Анализируя представленную информацию, можно сказать, что возможность формирования общественного мнения, его выражения и воздействия общественности на протекание социально-политических процессов является одним из важнейших критериев демократического характера социума. Поэтому, изучая феномен общественного мнения, невозможно обойти вниманием его социально-политическую природу и функции.
Изучение общественного мнения – очень актуальная проблема, так как общественное мнение является своеобразным регулятором процессов, которые происходят в обществе. Изучение общественного мнения социологическими методами позволяет уловить малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил.
Анализ общественного мнения имеет не только большое практическое, но и теоретическое значение, способствует развитию наук об обществе. Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Однако предметы его высказываний определяются рядом границ. В первую очередь это – естественные границы образования общественного мнения, которые оно никогда не может преступить и не преступает. Так, в качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те события и явления действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются социальной значимостью и актуальностью. Кроме того, проблемы, по которым высказывается общественное мнение, предполагают возможность расхождения в оценках, то есть заключают в себе больший или меньший момент дискуссионности.
Общественное мнение складывается и функционирует как в рамках общества в целом, так и в рамках действующих в нем различных, групповых и массовых общностей – социальных, региональных, профессиональных, политических, культурных и других. В этом смысле можно говорить не только об общественном мнении всей страны, но и об общественном мнении, например, рабочего класса, жителей района, лиц одной профессии, аудитории телепередачи и т.д.
Подводя итоги работы, можно сказать, что важным фактором в процессе создания общественного мнения является грамотная работа организации со средствами массовой информации – СМИ. Весь прошлый век ведущие научные школы по изучению проблемы воздействия СМИ спорили об уровне их воздействия на массовое сознание. Находились те, кто утверждал, что СМИ если и имеют силу воздействия, то весьма ограниченную. XXI век с его информационной насыщенностью расставил акценты в этой области. Теперь нет, наверное, ни одного, кто сомневался бы в огромной силе воздействия средств массовой информации.
В настоящее время все больший интерес вызывает проблема изучения воздействия региональных СМИ и их функционирования в новых условиях – глобализации, регионализации, фрагментации регионального пространства. Данные тенденции развития общества изменили медиа систему, по-новому расставляя приоритеты между видами СМИ. На первое место по силе воздействия вышли интернет и телевидение. Все же газеты и журналы продолжают существовать, более того, в регионах служат традиционным, а значит и вызывающим определенный уровень доверия, средством массовой информации.