Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности младшего школьника 7 1.1. Характеристика понятия «эмоциональная сфера» 7 1.2. Особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника 16 1.3. Возможности психолого-педагогической помощи в развития эмоциональной сферы младших школьников 26 Выводы по 1 главе 32 Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста 34 2.1. Методы и организация исследования. Анализ результатов первичной диагностики 34 2.2. Программа внеурочной деятельности для учащихся 4 классов, направленная на формирование эмоциональной сферы младших Школьников 38 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43 Выводы по 2 главе 46 Заключение 47 Список использованных источников 49 Приложение 52

Изучение эмоциональной сферы личности ребёнка в младшем школьном возрасте

курсовая работа
Психология
50 страниц
89% уникальность
2022 год
30 просмотров
Парецкая А.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности младшего школьника 7 1.1. Характеристика понятия «эмоциональная сфера» 7 1.2. Особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника 16 1.3. Возможности психолого-педагогической помощи в развития эмоциональной сферы младших школьников 26 Выводы по 1 главе 32 Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста 34 2.1. Методы и организация исследования. Анализ результатов первичной диагностики 34 2.2. Программа внеурочной деятельности для учащихся 4 классов, направленная на формирование эмоциональной сферы младших Школьников 38 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43 Выводы по 2 главе 46 Заключение 47 Список использованных источников 49 Приложение 52
Читать дальше
Развитие современного общества предполагает формирование инициативной, активной, самостоятельной, творчески ориентированной личности. Одним из источников активно развивающейся личности выступает эмоциональная сфера. Мир чувств и эмоций, как и другие формы психической деятельности, является способом отражения объективного мира и человека в нём, и представляет собой многогранную и до конца не изученную сферу.


На сервисе Work5 написание курсовых на заказ в Томске - это просто.


. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования отражаются личностные результаты освоения основной образовательной программы, которые включают в себя: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. У детей младшего школьного возраста с ослабленной способностью к эффективной саморегуляции, эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Разрушительное воздействие подобного неумения справляться со своими чувствами у этих детей могут быть самыми различными: от неудач в общении со взрослыми и сверстниками до ухудшения успеваемости в школе. Однако младший школьный возраст является сензитивным для развития эмоциональной сферы. Данный период характеризуется особой эмоциональной впечатлительностью, восприимчивостью, отзывчивостью. Изучением развития эмоциональной сферы занимались отечественные психологи: П.К. Анохин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.А. Данилина, Н.А. Довгая, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Б.М Теплов, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, а так же зарубежные психологи: В. Вундт, К. Э. Изард и др. Современная психология считает, что изучение эмоционально-волевой сферы у детей было и остается актуальным в наше время. На современном этапе данная проблема исследования отражена в таких нормативно-правовых источниках, как: «Конвенция о правах ребенка», ст. 29: «Государстваучастники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования также гласит о необходимости «учета индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей. [25] Однако, несмотря на существенный интерес исследователей к проблеме особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, а также накопленный к настоящему времени опыт, проблема выявления и учета особенностей эмоциональной сферы детей младшего возраста, по-прежнему остается слабо разработанной. Актуальность проблемы повлекла за собой выявление противоречия между потребностью в методическом обеспечении процесса учета особенностей эмоциональной сферы детей младшего возраста и недостаточной методической разработанностью способов формирования эмоциональной сферы младших школьников, адаптированных к использованию в современных условиях образовательного процесса начальной школы. Анализ актуальности и противоречий определили проблему исследования: каковы возможности психолого-педагогической помощи в развития эмоциональной сферы младших школьников. Актуальность, значимость и недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Изучение эмоциональной сферы личности ребёнка в младшем школьном возрасте». Объект исследования – процесс развития эмоциональной сферы младших школьников. Предмет исследования –особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Цель исследования – выявить особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста и разработать программу внеурочной деятельности для учащихся 4 классов, направленную на формирование эмоциональной сферы младших школьников. Задачи исследования: 1. Изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы. 2. Определить показатели и критерии, охарактеризовать уровни развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. 3. изучить возрастные особенности эмоциональной сферы личности младшего школьника. 4. Выявить уровень эмоционального состояния учащихся начальной школы. 5. Разработать программу внеурочной деятельности для учащихся 4 классов, направленную на формирование эмоциональной сферы младших школьников. 6. Провести анализ особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников. Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №5 г.Лысково Нижегородской области. В эксперименте принимали участие учащиеся 4 класса в количестве 30 человек. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучены теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности младшего школьника, а также определены факторы и причины, влияющие на формирование эмоциональной сферы. Практическая значимость исследования: разработанная программа внеурочной деятельности, направленная на формирование эмоциональной сферы младших школьников с учетом их возрастных и эмоциональных особенностей, могут быть использованы учителем начальных классов. Методы исследования: - теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения эмоциональной сферы младших школьников. - эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование. В качестве основных психодиагностических методик были использованы: - Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотовой) - Методика «Определение эмоциональности» (В.В. Суворова) - методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

Читать дальше
Значимость развития эмоциональной сферы в период младшего школьного возраста определяется тем, что эмоции на данном возрастном этапе управляют и регулируют всеми психическими функциями, влияют на их развитие. Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста заключается в расширении представлений о многообразии человеческих эмоций, в развитии адекватного эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии и эмпатии. К показателям развитости эмоциональной сферы были отнесены: - эмпатия; - эмоциональная выразительность; - эмоциональное реагирование. Эффективным средством развития эмоциональной сферы младших школьников является творческая деятельность, как художественно-образное педагогическое средство воздействия на внутренний эмоциональный мир человека. Музыкально-творческая деятельность заключается в том, что воспринятый и осознанный музыкальный образ превращается в мыслеобраз, своеобразную единицу мышления. Став внутренней формой, он приобретает самостоятельность жизни и способность воздействовать на деятельность субъекта. Образ способен выполнить в педагогическом процессе функцию образца, управляющего дальнейшим поведением человека, то есть регулятивную или нормирующую функцию. Таким образом, разработанная коррекционная программа развития эмоциональной сферы ребенка понимается как импровизационное творчество, которое возникает в индивидуальной или коллективной деятельности и направлено на развитие умения вчувствоваться в образ, определять и выражать эмоции, возникшие в процессе деятельности, и находить адекватные образу способы действия. В ходе работы были определены возможности коррекционной программы в развитии эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста: - обогащению эмоционального опыта младшего школьника; - реализации и выражению ребенком собственных чувств и эмоций; - формированию опыта эмпатийного поведения на основе вхождения в эмоционально-образное содержание разных ситуаций; - интериоризации ценностных оснований духовных, эстетических ценностей во внутренний опыт ребенка; - пониманию и осознанию собственных эмоций; - развивает способность к саморегуляции эмоциональных проявлений. С целью повышения уровня развитости эмоциональной сферы младших школьников, был разработан комплекс занятий по развитию эмпатии, эмоциональной выразительности и эмоциональному реагированию, как значимых компонентов эмоциональной сферы. На третьем этапе была выявлена положительная динамика формирования эмоциональных состояний. Таким образом цель работы в целом достигнута, задачи решены, а гипотеза получила свое подтверждение.
Читать дальше
1. Алексеева, Т. Ю. Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников: дис. ... канд. Пед. наук: 13.00.02 / Т. Ю. Алексеева; Урал. Гос. Пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 148 с. 2. Аромштам, М. Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников/ М. Аромштам // Дошкольное образование. – 2006. – № 8. – С. 55-57. 3. Баранов, А. А. Методы изучения личности школьника: метод, рекомендации к пед. практике / А. А. Баранов, С. Г. Бутолин. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2008. – 95 с. 4. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. Пособие для студентов вузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. – СПб: Лань: М.: Планета музыки, 2014. – 508 с. 5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 400 с. 6. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с. 7. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы биологической мотивации/ В. К. Вилюнас, – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. – 208 с. 8. Вундт, В. Основы физиологической психологии / В. Вундт; пер. под ред. А. А. Крогиуса. – М.: 1984. – 828 с. 9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. Очерк: Для учителя / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 292 с. 10. Грот, Н. Я. Значение чувства в познании и деятельности человека: речь, произнес. В годич. Собрании О-ва 24 янв. 1889 г. / Н. Я. Грот. – М.: Тип. А. Гатцука, 1889. –,42 с. 11. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практ. Работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с. 12. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность/ Б. И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – 132 с. 13. Замостьянов, А. Эмоция и ее неистовые ревнители: учебное пособие/ А. Замостьянов. - Народное образование. – 2005. - №9. – С. 209 – 217. 14. Запорожец, А.В. Психологическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. – М.: Изд-во Педагогика, 1986. – 312 с. 15. Зимина, И.С. Детская эмоция как предмет педагогических исследований: учебное пособие/ И.С. Зимина. - Педагогика. – 2003 - №5. – С. 14 – 18. 16. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард; пер. с англ. В. Мисник. – СПб: Питер, 2007. – 464 с. 17. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев // Психология эмоций / авт.-сост. В. К. Вилюнас. – СПб: 2004. – С. 257-267. 18. Листик, Е. М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: автореф. Дис. ... канд. Психол. Наук: / Е. М. Листик; Моск. Гос. Ун-т им. М. В. Ломоносова. – М., 2003. – 24 с. 19. Радынова, О. П. Слушаем музыку: Для воспитателя и муз. Рук. Дет. Сада / О. П. Радынова. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с. 20. Ражников, В. Г. Постижение сущности эстетических эмоций и художественных переживаний [Электронный ресурс]: авт. Слов. И методика его применения / В. Г. Ражников // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». – 2013. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postizhenie-suschnosti-esteticheskih-emotsiy-ihudozhestvennyh-perezhivaniy-avtorskiy-slovar-i-metodika-ego-primeneniya (дата обращения: 05.05.2022). 21. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский; пер. с пол. В. К. Вилюнаса. – М.: Прогресс, 1979. – 392 с. 22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учеб. Для вузов / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2016. – 705 с. 23. Симонов, П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П. В. Симонов. – М.: Наука, 1970. – 141 с. 24. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский; сост. С. Соловейчик. – М.: Политиздат, 1985. – 247 с. 25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата доступа 01.05.2022г) 26. Фортунатов, Г. А. Общая психология: учеб. Для вузов / Г .А. Фортунатов. – М.: Просвещение, 1976. – 250 с. 27. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации: избр. Психол. Тр. / П. М. Якобсон; Моск. Психол.-социал. Ин-т.; под ред. Е. М. Борисовой, – М.: Ин-т практ. Психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 304 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Мотив расставания в поэзии А.А. Ахматовой
Количество страниц:
70
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Литература
дипломная работа
Взаимосвязь уровня креативности и мотивационно-ценностной сферы личности у школьников 15-17 лет.
Количество страниц:
80
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
курсовая работа
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ НАИМЕНОВАНИЯ СЛЕСАРНОГО И СТОЛЯРНОГО ИНСТРУМЕНТА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Русский язык и культура речи
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image