Введение …………………………………………………………………3
1 Общая характеристика Северного морского пути…………………..4
1.1 История Северного морского пути…………………………………4
1.2 Северный морской путь: современный этап развития…………….7
Глава 2. Особенности правового режима Северного морского пути и основные направления национальной политики в отношении него…………10
2.1 Правовой режим Северного морского пути……………………….10
2.2 Политика Российской Федерации относительно правового режима Северного морского пути……………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………23
Список использованной литературы …………………………………..24
Читать дальше
Итак, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Единственным в Арктике морским путем, имеющим большое значение для Российской Федерации и ее прибрежного населения, является Северный морской путь. По этому маршруту регулярно доставляются продовольствие, медикаменты и другие предметы первой необходимости. По прогнозам российских государственных органов, объем перевозок к концу 2035 г. должен существенно возрасти.
Данная акватория — это исторически сложившаяся транспортная коммуникация РФ. Многочисленные исторические события, связанные с ее использованием, сформировали обычные нормы международного права, а также отражены в российском законодательстве. Северный морской путь — единая транспортная артерия. Он включает в себя также проливы, входящие в состав внутренних морских вод, территориального моря и исключительной экономической зоны РФ. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., суда под иностранными флагами имеют право на транзитный проход, а в водах исключительной экономической зоны РФ — на свободный проход.
В силу специфических природных и климатических условий в акватории СМП Россия установила на всем протяжении (включая проливы) разрешительный порядок прохода судов вне зависимости от флага. Политика Российской Федерации относительно основных элементов правового режима СМП отражена в российском законодательстве и в официальной дипломатической переписке.
Международный аспект безопасной эксплуатации СМП заключается в том, что Российская Федерация выступает за то, чтобы развивать Арктику через сотрудничество с другими государствами. Это касается и использования СМП.
Читать дальше
1. "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)
2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 28.07.2012 № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути»
4. Приказ Минтранса России от 17.01.2013 № 7 «Обутверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути»
5. «В Мурманске в 2020 г. создадут центр управления судоходством в Арктике». 2019. ТАСС. Дата обращения 9 декабря, 2019. https://tass.ru/ekonomika/7278681.
6. «Владимир Путин: "Ключом к развитию русской Арктики, Дальнего Востока станет Северный морской путь"». 2018. Будущее Арктики.РФ. Дата обращения 3 сентября, 2019. ы^^/хп----8sbbmfaxaqb7dzafb4g.xn--p1ai/vladimir-putin-klyuchom-k-razvitiyu-russkoj-arktiki-dalnego-vostoka-stanet-severnyj-morskoj-put.
7. «Лед тронулся. Северный морской путь ждет грузов». 2019. Российская газета. Дата обращения 9 декабря, 2019. https://rg.ru/2019/11/25/plan-razvitiia-severnogo-morskogo-puti-vnesen-v-pravitelstvo.html.
8. «"Росатом" собрался потратить $7 млрд на мировое лидерство в морских перевозках». 2019. Интерфакс. Дата обращения 10 декабря, 2019. https://www.interfax.ru/business/684994.
9. «Северный морской путь. Досье». 2018. Национальная Ассоциация нефтегазового сервиса. Дата обращения: 29 августа, 2019. https://nangs.org/news/economics/severnyj-morskoj-put-dose.
10. «Северный морской путь. Досье». 2019. ТАСС. Дата обращения: 29 августа, 2019. https://tass
Читать дальше