Введение ………………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ………………………………… 6 1.1 Понятие тревожности в психологии ……………………………...….…….. 6 1.2 Классификация видов тревожности ………………………………………... 1.3. Причины появления и развития тревожности …………………….………. 8 11 1.4. Психологические особенности детей старшего школьного возраста …… 13 Глава 2. Организация и методы исследования тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ………………………………… 18 2.1. Проблема эмпирического исследования…………………………….…….... 18 2.2. Методы исследования ………………………….…..……………..………..... 2.3. Характеристика выборки исследования……….…..……………………….. Глава 3. Результаты исследования экзаменационной тревожности старшеклассников ………………………………………………………………... 3.1. Анализ результатов исследования …………………………………………. 3.2. Сравнительный анализ показателей тревожности юношей и девушек …. 3.3. Сравнительный анализ показателей тревожности старшеклассников с разной школьной успеваемостью …………………………………………..…… Глава 4. Методы снижения экзаменационной тревожности в старшем школьном возрасте ……………………………………………………………….. 19 20 21 21 23 24 25 Выводы ………………..…………………………………………………………. 26 Заключение ……………………………………………………………………….. 27 Список литературы ………..……………………………………………………... Приложение ………………………………………………………………………. 29 31

Тревожность старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ

курсовая работа
Психология
30 страниц
93% уникальность
2022 год
25 просмотров
Филатова М.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение ………………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ………………………………… 6 1.1 Понятие тревожности в психологии ……………………………...….…….. 6 1.2 Классификация видов тревожности ………………………………………... 1.3. Причины появления и развития тревожности …………………….………. 8 11 1.4. Психологические особенности детей старшего школьного возраста …… 13 Глава 2. Организация и методы исследования тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ………………………………… 18 2.1. Проблема эмпирического исследования…………………………….…….... 18 2.2. Методы исследования ………………………….…..……………..………..... 2.3. Характеристика выборки исследования……….…..……………………….. Глава 3. Результаты исследования экзаменационной тревожности старшеклассников ………………………………………………………………... 3.1. Анализ результатов исследования …………………………………………. 3.2. Сравнительный анализ показателей тревожности юношей и девушек …. 3.3. Сравнительный анализ показателей тревожности старшеклассников с разной школьной успеваемостью …………………………………………..…… Глава 4. Методы снижения экзаменационной тревожности в старшем школьном возрасте ……………………………………………………………….. 19 20 21 21 23 24 25 Выводы ………………..…………………………………………………………. 26 Заключение ……………………………………………………………………….. 27 Список литературы ………..……………………………………………………... Приложение ………………………………………………………………………. 29 31
Читать дальше
Актуальность. В последнее время интерес отечественных психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резким изменением жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживание эмоционального напряжения, тревоги, тревожности. Именно тревожность, как отмечают ученые, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития. Тревожность старшеклассников, связанная с периодом подготовки к ЕГЭ, является специфическим видом тревожности, которая проявляется и закрепляется при взаимодействии ученика с образовательной средой. Такая тревожность, может дезорганизовывать всю учебную деятельность. При этом, она может быть спровоцирована ситуационными школьными факторами, а подкрепляться особенностями ребенка (характером, темпераментом) и его взаимоотношениями со значимыми людьми вне школы. Тревожность может включать в себя разные элементы эмоционального неблагополучия, связанного со школой. Она проявляется в повышенном волнении в процессе учебы, в ожидании негативного отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, ожидании плохих результатов во время разных аттестаций. Школьник постоянно ощущает свою неполноценность, неадекватность, неуверенность в правильности собственного поведения, принятых решений.


Заказывайте написание контрольной работы по физкультуре. Рассчет стоимости работы бесплатно!


. Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной проблемой современной психологической науки. Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. ЕГЭ в настоящее время вызывает множество дискуссий и сомнений у общественности, вызванных сложностью и многозначностью процедуры ЕГЭ. Данное обстоятельство требует психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ, в том числе, в аспекте ситуативной тревожности. Значительный вклад в раскрытие проблемы тревожности внесли Л.И. Божович, В.В. Белоуса, В.Ф. Березина, П.Г. Вельского, О.В. Дорониной, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, Б.И. Кочубей, В.Р. Кисловской, A.M. Прихожан, Л.С. Славиной, Ю.Л. Ханина, A.M. Прихожан. Цель исследования – изучение проблемы тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ. Объект исследования – экзаменационная тревожность. Предмет исследования – экзаменационная тревожность старшеклассников в период ЕГЭ. Гипотеза исследования: предположение о том, что старшеклассники характеризуются повышенной тревожностью в экзаменационный период. Задачи исследования: 1. Провести анализ понятия «тревожность» в психолого-педагогической литературе. 2. Рассмотреть психологические особенности старшего школьного возраста. 3. Изучить экзаменационную тревожность старшеклассников. 4. Повести сравнительный анализ показателей тревожности юношей и девушек. 5. Повести сравнительный анализ показателей тревожности отличников, ударников, троечников. 6. Подобрать методы работы по снижению экзаменационной тревожности в старшем школьном возрасте. Методы исследования: • теоретические – анализ литературы и документов по изучаемой проблеме; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; обобщение • практические – тестирование, анализ результатов тестирования Выборка: учащиеся 11 класса в количестве 40 человек. Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученная в ходе исследования информация может быть положена в основу разработки учебно-методических пособий педагогам образовательных учреждений и реализации эффективной психолого-педагогической помощи современным подросткам. .

Читать дальше
Итак, нами было проведено исследование тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ. Был осуществлен теоретический анализ подходов к проблемам тревожности. На основе анализа теоретических и отечественных и зарубежных исследований выделены и описаны особенности тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ. Анализ проведенного теоретического и эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы: 1. У старшеклассников в данный возрастной период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Поскольку в подростковом возрасте осуществляется переход от детства к зрелости, его исследование, с одной стороны, позволяет проследить типичные черты человека, выходящего за пределы детства, а с другой – ретроспективно рассмотреть протекание собственного детства. Иными словами, познание источников, условий, механизмов развития в подростковом периоде даёт ключ к раскрытию закономерностей онтогенетического развития в целом. 2. Тревожность старшеклассников является частым явлением в силу того, что школа становится важной частью жизни ребенка, учебная деятельность ведущей, и все что с ней связано, имеет большую значимость. Также возникновению тревоги способствует изменение окружающей обстановки и отсутствие близких людей рядом. Повышенная тревожность является достаточно серьезной психологической проблемой для подростка, который еще не научился достаточно глубоко анализировать свой внутренний мир и не всегда способен понять, что с ним происходит. Не каждый взрослый способен справиться с этой задачей. Психолог, работающий с тревожными подростками и их родителями в первую очередь должен донести до родителей значимость преодоления тревожности в период ЕГЭ. Ведь именно эмоциональное напряжение старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ и неумение справиться с ним лежит в основе его психологической проблемы и поведения, которое вызывает беспокойство родителей. 3. В нашей работе мы провели исследование тревожности у старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ. С помощью методики Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным) мы обнаружили, что в основном у юношей и девушек выявился повышенный уровень тревожности, что объясняется периодом экзаменационной подготовки. Также с помощью Т-критерия Стьюдента мы выявили, что у девушек ситуативная тревожность проявляется в большей мере, по сравнению с юношами. Также были выявлены различия в проявления тревожности у старшеклассников с разной успеваемостью: у отличников ситуативная тревожность в период экзаменационной подготовки проявляется в большей мере, по сравнению с ударниками и троечниками. Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены. Гипотеза нашего исследования о том, что старшеклассники характеризуются повышенной тревожностью в экзаменационный период, нашла своё подтверждение.
Читать дальше
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей. – СПб.: Питер, 2019. – 400 с. 2. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Спб.: Речь, 2015. – 240 с. 3. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2018. – 272 с. 4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во «Эксмо», 2014.– 512 с. 5. Кедьярова, Е.А., Савенко, М.Ю., Уварова, Н.И., Чернецкая, Н.И. Особенности психологической готовности к ЕГЭ у старшеклассников. – Психология. Психофизиология. – 2021. – Т.14. – № 2. – С.38-46. 6. Корепанова Н.Л. и др. Тревожность. Её причины и следствия: статья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. - Т. 28. – С. 35-37. URL: http://e-koncept.ru/2016/56462.htm (дата обращения 03.04.2022). 7. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Питер, 2007. – 198 с. 8. Кузнецова Л.А, Косинова Д.В. Направления формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче государственного экзамена // Современная психология: Материалы V Международной научной конференции (Казань, 2017) – Казань, 2017. – С. 37-42. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12957/ (дата обращения 28.03.2022). 9. Курпатов А.В. Как избавиться от тревоги, депрессии, раздражительности. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с. 10. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. – 2009. – №1. – С.24 – 28. 11. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – 5-е изд., стер. – М.: Смысл: Академия, 2008. – 509 с. 12. Малыгина А.С. Тревожность в подростковом возрасте как фактор, влияющий на поведение в конфликтной ситуации: статья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3346-3350. - URL: http://e-koncept.ru/2017/970996.htm (дата обращения 04.04.2022). 13. Микляева А.В. Тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Изд. «Речь», 2014. – 341с. 14. Мищенко В.И. Предэкзаменационный стресс в мыслях и убеждениях подростков // Материалы XX Всероссийской научной конференции «Модернизация российского общества: стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров». – Таганрог, 2019. – С. 492-496. 15. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика: учебн. пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт – Воронеж: Издательство «МОДЭК», 2000. – 304 с. 16. Чибисова М.Ю. Психологическая готовность выпускника к сдаче ЕГЭ // Вестник практической психологии образования. – 2018. – № 4. – С.77-80.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Субъективное благополучие сотрудников в организации и его роль в достижении целей бизнеса на примере компании Ozon
Количество страниц:
25
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Нетрадиционные формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Дошкольная педагогика
курсовая работа
Переключение кодов при наличии двух родных языков
Количество страниц:
30
Оригинальность:
50%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Лингвистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image