Международная система защиты прав и свобод человека начала формироваться только во второй половине XIX века и ознаменовалась принятием Женевской конвенции по улучшению участи раненных в армиях в поле от 22 августа 1864 года. Настоящая Конвенция включала в себя 10 статей, касающихся улучшения участи больных и раненных. Впервые ее положения были применены уже через два года, во время австро-прусской войны 1866 года, доказав свою эффективность.
Так, Пруссия подписала Конвенцию, и принятые ею меры в войне с Австрией спасли жизнь сотням раненых. Австрия не подписывала Конвенцию, не принимала мер по ее выполнению, и после одного из сражений около 800 раненых австрийцев, оставшихся на поле боя, умерли, не получив необходимой помощи. Современная система защиты прав и свобод человека в вооруженных конфликтах международного и немеждународного характера включает в себя следующие международные соглашения:
1. Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года;
2. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года;
3. Женевская конвенция об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 года;
4. Женевская конвенция об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 года;
5. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 года;
6. Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 года.
Совокупность всех положений, как Конвенций, так и Дополнительных протоколов призвана обеспечить приемлемые условия для всех комбатантов, некомбатантов, а так же гражданских лиц и гражданского населения, не причиняющие вред их здоровью, исключающие какие-либо посягательства на их жизнь со стороны государства, ведущего военные действия с данной страной, а так же оккупировавшее его территорию.
Однако, несмотря на детальную проработку всех положений, призванных обеспечить достойные условия указанным лицам, а так же механизм их реализации, массовые нарушения их положений имели место в ряде вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера конца XX-начала XXI века, а именно, в ходе конфликта в Югославии, Ираке, а так же Руанде и Сьерра-Леоне. В данных конфликтах были зафиксированы такие нарушения прав и свобод человека, как:
1. Применение запрещенных видов вооружения (кассетных бомб, боеприпасов с объединенным ураном, химического оружия);
2. Уничтожение гражданских построек и сооружений;
3. Пытки над военнопленными и обращение с ними, унижающее человеческое достоинство;
4. Геноцид и др.
В целях восстановления справедливости и привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении данных деяний, было создано несколько специальных судебных органов:
1. Международный трибунал по бывшей Югославии;
2. Международный трибунал по Руанде;
3. Трибунал над Саддамом Хусейном;
4. Специальный суд по Сьерра-Леоне.
Одним из крупнейших конфликтов немеждународного характера, ход которого так же отмечен массовыми нарушениями прав и свобод человека, является конфликт в Сирийской Арабской Республике. Сегодня конфликт вступает в свою завершающую стадию. Благодаря помощи Вооруженных сил Российской Федерации и Воздушно-Космических сил Российской Федерации, а так же помощи Ирана правительственные войска Сирии ведут активное наступление, освобождая территорию своей страны. Соответственно, возникнет необходимость привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений против прав и свобод человека. Поэтому, применительно к данному вооруженному конфликту, на наш взгляд следует создать судебный орган, аналогичный Трибуналу над Саддамом Хусейном или Специальному суду по СьерраЛене. Конечно, на наш взгляд, предпочтительнее создавать такой орган в порядке и формате, аналогичном Специальному суду, поскольку это поможет осудить преступников на международном уровне, фактически с одобрения большинства представителей международного сообщества. Такое предложение применимо и к конфликтам, которые могут возникнуть в будущем. Однако, ввиду позиции ведущих международных держав, главным образом США, создание такого органа вряд ли может быть осуществлено, поэтому, необходимо будет опираться на опыт создания и деятельности Трибунала над Саддамом Хусейном.
Кроме того, для пресечения в будущем таких преступлений, Организации Объединенных Наций необходимо действовать более жестко, не делегируя полномочия какой-либо одной стране-члену Совета Безопасности, поскольку последняя может использовать его для реализации собственных интересов, но осуществлять превентивную политику, в том числе и с использованием собственных вооруженных сил, на основе взаимного сотрудничества и координации действий.