Введение 3
Глава 1. Психологические особенности Взаимосвязь агрессивности и стратегий поведения в конфликте у работников сферы торговли 5
1.1 Понятие агрессии 5
1.2 Сущность понятия «конфликт», классификация конфликтов 10
1.3 Способы разрешения конфликтов 17
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности и стратегий поведения в конфликте у работников сферы торговли 20
2.1 Организация эмпирического исследования 20
2.2. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи агрессивности и стратегий поведения в конфликте у работников сферы торговли 23
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Библиографический список 32
Читать дальше
Итак, нами было проведено исследование проблемы взаимосвязи агрессивности и стратегий поведения в конфликте у работников сферы торговли. Был осуществлен теоретический анализ подходов к проблемам агрессивности и стратегий поведения в конфликте. На основе анализа теоретических и отечественных и зарубежных исследований выделены и описаны особенности взаимосвязи агрессивности и стратегий поведения в конфликте.
Анализ проведенного теоретического и эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Конфликт предполагает такие отношения между субъектами социального взаимодействия, которые могут характеризоваться их противостоянием на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок). Конфликты представляют собой сложное социально-психологическое явление, что позволяет классифицировать их по разным признакам. В зависимости от области конфликт может быть: экономическим; идеологический; политически; социальные и бытовые; семейное хозяйство.
2. В зависимости от длительности и напряженности конфликт может быть:
- бурное быстротечное течение;
- острый длинный;
- слегка вялый;
- слабо выраженное быстрое течение.
В зависимости от темы конфликтного взаимодействия выделяют следующие виды конфликта: межличностный, внутриличностный, конфликты типа «личность - группа» или межгрупповые. Конфликты делятся на подгруппы по социальным последствиям:
- конструктивны, способствуют развитию отношений и принимают взвешенные решения;
- деструктивные, препятствующие эффективному принятию решений и взаимодействию.
По этому поводу конфликт может быть реалистичным или нереальным.
В зависимости от источника возникновения различают два вида конфликта:
- объективно определено;
- субъективный.
3. Конфликты могут быть основаны на противоречивых ценностях или интересах:
- «плюс-плюс» (подбор более дешевых альтернатив);
- «минус - минус» (выбор нежелательных альтернатив);
- «Плюс - Минус» (столкновение нежелательных и благоприятных решений).
В зависимости от степени управляемости конфликт может быть управляемым, слабоуправляемым и неуправляемым (стихийным).
В зависимости от уровня демпфирования конфликт возникает:
- прекращено самопроизвольно;
- остановка под влиянием агентуры противоборствующих сторон;
- прекращено вмешательством третьих лиц.
- изучены причины возникновения конфликтов и этапы развития;
Были названы объективные и субъективные причины конфликта. Если первые причины характеризуются наличием их в реальной ситуации, то вторые зависят от восприятия этой ситуации субъектами.
Подводя итог выполненному исследованию, необходимо отметить, что поставленные в начале исследования задачи выполнены, основная цель достигнута
Читать дальше
1. Бейч Д.Р., Гольдберг Г. Творческая агрессия, 1988 / Пер. ГПНТБ СО АН СССР, В2х кн) , 2017. - 160 с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2018. - 516 с.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия СПб., 1997.- 336 с.
4. Илешева Р.Г. Нарушения поведения у учеников и работников. - Алма-Ата: Наука, 1990. - 160 с.
5. Лоренц К. Так называемое зло. / Под ред. A. B. Гладкого; Сост. A. B. Гладкого, А. И. Федорова; Послесловие А. И. Федорова. - М.: Культурная революция, 2008. - 616 с.
6. Паренс Г. Агрессия наших учеников: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Форум», 1997. - 160 с.
7. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. - Мн., 1999. - 242 с.
8. Реан А.А. Психология изучения личности. - СПб., 2019. - С. 216 - 251.
9. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения работников и условия его коррекции. - М.; Воронеж: Акад. пед. и социал. наук; Моск. психол. - социал. ин-т, 1996. - 96 с.
10. Чепелева Л.М. Решение проблемы агрессивности работников в школе педагогической поддержки. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. - 64 с.
Читать дальше