Введение 3
1. Значение информационных технологий в современной методике обучения 5
1.1. Информационные технологии: понятие, история появления и развитие 5
1.2. Положительные и отрицательные стороны применения информационных технологий в учебном процессе 7
2. Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения истории 10
2.1. Применение видеофрагментов на уроках истории 10
2.2. Применение компьютерных технологий в проектных работах обучающихся 14
2.3. Возможности применения интернет-ресурсов на уроках истории.. 17
2.4. Интерактивные учебные задания с применением цифровых технологий 19
3. Методика применения информационных технологий на различных этапах урока истории 16
3.1. Общие принципы применения информационных технологий на уроках истории………………………………………………………...25
3.2. Этап изучения нового материала 26
3.3. Этап закрепления и проверки знаний 28
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Читать дальше
Современное общество, основанное на широком применении цифровых технологий, требует соответствующей перестройки системы образования. Разумное применение компьютерных технологий на всех этапах учебного процесса положительно скажется на его качестве и эффективности. Именно поэтому такое важное значение имеют внедрение инновационных технологий и систематическое применение персональных компьютеров в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в том числе истории и обществознания, в современной российской школе.
Применение новых информационных технологий приводит к следующим результатам:
1) значительное увеличение уровня использования наглядности на уроке;
2) повышение эффективности урока;
3) установление межпредметных связей с другими предметами (информатикой, литературой, искусством и т.д.);
4) создание условий для организации проектной деятельности учащихся по созданию комбинированных учебных программ (информатика – история) под руководством преподавателей этих дисциплин;
5) тщательная проработка преподавателями логики подачи учебного материала, необходимая в данных условиях, положительно влияет на уровень знаний обучающихся;
6) находятся новые пути для налаживания контакта между преподавателями и учениками, далекими от истории, но увлеченными IT-технологиями;
7) постепенный переход от представлений учеников о компьютере как дорогой игрушке к восприятию его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.
Развитие современного общества требует использования новых информационных технологий во всех сферах жизни человека. Поэтому перед современной школой стоит задача подготовить новое поколение грамотных, самостоятельно мыслящих и умеющих учиться граждан. Добиться выполнения данного социального заказа невозможно без овладения самыми современными средствами цифровой коммуникации и взвешенного применения их в учебном процессе.
В новых условиях цифровизации общества меняется роль и место учителя в учебном процессе. Он перестал быть единственным источником информации для учеников, его роль понимается как роль посредника, облегчающего её получение. Вместе с тем никакие технологии не смогут заменить живое человеческое общение в процессе обучения и воспитания, играющем важную роль в социализации личности, поэтому увлечение технической стороной процесса не должно быть чрезмерным.
Что касается конкретно применения ИКТ на уроках истории, то его положительные стороны очевидны – успешно решается «вечная» проблема с наглядностью при изложении учебного материала, ускоряется работа на уроке, практически безгранично расширяется документальная база, появляется реальная возможность для творческой работы по предмету совместно преподавателей и обучающихся. А «банк данных» по предмету в кабинете истории может стать солидной базой для качественного учебного процесса и успешной проектной деятельности. Умелое использование всех этих возможностей будет способствовать эффективности учебного процесса и росту интереса обучающихся к предмету.
Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к разнообразным и практически безграничным источникам информации, создают все условия для успешной самостоятельной работы, творческой деятельности, профессионального самоопределения и развития.
Особую роль в распространении ИКТ играет сеть Интернет, активно используемая всеми сторонами образовательного процесса в познавательных, развивающих и коммуникативных целях. Значение того огромного объема информации и сопутствующих ему цифровых «инструментов», которые представлены в Сети, трудно переоценить.
Сетевые энциклопедии и словари позволяют быстро и качественно разобраться в значениях терминов, сути явлений и процессов, новостные ленты – быть в курсе последних событий, официальные сайты госучреждений – познакомиться с нормативной базой любой сферы деятельности. А профессиональные сайты позволяют оперативно перенимать передовой педагогический опыт.
Немаловажное значение имеют цифровые инструменты для самостоятельного создания педагогами проверочных и интерактивных заданий для проверки знаний обучающихся. При разумном применении они облегчают работу педагога и повышают результативность учебного процесса.
Внедряя в школьную практику цифровые технологии, следует соблюдать разумные пределы и не превращать средство в цель. Переизбыток «цифровизации» наносит серьезный вред здоровью, как детей, так и взрослых, и об этом тоже не следует забывать.
Новые информационные технологии – лишь одно из средств организации учебного процесса, создающее для него новые возможности они не заменят учителей и учебников. Не развитие технологий ради них самих, а применение для успешной учебы, личностного развития, познавательной активности — главная задача современного образования.
Читать дальше
1. Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ychitel.com/index.php/arkhiv-zhurnala/34-zhurnal-uchitel-2-2004/ (дата обращения – 13.02.2022).
2. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. — 2005. — №1.
3. Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. — 2007. — №2.
4. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. — 2005. — №8. — 68с.
5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/6/0427/6_0427-1.shtml/ (дата обращения – 13.02.2022).
6. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе/А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. — 2005. — №7.
7. Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. — 2008. — №3. — с.3-6.
8. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. — 2008. — №1. — 3-8с.
9. Панова, В. Н. Применение видеофрагментов на уроках истории / В. Н. Панова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 137-140. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/291/66022/ (дата обращения: 16.02.2022).
10. Пять платформ для интересного урока по истории и обществознанию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedsovet.org/article/5-platform-dla-interesnogo-uroka-istorii-ili-obsestvoznania (дата обращения - 15.02.2022).
11. Румянцев В.Б. Всемирная истории в Интернете. / В.Б. Румянцев // Преподавание истории и в школе. — 2002. — № 8. — 75-77с.
12. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. — М. — Владос, 2007. — 227с.
13. Чернов А.В. Мультимедийный кабинет / А.В. Чернов // Преподавание истории в школе. — 2001. — № 7. — 40-46с.
Читать дальше