Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы школьной тревожности у детей младшего школьного возраста 7 1.1. Определение понятия «тревожность» в психолого–педагогической литературе 7 1.2. Особенности проявления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста 13 1.3. Формы и методы психологической коррекции тревожности 19 Выводы по 1 главе 24 Глава 2. Эмпирическое исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста 26 2.1. Этапы, методы, методики исследования и анализ результатов первичной диагностики 26 2.2. Разработка программы коррекции тревожности младших школьников 34 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 39 Выводы по 2 главе 44 Заключение 45 Список использованных источников 48 Приложение 51

Школьная тревожность и возможности ее коррекции в младшем школьном возрасте

курсовая работа
Психология
50 страниц
73% уникальность
2022 год
25 просмотров
Божко В.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы школьной тревожности у детей младшего школьного возраста 7 1.1. Определение понятия «тревожность» в психолого–педагогической литературе 7 1.2. Особенности проявления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста 13 1.3. Формы и методы психологической коррекции тревожности 19 Выводы по 1 главе 24 Глава 2. Эмпирическое исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста 26 2.1. Этапы, методы, методики исследования и анализ результатов первичной диагностики 26 2.2. Разработка программы коррекции тревожности младших школьников 34 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 39 Выводы по 2 главе 44 Заключение 45 Список использованных источников 48 Приложение 51
Читать дальше
Актуальностью данной работы является то, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование в соответствии со своими интересами, способностями, возможностями, поэтому перед работниками образовательных учреждений и психологических центров стоит задача учета его психологического, медицинского и психофизиологического статусов с целью профилактики возникновения школьной дезадаптации у детей. Не последнюю роль в школьной дезадаптации играет повышенная тревожность у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. На сегодняшний день проблема тревожности младших школьников продолжает оставаться актуальной. Возросло количество детей с повышенным уровнем тревожности, отличающихся выраженным беспокойством, закомплексованностью, психологической неустойчивостью. С переходом ребенка из дошкольного учреждения в первый класс в его жизни происходят значительные перемены, преимущественно изменяется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая впоследствии становится ведущей. Школьная тревожность - распространенная проблема, с которой все чаще сталкивается школьный психолог.


Узнайте сколько стоит купить диплом , рассчитав стоимость на сайте.


В ходе обучения у ребенка развиваются психологические новообразования. Мышление становится преобладающей функцией, а другие функции сознания становятся произвольными. Тяжелым и «чувствительным» периодом для ребенка является смена игровой деятельности на учебную. При поступлении в школу нужные учебные знания, умения и навыки могут быть недостаточно сформированными. Мотивационная и когнитивная неготовность ребенка к обучению зачастую приводит к появлению всевозможных типов школьной дезадаптации, иначе говоря, к трудностям и сложным проблемам в ходе учебной деятельности, общении, поведении. У первоклассника проявлениями дезадаптации могут быть затруднения в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкая успеваемость, крайние формы недисциплинированности. Кроме этого частой причиной школьной дезадаптации служит недостаточное развитие произвольной сферы (в первую очередь неспособность слушать и четко осуществлять требования учителя, выполнять работу в соответствии с инструкциями). Каждый ребенок индивидуален, поэтому школьные трудности и проблемы у всех разные. Выраженные проявления тревожности имеются и у отлично успевающих детей, которые отличаются честностью, требовательностью к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс учения. Случается, так, что родители ждут от ребенка высоких, не доступных ему достижений в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) тип истинного мужчины, крепкого, отважного, ловкого, не знающего поражений. К этой сфере относится и навязывание ребенку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, к примеру, таких, как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Впрочем, право выбора хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное его участие в делах, которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежных неудач и вызывает тревожность. Стремясь выработать у младшего школьника такие свойства как честность, опрятность, послушание, учителя зачастую ухудшают и без того тяжелое состояние учащегося, увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечет для него наказание. Без сомнения, добросовестное отношение к делу нужно, однако дело школьника (учение) – особое дело, в котором процесс важнее итога. Методологическое обоснование: понимание тревожности как переживания эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности (А. М. Прихожан), понимание тревожности как свойства человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях (Р. С. Немов). Вместе с тем, не смотря на влияние школьной тревожности у детей младшего школьного возраста на возникновение школьной дезадаптации у них, до сих пор остаются малоизученными вопросы частного характера, связанные с исследованием взаимоотношений социальных и психологических характеристик в конкретных группах школьников Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально реализовать психолого – педагогическую коррекцию школьной тревожности у детей младшего школьного возраста Объект исследования: школьная тревожность в младшем школьном возрасте. Предмет исследования: психолого – педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников. Задачи исследования: 1) Проанализировать исследования тревожности в современной литературе; 2) Выявить проявления тревожности в младшем школьном возрасте; 3) Описать формы и методы психологической коррекции тревожности; 4) Разработать программу коррекции тревожности; 5) Проанализировать эффективность программы. Гипотеза: предполагается, что реализация коррекционной программы снизит уровень тревожности младших школьников. Проблема тревожности младших школьников отражена в работах А. М. Прихожан, Б. И. Кочубей, Е. Ю. Брель, Р. В. Кисловская, Е. В. Новикова, Р. С. Немова, В. В. Суворова. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ и обобщение психолого – педагогической литературы, метод целеполагания, моделирование; 2. Эмперические: формирующий и констатирующий эксперимент, тестирование по следующим методикам: - Методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), - Методика «Незаконченные предложения», - Наблюдение за детьми младшего школьного возраста. База исследования: В исследовании приняли участие 4 В класс, 14 человек: 7 мальчиков и 7 девочек. Школьники муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №2 г. Лысково Нижегородской области. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть полезны родителям, педагогам, психологам, педагогам-психологам дополнительного образования.

Читать дальше
Одним из актуальных вопросов в современной психологии является изучение условий формирования личности ребенка, в том числе влияния реальных, объективно складывающихся условий педагогического процесса. Хорошо известно: то, что заложено в детстве, определяет всю будущую жизнь человека и с этой позиции детство – очень важный жизненный этап. Пора детства несет свои проблемы, свои трудности, свои нравственные коллизии, но все же – это самое лучшее время в жизни каждого человека. Воспитывая, обучая ребенка, родители, педагоги должны сделать его детство радостным, насыщенным посильным трудом и творчеством. Очень важно научить ребенка жить в обществе, правильно строить межличностные отношения со сверстниками и взрослыми. И ребенок должен научиться совершать поступки, правильно реагировать на радости и горе, строить взаимоотношения с людьми. От того, какими у ребенка сложатся отношения с родителями, какие ценности они в него заложат, как будут воспитывать, такой будет и жизнь ребенка. Данная работа была посвящена изучению тревожности у младших школьников. Исследование позволило многопланово взглянуть на проблему не только квалификации понятия, но и на теорию вопроса выявления и профилактики тревожности у младших школьников. Было выявлено, что тревожность порождается межличностными отношениями как стремление реализовать потребность в избегании или устранении напряжения, по сути, равна потребности в межличностной надежности безопасности. Именно школьный возраст является критическим для развития личности ребенка, поскольку момент поступления в школу является периодом, когда тревожность впервые оформляется как личностная характеристика. В процессе формирования личности (в периоды кризиса) на протяжении всего периода обучения в младшей школе можно наблюдать динамику тревоги, связанной с ситуациями самовыражения. По результатам исследований A.M. Прихожан можно сделать вывод, о том, что тревожность в детском возрасте - это устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением. Возникновение тревожности происходит из-за завышенных требований педагогов, родителей; постоянных упреков, которые вызывают чувство вины; сдержанности родителей в выражении чувств при наличии многочисленных страхов, опасностей, тревог; из-за излишней строгости родителей. Данное исследование проводилось на базе МБОУ средней школы №2 г. Лысково В исследовании приняли участие 4 «В» класс, 14 учеников младших классов 7 мальчиков и 7 девочек. В процессе исследования были применены следующие методики: - Методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), - Методика «Незаконченные предложения». - Наблюдение за детьми младшего школьного возраста Был разработан игротренинг коррекции тревожности младших школьников, которую применили после проведения диагностических работ. В ходе которых было выявлено, что есть дети не только с высокой, но и повышенной тревожностью. По результатам повторного исследования, проведенного с использованием этих же методик, процент младших школьников экспериментальной группы с очень высоким уровнем тревожности значительно снизился. Таким образом, результаты сравнения данных свидетельствуют об эффективности проведенного комплекса занятий, направленного на коррекцию тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников. Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана: процесс коррекции тревожности младших школьников будет эффективным, если: – включить младших школьников в комплекс занятий, направленный на улучшение взаимоотношений в группе сверстников; – использовать наиболее эффективные методы и формы такие, как куклотерапия, сказкотерапия, проективное рисование, музыкотерапия, психогимнастика, активная нервно-мышечная релаксация.
Читать дальше
Актуальностью данной работы является то, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование в соответствии со своими интересами, способностями, возможностями, поэтому перед работниками образовательных учреждений и психологических центров стоит задача учета его психологического, медицинского и психофизиологического статусов с целью профилактики возникновения школьной дезадаптации у детей. Не последнюю роль в школьной дезадаптации играет повышенная тревожность у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. На сегодняшний день проблема тревожности младших школьников продолжает оставаться актуальной. Возросло количество детей с повышенным уровнем тревожности, отличающихся выраженным беспокойством, закомплексованностью, психологической неустойчивостью. С переходом ребенка из дошкольного учреждения в первый класс в его жизни происходят значительные перемены, преимущественно изменяется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая впоследствии становится ведущей. Школьная тревожность - распространенная проблема, с которой все чаще сталкивается школьный психолог. В ходе обучения у ребенка развиваются психологические новообразования. Мышление становится преобладающей функцией, а другие функции сознания становятся произвольными. Тяжелым и «чувствительным» периодом для ребенка является смена игровой деятельности на учебную. При поступлении в школу нужные учебные знания, умения и навыки могут быть недостаточно сформированными. Мотивационная и когнитивная неготовность ребенка к обучению зачастую приводит к появлению всевозможных типов школьной дезадаптации, иначе говоря, к трудностям и сложным проблемам в ходе учебной деятельности, общении, поведении. У первоклассника проявлениями дезадаптации могут быть затруднения в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкая успеваемость, крайние формы недисциплинированности. Кроме этого частой причиной школьной дезадаптации служит недостаточное развитие произвольной сферы (в первую очередь неспособность слушать и четко осуществлять требования учителя, выполнять работу в соответствии с инструкциями). Каждый ребенок индивидуален, поэтому школьные трудности и проблемы у всех разные. Выраженные проявления тревожности имеются и у отлично успевающих детей, которые отличаются честностью, требовательностью к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс учения. Случается, так, что родители ждут от ребенка высоких, не доступных ему достижений в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) тип истинного мужчины, крепкого, отважного, ловкого, не знающего поражений. К этой сфере относится и навязывание ребенку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, к примеру, таких, как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Впрочем, право выбора хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное его участие в делах, которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежных неудач и вызывает тревожность. Стремясь выработать у младшего школьника такие свойства как честность, опрятность, послушание, учителя зачастую ухудшают и без того тяжелое состояние учащегося, увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечет для него наказание. Без сомнения, добросовестное отношение к делу нужно, однако дело школьника (учение) – особое дело, в котором процесс важнее итога. Методологическое обоснование: понимание тревожности как переживания эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности (А. М. Прихожан), понимание тревожности как свойства человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях (Р. С. Немов). Вместе с тем, не смотря на влияние школьной тревожности у детей младшего школьного возраста на возникновение школьной дезадаптации у них, до сих пор остаются малоизученными вопросы частного характера, связанные с исследованием взаимоотношений социальных и психологических характеристик в конкретных группах школьников Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально реализовать психолого – педагогическую коррекцию школьной тревожности у детей младшего школьного возраста Объект исследования: школьная тревожность в младшем школьном возрасте. Предмет исследования: психолого – педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников. Задачи исследования: 1) Проанализировать исследования тревожности в современной литературе; 2) Выявить проявления тревожности в младшем школьном возрасте; 3) Описать формы и методы психологической коррекции тревожности; 4) Разработать программу коррекции тревожности; 5) Проанализировать эффективность программы. Гипотеза: предполагается, что реализация коррекционной программы снизит уровень тревожности младших школьников. Проблема тревожности младших школьников отражена в работах А. М. Прихожан, Б. И. Кочубей, Е. Ю. Брель, Р. В. Кисловская, Е. В. Новикова, Р. С. Немова, В. В. Суворова. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ и обобщение психолого – педагогической литературы, метод целеполагания, моделирование; 2. Эмперические: формирующий и констатирующий эксперимент, тестирование по следующим методикам: - Методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), - Методика «Незаконченные предложения», - Наблюдение за детьми младшего школьного возраста. База исследования: В исследовании приняли участие 4 В класс, 14 человек: 7 мальчиков и 7 девочек. Школьники муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №2 г. Лысково Нижегородской области. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть полезны родителям, педагогам, психологам, педагогам-психологам дополнительного образования.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Изучение эмоциональной сферы личности ребёнка в младшем школьном возрасте
Количество страниц:
50
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Возрастная психология
дипломная работа
Мотив расставания в поэзии А.А. Ахматовой
Количество страниц:
70
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Литература
дипломная работа
Взаимосвязь уровня креативности и мотивационно-ценностной сферы личности у школьников 15-17 лет.
Количество страниц:
80
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image