Актуальность выбранной темы в свете тенденций развития современного образования не вызывает сомнений. Современная ситуация говорит о необходимости формирования профессионального педагогического сообщества. На реализацию данной темы направлены многие федеральные проекты, которые работают не только в сфере повышения квалификации педагогических работников, но и в стороне улучшения материально-технических условий образовательных организаций, в сфере мотивации педагогического персонала к изменениям и профессиональному росту. в результате успешной реализации данных проектов ожидаются качественные изменения педагогических кадров и, как следствие, повышение качества образования и вхождения Российской Федерации в десятку лучших стран по качеству образования.
Роль дошкольного образования в решении данной задачи нельзя недооценивать, поскольку именно дошкольный возраст закладывает предпосылки учебной деятельности обучающегося. И от того, насколько профессиональный, мотивированный педагог работает с ребенком дошкольного возраста, зависит и успех общего дела.
В исследовании рассмотрены исторические и теоретические аспекты становления и развития системы наставничества. Ведь наставничество представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения развития профессиональных компетенций, требующий управленческой организации деятельности не только наставника, но и наставляемого. Необходимо признать, что в сегодняшней системе наставничества большое значение приобретает персонификация.
Рассмотрены в качестве примеров нормативно-правовые акты, содержащие требования к квалификации педагогического работника, например, профессиональный стандарт педагогического работника, в том числе и работника дошкольной образовательной организации. В требованиях профстандарта педагогического работника определены трудовые функции, исполнение которых требует от работника профессионального развития педагога на регулярной основе. Именно понятие «профессиональное развитие педагога» в детском саду вызывает некоторые сложности, поскольку недостаточно разработана система наставничества. Данная проблема занимает центральное место в исследовании. В теоретической части сделан вывод о том, что наставничество представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения развития профессиональных компетенций, требующий управленческой организации деятельности не только наставника, но и наставляемого. Также учитывался тот факт, что персонификация начинает играть все большую роль при реализации программ наставничества и повышения уровня профессиональных компетенций. В теоретической части рассмотрены: структура персонифицированного сопровождения повышения педагогических компетенций отдельно взятого работника, и следующие модели научно – методического сопровождения в образовательной организации: горизонтальное обучение, комплиментарная и вытесняющая модели. Данные модели используются на практике в различных сочетаниях в отношении разных педагогов, поскольку очень трудно встретить модели одного направления. Таким образом, персонифицированный подход и сочетание нескольких моделей научно – методического сопровождения могут оказать положительное влияние на развитие профессиональных компетенций педагогического персонала.
Рассмотрены возможности системы наставничества для развития профессиональных компетенций работников детского сада на примере ГДБОУ № 79 Приморского района г. Санкт - Петербурга. Однако в действующей системе наставничества образовательной организации выявлены существенные недостатки:
Во – первых, если обратится к определению термина «наставничество», то, согласно распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», - это технология передачи знаний, опыта, формирования компетенций, навыков, метакомпетенций и ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.. Хотя приведенный документ не затрагивает дошкольное образование, возможно распространение терминологического аппарата в более широком смысле.
В ГБДОУ № 79 термин «Наставничество» охватывает 4 педагогических работника, однако, анализ состава педагогического коллектива, приведенный в разделе 2.1. свидетельствует о том, что в коллективе имеются педагогические работники имеющие общий стаж работы от 15 лет, в то же время педагогический стаж данных работников составляет не более 5 лет, у 75% данной категории работников стаж работы в данной образовательной организации составляет не более 3 лет. Можно сделать вывод о том, что данные работники были приняты на работу по должности «воспитатель» из сторонних организаций, не имеющих отношение к организации образовательного процесса и также нуждаются в сопровождении наставника на профессиональном поприще.
Во – вторых, Программа по организации наставничества ставит узкую проблему, выделяет узкий круг адресантов, с целью выделения основных направлений работы. К тому же автор не согласен с положением о том, что молодые специалисты не имеют мотивации к профессиональной деятельности по выбранной специальности. Психологическая литература говорит о том, что наибольшую мотивацию к профессиональной деятельности имеют, как раз, молодые специалисты. В данном случае задача более опытных коллег передать практический опыт наставляемым с целью формирования практических компетенций.
В – третьих, организация системы наставничества представляет собой отрывочную систему методических мероприятий, предполагающих в основной своей массе посещение образовательных мероприятий молодых специалистов наставниками и их анализ на педагогическом совете. График индивидуальных консультаций в Программе не представлен.
В – четвертых, на сегодняшний день существует множество моделей наставничества. В анализируемой дошкольной организации представлено традиционное наставничество с элементами «канцелярского» подхода «для галочки».
В – пятых, не уделено внимание обучению молодых специалистов на курсах повышения квалификации. За время работы в дошкольной образовательной организации молодые специалисты не были направлены на обучение по программам дополнительного профессионального образования по направлениям профессиональной деятельности. К данному направлению не относим курсы повышения квалификации по вопросам оказания первой медицинской помощи.
Таким образом, систему наставничества, организованную в ГБДОУ № 79 Приморского района можно назвать малоэффективной, поскольку она не охватывает всех педагогов, нуждающихся в профессиональной поддержке, представлена традиционная модель, без учета современных тенденций в организации системы наставничества, а также виден «формальный» подход к организации и исполнению.
В целях коррекции существующей ситуации разработана программа наставничества, адресованная педагогическому коллективу ГБОУ № 79 Приморского района. Данная Программа была предложена для реализации на педагогическом совете ГБДОУ № 79 Приморского района. Педагогическим коллективом было принято решение о рассмотрении возможности реализации данной программы, было подчеркнута необходимость внесения изменений в существующую систему внутреннего наставничества с учетом нормативно-правовых документов Комитета по образования г. Санкт – Петербурга, примерный срок начала реализации намечен на сентябрь 2022 года, ввиду необходимости внесения изменений в действующие локальные нормативно-правовые акты.
Значимость Программы заключается в том, что совершенствование профессиональных навыков педагогических кадров является одной из важнейших задач системы образования. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года гласит, что одной из задач государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является «создание системы непрерывного профессионального роста», «внедрение программы наставничества с привлечением в качестве наставников учителей предпенсионного и пенсионного возраста, молодых учителей в части развития компетенций по информационно-коммуникационным технологиям, адресное повышение квалификации и методическая поддержка педагогов».
Программа предполагает реализацию нескольких систем наставничества:
1) «опытный педагог- молодой специалист»;
2) «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы»;
3) «педагог-новатор – консервативный воспитатель»;
4) «опытный воспитатель – неопытный воспитатель».
Программа может содействовать созданию внутри организации систему повышения квалификации, преимущество которой состоит в быстром и эффективном внедрении новых технологий, ликвидации пробелов в профессиональной деятельности любого воспитателя, а также тот факт, что в роли наставника могут выступить и молодые специалисты.
Однако существуют риски при реализации данной Программы, которые могут быть нивелированы усилиями не только самого педагогического коллектива, но и администрацией организации при оказании методической поддержки Комитета по образованию г. Санкт – Петербурга и Института развития образования.
Таким образом, можно сделать вывод о том разработанная Программа наставничества, адресантом которой выступает ГБДОУ № 79 Приморского района г. Санкт – Петербурга, может стать отправной точкой для совершенствования профессиональных навыков педагогического коллектива и распространения опыта среди коллег не только на уровне района, но и на уровне области.