ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 1.1. Внимание как объект научного исследования 3 1.2. Психологические особенности младших школьников с умственной отсталостью 8 Выводы по первой главе 15 ГЛАВА 2 ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ 17 2.1. Виды дидактических игр 17 2.2. Использование дидактических игр для развития внимания 19 Выводы по второй главе 25 ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 26 3.1. Методы, база и организация эмпирического исследования…………………………………………………… 26 3.2. Результаты психодиагностического исследования развития внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством дидактических игр 29 Выводы по третьей главе 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 40 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………... 42 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 45

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством дидактических игр

курсовая работа
Психология
50 страниц
81% уникальность
2022 год
41 просмотров
Набокова Л.
Эксперт по предмету «Специальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 1.1. Внимание как объект научного исследования 3 1.2. Психологические особенности младших школьников с умственной отсталостью 8 Выводы по первой главе 15 ГЛАВА 2 ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ 17 2.1. Виды дидактических игр 17 2.2. Использование дидактических игр для развития внимания 19 Выводы по второй главе 25 ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 26 3.1. Методы, база и организация эмпирического исследования…………………………………………………… 26 3.2. Результаты психодиагностического исследования развития внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством дидактических игр 29 Выводы по третьей главе 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 40 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………... 42 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 45
Читать дальше
Актуальность исследования. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. Реализация особенностей внимания в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие внимания школьников. Его особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Наибольший вклад внесли работы таких исследователей по изучению внимания, как В.А.


Мы делаем срочные курсовые работы на заказ во Владивостоке , заполняйте форму на сайте.


Артемова, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, Ю.Б. Гиппенрейтер, З.М. Истомина, Л.И. Тикунова, К.Д. Ушинского. Психолого-педагогические особенностей внимания были рассмотрены в работах таких исследователей, как Б.М. Теплова, Р.С. Немова, Л.С. Выготского. Уровень развития внимания у учащихся с умственной отсталостью весьма низок. А.П. Усова, С.В. Коноваленко, В.М. Мозговой, А.К. Бондаренко, В.П. Кащенко, М.И. Чистякова продолжили исследования по изучению внимания у детей и проведению коррекционно-развивающей работы (упражнений, дидактических игр с коррекционной направленностью, психогимнастики, заданий). Основной целью специального образовательного учреждения для умственно отсталых школьников является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивающая условия их социальной реабилитации и интеграции в обществе. Одним из важнейших направлений такой подготовки является развитие внимания, так как оно есть часть всей познавательной деятельности. Именно это определяет актуальность данного исследования. Таким образом, нами выявлено имеющееся противоречие между требованиями, предъявляющимися к уровню развития свойств внимания учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталости и современным состоянием педагогической практики, не располагающей достаточным количеством коррекционных приемов для эффективного решения проблемы. Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством дидактических игр. Объект исследования – внимание у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Предмет исследования – развитие внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством дидактических игр. В качестве эмпирической гипотезы выступило предположение о том, что использование дидактических игр в коррекционной работе будет способствовать развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Исходя из вышеизложенного задачами данного исследования будут выступать следующие: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования. 2. Провести эмпирическое исследование развития внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством дидактических игр. 3. Провести анализ результатов, полученных в ходе исследования развития внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством дидактических игр. Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов: теоретический анализ литературы, психодиагностические методы, тестирование, методы математической статистики, интерпретация результатов исследования. Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения.

Читать дальше
Анализ проведенного теоретического и эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы. Когнитивные процессы, представленные в словесно-логической форме, у детей с умственной отсталостью в значительной степени отличаются от тех же процессов у обучающихся с нормой речевого развития. Мыслительные операции, связанные с анализом и синтезом, обобщением и сравнением, умозаключениями, суждениями и абстрагированием, в этом случае должны протекать в сочетании с внешней и внутренней речью. Опосредованно они должны быть связаны и с системой языка, что у детей с умственной отсталостью не происходит. Коррекционное обучение детей данной категории связано с трудностями формирования основных мыслительных операций. Без специального обучения им будет сложно перейти на более высокую ступень образования, они не смогут успешно социализироваться и включиться в систему школьных отношений (тем более, если это будет инклюзивное обучение). В ходе игры ребенок приобретает навыки поведения в обществе и общения со сверстниками, он растет и развивается как личность. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения, выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои действия. Игровые действия можно различить по их направленности и по отношению к играющим: в играх, где участвуют все дети и выполняют одинаковые роли – игровые действия одинаковы для всех, а при разделении детей на группы – различны. В игре развиваются волевые черты ребенка, так как, овладевая каким-либо новым для него способом действий в процессе игровой деятельности, он учится преодолевать трудности. В ходе игры требуется решение новых, постоянно усложняющихся задач, тем самым у ребенка развивается умственная деятельность. Важно помнить о том, что дети больше запоминают в условиях игры и лучше сосредотачиваются. В педагогическом процессе игра используется как наиболее эффективное средство для решения многих воспитательно-образовательных проблем. Выбор игровых технологий и всех дидактических игр в нашем случае необходимо направлять на развитие внимания младших школьников, а также учитывать психологические, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся с умственной отсталостью. Причем, игровая деятельность обязательно реализуется в системе разных логических операций: дети обучаются сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и противопоставлять явления и объекты окружающей действительности, классифицировать и систематизировать их, при этом формулируя разного типа суждения, умозаключения и выводы.
Читать дальше
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – М.: Академический Проект, 2015. – 670 с. 2. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Казань: Казанский гос. ун-т, 2020. – 18 с. 3. Аксенова М.Н., Некрасова К.А. Об уровне развития устойчивости произвольного внимания у детей, поступающих из детского сада в школу // Вопросы психологии. – 2018. – № 5. – С. 25 –32. 4. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы развития. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 656 с. 5. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания // Вопросы психологии. – 2018. – №3. – С. 5 – 87. 6. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. – М.: Флинта, 2014. – 134 с. 7. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2016. – 272 – 277 с. 8. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2015. – 940 с. 9. Морозова Л.В., Звягина Н.В. Возрастные особенности умственной работоспособности и внимания у детей и подростков // Новые исследования. – 2019. URL: http://cyberleninka.ru 10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2019. – 456 с. 11. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. Центр Академия, 2011. – 348 с. 12. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 104 с. 13. Поддьяков С.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста.– М.: Логос, 2011. – 211 с. 14. Реан А.А. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2020. – 57 с. 15. Романов B.C., Петухов Б.М. Психология внимания. – М.: Юрайт, 2016. – 261 с. 16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2016. –705 с. 17. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2014. – 350 с. 18. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для пед. вузов. – М.: Изд-во Психотерапии, 2015. – 198 с. 19. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2020. – 351 с. 20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Флинта, 2013. – 157 с. 21. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Академия, 2013. – 99 – 111 с. 22. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – М.: Сфера, 2007. – 122 с. 23. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. – М.: Логос, 2018. – 221 с. 24. Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. – 2019. –№ 5. – С. 4 –15. 25. Якушева Т.Г. Индивидуальные особенности устойчивости внимания младших школьников на уроках // Вопросы психологии. – 2019. – № 3.– С.22 –33. 26. Баскакова И.Л. Внимание школьников с нарушением интеллекта: Учебное пособие. – М.: МГПИ, 2018. – 21 с. 27. Лиепень С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ // Дефектология. – 2018. – № 4. – С. 47–51. 28. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М.: Юрайт, 2020. – 204 с. 29. Морозова Н.Г. Воспитание положительного отношения к учению у умственно отсталых детей в образовательных учреждениях // Коррекционно-воспитательная работа в специальных коррекционных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта. – М.: Логос, 2020. – 160 с. 30. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. – М.: Флинта, 2017. – 216 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Торгово-технологический процесс на торговом предприятии, его структура и содержание
Количество страниц:
25
Оригинальность:
58%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
реферат
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
Количество страниц:
20
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Философия
курсовая работа
Совершенствование управления социальным развитием организации
Количество страниц:
40
Оригинальность:
31%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image