Итак, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
В настоящее время существует две основные схемы финансирования первичной медико-санитарной помощи (ПМСП):
— подушевое финансирование, когда «деньги следуют за пациентом» — Чехия, Испания, Эстония, Венгрия, Польша. Врач общей практики может быть фондодержателем, на его счет поступают деньги, и он расплачивается за все виды услуг (консультацию, госпитализацию и т. д.) — такая система существует в Великобритании;
— «гонорарный» способ оплаты за фактически выполненные услуги, объем оказанной медицинской помощи по установленным тарифам — Бельгия, Франция, Финляндия, Греция, Люксембург, Германия и др.
В некоторых странах используется сочетание подушевого финансирования и оплаты за фактически выполненный объем — Италия, Дания, Ирландия, Швеция, Словения. В Великобритании в дополнение к подушевому финансированию, гонорарными методами могут оплачиваться услуги по планированию семьи, родовспоможению, освидетельствованию здоровья отдельных категорий населения (водителей транспорта, полицейских и др.), профосмотры вновь прикрепившихся пациентов, консультации по вопросам профилактики заболеваний, за выполнение нескольких вакцинаций или иммунизации, за визит в ночное время и др. Анализ действующих способов оплаты ПМСП необходим для понимания эффективности финансирования систем здравоохранения зарубежных стран.
Модель (система) бюджетного финансирования здравоохранения существует в таких европейских странах, как Великобритания, Швеция, Дания, Ирландия и Италия.
Основными характеристиками этой модели являются:
• всеобщий охват населения услугами здравоохранения;
• финансирование из государственного бюджета;
• контроль со стороны парламента и управление правительственными органами.
В большинстве стран с бюджетной моделью финансирования здравоохранения обязанность по определению политики в области охраны здоровья населения и ответственность за обеспечение доступа к медицинской помощи возлагаются на министерства здравоохранения. Примером может служить организация системы здравоохранения в Англии, где вопросы финансирования и предоставления медицинских услуг возложены на Национальную службу здравоохранения и ее местные отделения.
В бюджетных моделях здравоохранения функции центрального правительства и органов управления здравоохранением на местах, как правило, четко разграничены. Разделение ответственности за оказание медицинской помощи заключается в том, что общие вопросы развития здравоохранения решаются центральными органами управления, а организация и планирование деятельности медицинских учреждений на местах находятся в ведении местных органов власти. Основополагающей особенностью бюджетной модели финансирования здравоохранения является равный доступ к медицинской помощи всех граждан страны. Это обстоятельство препятствует формированию социального неравенства в сфере доступа населения к услугам здравоохранения.
Бюджетная модель здравоохранения, в отличие от страховых систем, характеризуется большей экономичностью, что проявляется в более низком уровне административных издержек. Это обусловлено тем, что государство может сдерживать рост расходов на здравоохранение с помощью макроэкономических рычагов. Кроме того, при бюджетном финансировании здравоохранения стимулы к сдерживанию расходов и способность это делать объединены в одном управляющем органе, что позволяет сберегать средства и исключать дублирование функций. Поэтому бюджетные модели здравоохранения, как правило, обходятся обществу дешевле, чем страховые. Оборотной стороной контроля государства за состоянием здравоохранения являются политические издержки для властей в виде роста общественного недовольства и критики со стороны поставщиков медицинских услуг. Поэтому расходы, выделяемые на бюджетную систему здравоохранения, зачастую зависят от политических приоритетов.
Так, в Германии страховыми компаниями оплачиваются медикаменты при стационарном и амбулаторном лечении, частично — зубное протезирование и др. Отличием российской системы ОМС от страховых систем европейских государств является отсутствие в ней такого обязательного вида страхования, как страхование по уходу за больным на дому. Социальная важность данного вида медицинского страхования обусловлена необходимостью обеспечения врачебного и сестринского ухода за хроническими больными, нуждающимися в постоянном медицинском наблюдении на дому.