Введение 3 1. История становления и развития взаимоотношений государства и церкви. Проблематика определения их сущности 6 1.1 Исторический аспект церковно-государственных взаимоотношений 6 1.2 Проблема терминологического определения государственно-конфессиональных отношений 10 2. Религия и ее роль в жизни государства 14 2.1 Основные религии, представленные в РФ и их значение в жизни государства 14 2.2 Типология государств по их отношению к религии 17 3. Анализ взаимоотношений церкви и государства в современное время 20 3.1 Вопросы взаимодействия государства и церкви в современных условиях 20 3.2 Проблемы и перспективы развития диалога государства и церкви 24 Заключение 28 Библиографический список 31

Государство и церковь в политической системе общества

курсовая работа
Право
30 страниц
83% уникальность
2022 год
113 просмотров
Гиоргиев Ю.
Эксперт по предмету «Теория государства и права»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. История становления и развития взаимоотношений государства и церкви. Проблематика определения их сущности 6 1.1 Исторический аспект церковно-государственных взаимоотношений 6 1.2 Проблема терминологического определения государственно-конфессиональных отношений 10 2. Религия и ее роль в жизни государства 14 2.1 Основные религии, представленные в РФ и их значение в жизни государства 14 2.2 Типология государств по их отношению к религии 17 3. Анализ взаимоотношений церкви и государства в современное время 20 3.1 Вопросы взаимодействия государства и церкви в современных условиях 20 3.2 Проблемы и перспективы развития диалога государства и церкви 24 Заключение 28 Библиографический список 31
Читать дальше
Актуальность данной темы обусловлена тем, что взаимоотношения церкви и государства со времён глубокой древности были одним из основополагающих факторов государственного устройства и общественной жизни. С момента зарождения государственности, церковь претендовала быть её системообразующим фактором. Нередко ей удавалось починить себе всё государственное устройство, таких исторических примеров много, как в истории, так и в современности. Вопросы отношений государства и церкви интересовали многих ученых, мыслителей и исследователей, живших и работавших в разное время, в разных странах, которые пытались ответить не только на вопрос о том, что же представляет собой государство и церковь, но и какова их идеальная форма взаимоотношений. На сегодняшний день государство представляет собой совокупность людей, которые объединились на основании уже созданного ими общего закона для того, чтобы жить и развиваться, тем самым вырабатывать общественные отношения под государственным контролем. Наличие государства создает важнейшую предпосылку для формирования различных политических институтов, которые являются неотъемлемой частью развития общества, а также формирует значимые сферы человеческой жизни, в которых каждый индивид мог бы быть способным реализовывать свои социальные, экономические, духовные и ряд других интересов. Сущность государства как организации политической преимущественно связана с тем, что оно являет собой особую организацию политической власти. При этом власть наделена концентрированной силой.


Для Work5 даже дипломный проект не проблема


Современное государство характеризуется не только как политический институт, но и как институт социальный, экономический, выполняющий функции, связанные с развитием гражданского общества. Осуществление этих функций происходит посредством предоставления гражданам со стороны государства гарантий на свободу совести и вероисповедания. Функции, связанные с развитием современного общества, выполняет также и Церковь, являющаяся одним из социальных институтов современного Российского государства. За последние несколько лет Церковь стала активным участником гражданского общества, где важна инициатива именно граждан, а не государства. Являясь, олицетворением религии, Церковь зачастую выполняет множество латентных функций, имеющих внутрирелигиозный смысл, связанный с призывами к спасению в вечной жизни, избавлению от грехов и покаянию. При этом, Церковь не может брать на себя функции, которые выполняет только государство, ее деятельность не может противоречить нормам действующего законодательства, поскольку Конституция РФ, закрепляет за Россией статус светского государства. При этом, церковь имеет возможность обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, но право решения этого вопроса также остается за государством. На сегодняшний день, наиболее правильной формой взаимоотношений Церкви и государства является «диалог», который способен разрешать возникающие проблемные ситуации и приходить к компромиссам. Только союз государства и церкви дает возможность и той и другой стороне полноценно реализовывать свои функции, а также осуществлять деятельность в интересах отдельных граждан и всего общества в целом. Целью данной работы является рассмотрение государства и церкви в политической системе общества. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько основных задач: 1) рассмотреть историю становления и развития взаимоотношений государства и церкви. Выявить проблематику определения их сущности; 2) изучить исторический аспект церковно-государственных взаимоотношений; 3) выявить проблему терминологического определения государственно-конфессиональных отношений; 4) охарактеризовать религию и ее роль в жизни государства; 5) рассмотреть основные религии, представленные в РФ и их значение в жизни государства; 6) изучить типология государств по их отношению к религии; 7) провести анализ взаимоотношений церкви и государства в современное время; 8) охарактеризовать вопросы взаимодействия государства и церкви в современных условиях; 9) выявить проблемы и перспективы развития диалога государства и церкви. Методологическую основу исследования составили логические приемы и операции (анализ, синтез, дедукция, индукция); различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности: диалектический, системно-структурный; метод правового регулирования. Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в следствии взаимодействия государства и церкви. Предметом исследования выступают церковь и государство в политической системе общества. Теоретическая основа данной работы построена на работах таких ученых, как И.Н. Фокин, А.В. Щеглов, О.В. Осипов, С.М. Мальцева, М.Н. Марченко, Е.В. Стругова и др. Настоящая курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка

Читать дальше
В последние десятилетия Россия заявила о себе как о государстве, отстаивающем консервативные ценности, которые во многом совпадают с ценностями христианства, ислама, буддизма и иудаизма. Традиционные конфессии проводят в этом направлении значительную работу на международной арене. Взаимодействие государства и церкви характеризуется термином «государственно-конфессиональные отношения», содержательное понятие которого означает то, что это отражение исторических условий и современных реалий формально и юридически закрепленных институциональных форм взаимоотношений публично-правового образования и его структурных подразделений, наделенных соответствующими полномочиями и компетенциями с конфессиональными объединениями и иными частными субъектами конфессиональной деятельности в гражданской, политической, экономической, социальной и культурно-идеологической сферах в целях формирования условий благоденствия для построения политической системы общества. Взаимодействие власти и религиозных объединений – объективный признак светского государства, способствующий успешному формированию гражданского общества в России. Его нельзя отождествлять с таким негативным явлением, как клерикализация государственных и общественных институтов, выражающимся в чрезмерном присутствии или влиянии религиозных объединений на сферы исключительно государственного ведения (политику, идеологию, государственное и муниципальное управление). В России складывается кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений, позволяющая религиозным объединениям активно сотрудничать с органами государственной власти и общественными институтами по различным вопросам (социальное обеспечение, образование, безопасность, духовно-нравственное воспитание личности и др.). При этом использование потенциала религиозных объединений оказывается полезным и эффективным, а порой, и совершенно необходимым. Современные политические реалии позволили религиозным организациям принимать не просто латентное, а прямое участие в общественно-политическом процессе, что отразилось на способности оказывать влияние на органы власти. Российское законодательство начало реформироваться в рамках рыночных отношений. Отменяются прежние нормативно-правовые положения, ущемлявшие права церкви. Принимаются новые законодательные акты, разрешающие им высказывать собственное мнение относительно улучшения нормативно-правовой базы в сфере религии и социальных вопросов. Получив статус юридического лица, церковь начала активно им пользоваться. Обращаются к государственной власти с вопросом о десекуляризации и пересмотре многих решений, реализованных советской властью против религиозных конфессий. В современной России отношение различных политических сил к РПЦ далеко неоднозначно. Сложная внутриполитическая обстановка, а также возрастание внешних угроз обусловливают необходимость для государства поиска союзника в лице РПЦ. Вследствие этого существует полное и безоговорочное принятие государством православия как центральной несущей опоры, основной идеологической силы страны. РПЦ defacto приобретает характер государственной церкви. Российское государство проводит политику, направленную на придание церкви все более высокого официального статуса. При этом, если учесть, что государство и церковь призваны нести людям добро, то у них есть общие сферы взаимодействия. Это касается таких областей, как миротворчество, дела милосердия, сохранение нравственности, духовное и культурное образование, охрана и развитие культурного наследия, поддержка семьи, попечение о заключенных. Чтобы избежать смешения в сферах деятельности и не привести церковную власть к мирскому характеру, клирикам запрещено принимать участие в государственном управлении, дабы они неустанно находились при исполнении своих прямых церковных обязанностей. Все это свидетельствует о том, что государство, как и церковь, обладают, присущими только им признаками, выполняют соответствующие функции. При этом, взаимоотношения между государством и церковью в различные исторические времена складывались совершенно по-разному. Если в эпоху средневековья церковь занимала лидирующие позиции над государственной властью, то в советское время началось гонение на церковь, поскольку государству не нужен был конкурент в борьбе за влияние на сознание народных масс, оно хотело единоличной власти. В Российской Федерации сложилась кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений, когда государственные органы на взаимной основе поддерживают наиболее массовые и влиятельные религиозные объединения. Наиболее актуальными проблемами, в решении которых следует использовать потенциал традиционных конфессий, являются вопросы демографии; социализации мигрантов; противодействия экстремизму; исправления осужденных; патриотической и воспитательной работы в вооруженных силах и правоохранительных органах; фактора «мягкой силы» в межгосударственных отношениях. Церковь на протяжении столетий использовала различные способы коммуникации с обществом и государством. В мировой практике сложилось несколько типов отношений, среди которых наиболее предпочтительной для сторонников церкви остаётся концепция «симфонии властей». Стала главенствующей из-за того, что светская власть постоянно обращала свои взоры к православной традиции, а духовные деятели к российской государственности; выступали за стабильное развитие существующего политического строя, и отстаивался тезис о разделении сфер влияния. Государство занимается политикой, а церковь – духовностью.
Читать дальше
1. Европейская конвенция о гражданстве ETS N 166 (Страсбург, 6 ноября 1997 г.). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.04.2022). 2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., // Действующее международное право. - Т.1. 3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (ред. от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445. 4. Ахмедов Р.М. К постановке вопроса о перспективах развития государственно-конфессиональных отношений в современном российском обществе // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: УЮИ МВД России, Уфа. - 2019. - № 1. – С. 35. 5. Бошно С.В. Общая теория государства и права: учебник / С.В. Бошно. - М., 2018. – 536 с. 6. Донцев С.П. Конкурентная модель светскости государства и ее трансформация в современной России. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ konkurentnaya-model-svetskosti-gosudarstva-iee-transformatsiya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения 05.04.2022). 7. Жуков В.Н. Государство как ценность // Государство и право. - 2019. - №9. - С. 68. 8. История отношений между Русской православной и Римско-католической церквями. Досье. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/info/2657920 (дата обращения 05.04.2022). 9. Кабо В. Происхождение религии: история проблемы / В. Кабо. – М., 2018. – 412 с. 10. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы / Т.В. Кашанина. - М., 2018. – 325 с. 11. Колосова И. В. Из истории взаимоотношений Русской православной и Римско-католической церквей // Дипломатическая академия МИД России. – 2019. - № 4. - С. 310. 12. Конышева Ю. Е. Особенности государственной политики в отношении Католической церкви в Российской империи в первой половине XIX века // Университетский научный журнал. – 2018. - № 34. - С. 174. 13. Кронберг С.А. Современные религиозные объединения // Государство и право. - 2018. - №23. - С. 23. 14. Кяров В.А. Многонациональные страны мира // Государство и право. - 2019. - №51. - С. 75. 15. Маковский А.А. Неоинституциональный подход к анализу государственно-конфессиональных отношений в современной России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2019. - № 1. – С. 42. 16. Малько А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Малько. - М., 2018. – 447 с. 17. Мальцева С.М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 2. - С. 71. 18. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – М., 2019. – 632 с. 19. Новиков Н.В. Главные особенности политической власти // Политика. - 2018. - №29. - С. 55. 20. Осипов О.В. РПЦ в системе гражданского общества и государства // Государство и право. - 2018. - №42. - С. 72. 21. Стоякин С.С. Легитимность государственной власти // Вестник международного права. - 2020. - №4. - С. 49. 22. Стругова Е.В. Взаимодействие государства и церкви // Вестник права. - 2019. - №69. - С. 87. 23. Суржиков А.А. Политическая мысль древности // История политических и правовых учений. - 2019. - №13. - С. 92. 24. Филатов И.В. Диктатура пролетариата // История политических и правовых учений. - 2018. - № 40. - С. 35. 25. Фокин И.Н. Государство и Церковь. История в историях / И.Н. Фокин. - М., 2017. – 356 с. 26. Фролов Д. И. К вопросу о правовом положении духовных христиан молокан в Российской империи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. - Т. 25. - № 184. – С. 140. 27. Штекель К.В. Три модели церковно-государственных отношений в современной России / К.В. Штекель. - М., 2017. – 186 с. 28. Щеглов А. В. Религиоведение / А.В. Щеглов. - М., 2018. – 714 с. 29. Щукина Н.И. РПЦ, как институт гражданского общества // Государство и право. - 2018. - №77. - С. 101. 30. Ячевский В.В. История политических и правовых учений / В.В. Ячевский. - Воронеж, 2018. – 712 с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Аналитическое обеспечение разработки стратегии организации
Количество страниц:
50
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Стратегический менеджмент
дипломная работа
Автоматизация контроля логистических процессов предприятия
Количество страниц:
55
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Одежда и мода Пушкинского Петербурга в начале 19го века, 1830е годы
Количество страниц:
35
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image