотров
Воробьева Т.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические аспекты использования смежных видов искусства в процессе анализа художественных произведений…………………………………7 1.1. Особенности анализа художественного текста……………………………...7 1.2. Связь литературы с другими видами искусства……………………………12 1.3. Использование различных видов искусства в качестве приема художественного анализа…………………………………………………...18 Глава 2. Использование произведений искусства как средства изучения русской литературы II половины XIX века…………………………………………………25 2.1. Роль музыки и живописи в процессе анализа произведений И.С. Тургенева……………………………………………………………………. 25 2.2. Использование смежных видов искусства в ходе изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир……………………………………………………...30 2.3. Анализ произведений Ф.М. Достоевского с опорой на смежные виды искусства……………………………………………………………………. 36 Заключение………………………………………………………………………… 43 Список использованных источников и литературы………………………………47 Приложения…………………………………………………………………………50
Читать дальше
Гипотеза исследования. Существует мнение, что использование смежных видов искусства позволяет выявить те особенности художественных текстов, которые недоступны для восприятия при работе только со словом. Это утверждение будет проверено в данной курсовой работе. Цель курсовой работы состоит в освещении способов использования смежных видов искусства в процессе анализа художественных текстов русских писателей II половины XIX века.


Делаем курсовые проекты на заказ по приятной цене.


. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть особенности разных подходов к анализу художественных текстов. 2. Выявить взаимосвязь между литературой и смежными видами искусства: музыкой, изобразительным искусством, театром и кино. 3. Описать методические принципы использования смежных видов искусства в ходе анализа художественных произведений. 4. Показать роль музыкальных произведений и живописи в процессе разбора рассказов и повестей И.С. Тургенева. 5. Осветить особенности использования смежных видов искусства для анализа романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого. 6. Описать способы анализа произведений Ф.М. Достоевского с опорой на смежные виды искусств. Методы исследования: изучение теоретических исследований по теме курсовой работы, обобщение педагогического опыта, историко-биографический метод, элементы литературоведческого, лингвистического, мотивного, культурологического анализа художественного текста, «вслед за автором» и пообразного анализа художественного произведения, элементы проблемно-поискового метода. Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования предложенных в ней конкретных приемов анализа художественных текстов с целью разбора литературных произведений И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и Ф М. Достоевского. Курсовая работа изложена на 49 печатных страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы из 29 наименований, 4 приложений. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, указаны цели и задачи курсовой работы. В первой главе исследования изложены теоретические аспекты использования смежных видов искусства как аналитического приема в ходе разбора литературных произведений. Во второй главе работы приведены примеры использования смежных с литературой видов искусств для анализа сочинений русских писателей II половины XIX века. В заключении сделаны общие выводы по результатам исследования, дана оценка полноты выполненных задач и указаны рекомендации по конкретному применению результатов работы.

Читать дальше
Исследование, проведенное в рамках курсовой работы, позволяет сделать ряд выводов: 1. Анализ художественного текста может реализовываться на базе целого ряда подходов: литературоведческого, лингвистического, филологического, соединяющего элементы первых двух видов анализа, мотивационного, культурологического. Школьный разбор произведений литературы часто комбинирует элементы всех перечисленных типов, ориентируясь на главную цель – воспитание читательского восприятия. Проблемно-поисковый вид анализа также призван формировать читателя-школьника на основе работы с проблемными ситуациями, связанными с анализом художественного текста. Вне зависимости от типа разбора, любой анализ, следующий за первичным прочтением художественного текста, ставит своей задачей корректировку субъективированности изначального восприятия. 2. Культурологический анализ текста, который может выступать как отдельный вид разбора или как составляющая процесса исследования особенностей литературного произведения, в большинстве случаев чрезвычайно важен из-за интертекстуальности всех произведений мировой литературы, которая, как и смежные виды искусств формирует сферу духовной деятельности общества. Необходимость культуроведческого анализа, включающего как элемент культурологический комментарий, справку или микрокурс, также продиктована особой взаимосвязью литературы со смежными видами искусства. Так же, как и словесное творчество, они рождают образы, но их произведения воздействуют на воспринимающее сознание через другие каналы восприятия, они не наделены той интеллектуальностью, какой обладает искусство слова. 3. В процессе использования музыки, изобразительного искусства, кино, театральных постановок в качестве инструмента анализа художественного текста удается достичь многоуровневого понимания идейного замысла автора. Музыкальное творчество позволяет анализировать текст по трем направлениям: используя музыкально-песенный контекст, программную музыку или тему музыки, введенную автором в произведение как средство художественной изобразительности. Цикл рассказов «Записки охотника» демонстрирует возможности использования музыкально-вокального направления для создания нужных ассоциаций в ходе интерпретации тургеневской прозы. 4. Наиболее частно используемые для анализа художественных текстов произведения искусства – это живописные полотна и книжная графика. Аллюзии на живопись в текстах русских писателей II половины XIX века – распространенное явление. Ассоциативная связь словесного полотна «Записок охотника» и живописи художников Барбизонской школы позволяет проанализировать своеобразие тургеневской прозы на основе визуализации. Более сложные образы рождают романы Достоевского, где структура, включающая в себя аллюзии, заставляет прийти к целому ряду умозаключений для выявления взаимосвязи образов и идей. 5. Театр и кино представляют собой виды искусства, связанные с литературой неразрывной связью. Они выступают в виде сложных культурных явлений, так как основаны на синтезе упомянутых выше искусств – музыки, изобразительного творчества и литературы. Их использование в ходе анализа художественного текста дает особые возможности. Созданные на основе литературных текстов, они не дублируют их, а выделяют и показывают то главное, что хотел донести до читателя писатель. Эти виды искусства часто трансформируют изначальную идею, но для вдумчивого читателя такой подход лишь делает особенности оригинального текста ещё рельефнее. В ходе изучения темы, заявленной в курсовой работе, были раскрыты различные виды анализа художественных текстов и подчеркнуты их особенности. Результаты исследования показали глубокую взаимосвязь литературы и смежных видов искусства – музыки, изобразительного искусства, театра и кино – дающую возможность использовать их как прием анализа художественных текстов. В работе были освещены способы анализа произведений И.С. Тургенева с привлечением музыкально-песенного материала, художественного наследия эпохи Возрождения. Изложенные материалы также затронули варианты использования достижений кино в процессе работы над текстом романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», технологию использования серии иллюстраций, разработанных к произведению. В завершении работы было отмечена роль театральных постановок в анализе произведения Достоевского «Бесы» и показано использование отсылки к знаменитым полотнам Крамского как приема анализа романа «Братья Карамазовы». На основе выводов, сделанных по результатам исследования, представляется возможным привести следующие методические рекомендации: 1. Приступать к анализу художественного текста на основе использования произведений смежных искусств необходимо после первичного восприятия словесного полотна. Зачастую их внедрение требует вначале провести филологический анализ, а затем приступать к прослушиванию музыкальных произведений, просмотру картин, спектаклей, кинофильмов. Последовательность использования смежных видов искусств, их выбор определяется спецификой литературного произведения. 2. Важным фактором использования смежных видов искусств в ходе анализа литературного текста является предварительное исследование биографии автора текста и выявление его эстетических предпочтений, поскольку именно они часто задают склонность писателя использовать тот или иной вид искусства как источник творческих ассоциаций. 3. Выявив аллюзию на произведение какого-либо смежного вида искусства, следует внимательно изучить историю его создания и взаимосвязи со всем творческим наследием автора, чтобы не упустить те смысловые нити, которые могут соединять художественный текст с другими произведениями искусства на разных уровнях. 4. Используя театр и кино как средства анализа необходимо вникнуть в особенности трактовки художественного текста режиссером-постановщиком для того, чтобы провести наиболее эффективный разбор. Те ассоциации, которые выявил режиссер, могут привести к неожиданным находкам в толковании идейного замысла произведения. 5. Воспитывая читательское восприятие на занятиях, посвященных литературному произведению, представляется возможным идти не только по пути трактовки произведений искусства знаменитых мастеров, но и использовать творческий потенциал анализирующего мышления. В процессе анализа можно не останавливаться на рассматривании разработанных иллюстрации, но и создавать собственные, не ограничиваться просмотром театральных постановок и кинофильмов, но и составлять и разыгрывать собственные сценки и киносценарии. 6. Использование смежных искусств для анализа художественных текстов дает богатый материал для проблемно-поискового метода исследования. Обучаемым следует объединяться в творческие группы для тщательного разбора текста, позволяющего выявить те или иные параллели, связывающие его со смежными культурными явлениями.
Читать дальше
1. Белов, С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Бесы»: некоторые аспекты восприятия / С.В. Белов // Вестник СПбГУКИ. – 2013. – № 4 (17). – С. 130-136. 2. Белопухова, О.В. Тургенев и музыка (по материалам статьи Хорста-Юргена Герика о И.С. Тургеневе) / О.В. Белопухова // Вестник КГУ. – 2018. – № 2. – С. 122-125. 3. Бобылев, Б.Г. О методике филологического анализа художественного текста / Б.Г. Бобылев // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2017. – № 3 (76). – С. 185-190. 4. Брузгене, Р. Литература и музыка: о классификациях взаимодействия / Р. Брузгене // Вестник Пермского университета. – 2009. – № 4. – С. 93-99. 5. Введение в литературоведение: учебник для бакалавров / Н. Л. Вершинина [и др.]; под общ. ред. Л. М. Крупчанова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 479 с. 6. Гулевич, Е.В. Музыкальность как фактор психологизма прозы И.С. Тургенева / Е.В. Гулевич // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2009. – № 3 (33). – С. 168-171. 7. Зверева, Т.В. Картины И.Н. Крамского в структуре романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» / Т.В. Зверева // Вестник Удмуртского университета. – 2012. – Вып. 4. – С. 9-13. 8. Кабенова, А.М. Эффективное использование экранизаций на уроке литературы / А.М. Кабенова // Проблемы педагогики. – 2018. – № 2 (34). – С. 93-96. 9. Колова, С.Д. Школьный анализ литературного произведения: интеграция традиционных и инновационных технологий / С.Д. Колова, Т.В. Мардаева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2012. – № 3 (10). – С. 139-148. 10. Леонов, С.А. Интегрированный урок литературы: книга для учителей и учащихся / С.А. Леонов. – М.: МГПУ, 1999. – 170 с. 11. Логачева, А.В. Музыка и литература /А.В. Логачева // Молодой ученый. – 2014. – № 14 (79). – С. 298-300. 12. Макарова, К.В. Связь композиции иллюстрации с литературным источником / К.В. Макарова // Преподаватель XXI век. – 2010. – № 4-1. – С. 70-75. 13. Методика преподавания литературы: уч. для пед. вузов / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – В 2 ч., Ч.1. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288 с. 14. Наумкина, Ю.А. Внутритекстовая связь литературы и живописи в филологическом образовании: интегративный подход / Ю.А. Наумкина // Филологические науки. Томский государственный университет. – 2007. – № 295. – С. 36-39. 15. Рубцова, Е.С. «Триумф» Аси как воплощение рафаэлевского сюжета в повести И.С. Тургенева «Ася» / Е.С. Рубцова, Е.Н. Васильева // Вестник Удмуртского государственного университета. – 2019. – Т. 29. – Вып. 5. – С. 819-823. 16. Тухватуллина, К.А. Образы и смыслы романа Ф.М. Достоевского «Бесы» в «Новом Художественном театре». Опыт философско-культурологического анализа / К.А. Тухватуллина // Вестник ЮУрГУ. – 2017 – Т. 17. – № 2. – С. 52-57. 17. Шамякина, С. В. Введение в литературоведение: учеб.-метод. пособие / С. В. Шамякина. – Минск: БГУ, 2019. – 111 с. 18. Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т.А. Калашниковой. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999. – 351 с. 19. Блок А.А. Краски и слова [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikisource.org. – 07.01.2022. 20. Внутритекстовая связь литературы и музыки [Электронный ресурс] – URL: https://pandia.ru – 07.01.2022. 21. «Война и мир». Иллюстрации Д. Шмаринова. Т.1. [Электронный ресурс] – URL: https://www.livejournal.com – 09.01.2022. 22. Карагишева А.А. Использование смежных видов искусств на уроках русской литературы [Электронный ресурс] – URL: https://infourok.ru – 06.01.2022. 23. Максимик О.А. 15 разработок уроков по роману-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» [Электронный ресурс] – URL: https://www.урок.рф. – 09.01.2022. 24. Перова И.Н. Материалы к изучению романа Л.Н. Толстого «Война и мир» [Электронный ресурс] – URL: https://jimdofree.com – 09.01.2022. 25. Русское искусство второй половины XIX века. — Текст: электронный // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре: [сайт]. – 2017. – URL: https://iskusstvoed.ru – 06.01.2022. 26. Творчество Достоевского в музыке русских и зарубежных композиторов. — Текст: электронный // Орловская областная научная универсальная публичная библиотека им. И.А. Бунина [сайт]. – URL: http://www.buninlib.orel.ru – 06.01.2022. 27. Технология использования художественной иллюстрации на уроках литературы на примере изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» [Электронный ресурс] – URL: https://www.nsportal.ru – 09.01.2022. 28. Тургенев И.С. Записки охотника [Электронный ресурс] – URL: https://ilibrary.ru – 09.01.2022. 29. Черепкина А.В. «Методическая разработка урока музыка в жизни и творчестве И.С. Тургенева» [Электронный ресурс] – URL: https://www.informio.ru – 09.01.2022.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Механизм государственной поддержки в финансировании проектов и программ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Финансы
курсовая работа
МАРКТЕИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА УСЛУГ ЦИФРОВОГО МАРКЕТИНГА КИТАЯ
Количество страниц:
40
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
Реализация образовательной области познавательное развитие у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проектов
Количество страниц:
65
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image