ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования и развития интересов в психологических исследованиях 5
1.1 Интерес, как составляющая часть направленности личности 5
1.2 Виды интересов и их характеристика в современной психологии 8
1.3 Методы формирования и развития познавательных интересов учащихся 11
Глава 2. Познавательная сфера младшего школьника 16
2.1 Роль познавательных и учебных интересов у младших школьников 16
2.2 Становление профессиональных интересов в подростковом возрасте 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Читать дальше
Интерес к определенному предмету, например, к науке, музыке или спорту, побуждает к соответствующим занятиям. Таким образом, интересы порождают склонности или входят в них. Мы различаем интерес к предмету как ориентацию, которая побуждает нас заниматься им, и склонность как ориентацию на соответствующую деятельность. Различая их, мы одновременно соединяем их самым интимным образом. Но все же их нельзя признать одним и тем же. Таким образом, противоречие между интересом к технике и отсутствием некоторой тяги к работе техника - противоречие между интересом и ориентацией - может быть объединено в единство. Однако, поскольку объект, на который направлена деятельность, и деятельность по отношению к этому объекту неразрывно связаны и проходят друг через друга, интерес и склонность также взаимосвязаны, и часто бывает трудно установить границы между ними.
Речь может идти о пассивном или активном интересе. Но пассивный интерес и активный интерес - это не просто качественные различия между двумя видами интереса, а многочисленные градации их интенсивности или силы. Другими словами, количественное различие превращается в качественное, когда оно достигает определенной меры. В одном случае интерес просто вызывает бессознательное внимание, а в другом - становится прямым мотивом для реальных практических действий. Различие между пассивными и активными интересами не является абсолютным; пассивные интересы могут легко трансформироваться в активные и наоборот. Перевод интересов в более активную стадию является одним из стимулов саморазвития и формирования знаний и умений, а также создает большой потенциал для повышения эффективности деятельности.
Наибольший интерес у учащихся вызывают творческие задания и упражнения, лабораторные занятия с элементом исследования и разнообразные виды самостоятельной работы, но характер самостоятельной работы должен усложняться от урока к уроку и от темы к теме. Необходимо использовать упражнения и задания, развивающие изобретательность и находчивость ученика, требующие самостоятельного мышления и творчества.
По мере взросления детей и усложнения процесса обучения их интересы становятся более конкретными, а способности проявляются более четко. Очевидно, что развитие достаточно высокого уровня общей компетентности позволяет, при условии сосредоточенных усилий, добиться высоких достижений в широком спектре научной и гуманитарной деятельности. Интерес к обучению в целом, и в частности к конкретным наукам и видам деятельности, важен, как и не только интерес, но и готовность заниматься предметами и видами деятельности по своему выбору и стремиться глубоко проникнуть в области знаний и навыков. Это еще раз доказывает, что формирование способностей происходит в процессе обучения.
В современной школьной среде, где большинству учеников приходится выбирать будущую профессию и профиль обучения в возрасте 13-14 лет, подростки не готовы к самостоятельному выбору и часто проявляют низкую активность в профессиональном самоопределении. Это указывает на необходимость введения профориентации и психологического консультирования в момент выбора профессии в школах и других учебных заведениях.
Читать дальше
1. Жандауова Ш.Е., Жабагина Ж.Р. Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках познание мира // Вестник КГПИ. – 2019. – № 4 (56). – С. 39-42.
2. Климова Е.В. Познавательные интересы детей младшего дошкольного возраста и необходимость их развития // Профилактика зависимостей. – 2019. – № 3 (19). – С. 5-7.
3. Мантрова М.С. Диагностика познавательного интереса обучающихся в условиях ФГОС СОО // Развитие современной науки: тенденции, проблемы, перспективы. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2018. – С. 398-402.
4. Родина Е.А., Науменко О.В. Внеурочная деятельность, как средство формирования познавательного интереса к математике // Матрица научного познания. – 2017. – № 5. – С. 201-206.
5. Симоненко Л.М. Развитие познавательного интереса дошкольников в условиях проектной деятельности // Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2020. – С. 100-103.
6. Синичева С.М. Использование цифровых технологий в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Информатика и прикладная математика. – 2020. – № 26. – С. 124-129.
Электронные ресурсы
7. Диагностика склонностей и способностей подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/293955-diagnostika-sklonnostej-i-sposobnostej-podros (дата обращения: 21.02.2022)
8. Изучение интересов, склонностей учащихся, расширение их кругозора, творческих способностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/144-preschool-edu/13085-Izuchenie_interesov_sklonnostey_uchashchikhsya_rasshirenie_ikh_krugozora_tvorcheskikh_sposobnostey.html (дата обращения: 21.02.2022)
9. Интерес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/ИНТЕРЕС (дата обращения: 21.02.2022)
10. Интерес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rus-big-psyho.slovaronline.com/4663-интерес (дата обращения: 21.02.2022)
11. Методы и приёмы формирования познавательных интересов учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=12558 (дата обращения: 21.02.2022)
Читать дальше