ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3 Глава 1. Теоритические аспекты основ семейного воспитания…….5 1.1. Характеристика понятий «семья» и «брак». Формирование и развитие семьи как социального института…………………………………5 1.2. Систематизирующие признаки в классификации семей…………9 1.3. Особенности семейного воспитания. Влияние семейного воспитания на ребёнка…………………………………………………………12 Глава 2. Анализ методов воспитания в современной семье………….20 2.1. Трансформация семьи как социального института……………….20 2.2 Структура и основные проблемы современной семьи…………..25 2.3. Эффективные современные методы семейного воспитания …..27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..31 Список использованной литературы…………………………………..33

Изучение особенностей методов воспитания в практике современной семьи.

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
85% уникальность
2022 год
19 просмотров
Кондратюк Е.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3 Глава 1. Теоритические аспекты основ семейного воспитания…….5 1.1. Характеристика понятий «семья» и «брак». Формирование и развитие семьи как социального института…………………………………5 1.2. Систематизирующие признаки в классификации семей…………9 1.3. Особенности семейного воспитания. Влияние семейного воспитания на ребёнка…………………………………………………………12 Глава 2. Анализ методов воспитания в современной семье………….20 2.1. Трансформация семьи как социального института……………….20 2.2 Структура и основные проблемы современной семьи…………..25 2.3. Эффективные современные методы семейного воспитания …..27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..31 Список использованной литературы…………………………………..33
Читать дальше
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние, которое меняется на протяжении его жизни в зависимости от его семейных функций и статуса в семье. Для того чтобы выжить и не потерять свою природу, человечество вынуждено укреплять, развивать и совершенствовать семью. Традиции семейного воспитания в каждой культуре складывались веками, потому педагогическая культура родителей являет собой воплощение культурно-исторического опыта воспитания детей. До недавнего времени в нашем обществе существовала патриархальная форма полоролевого воспитания, где мужчина осуществлял роль «воина, добытчика, защитника» семьи, а женщина была хранительницей домашнего очага и занималась воспитанием детей. В таком видении каждый ребёнок занимал своё место в зависимости от половой принадлежности и воспитывался исходя из данного понятия: девочка – мать, воспитательница и жена, мальчик – работник, муж, отец.


Поможем сделать реферат онлайн на сайте Work5.


Как известно, именно семья формировала у ребенка ценностные и моральные ориентиры, обучала необходимым для жизни в обществе умениям и навыкам. В педагогической науке всегда отмечалась важная роль семьи в воспитании детей, а исследования последних лет акцентируют внимание на важности учета половозрастных особенностей в воспитательном воздействии. Однако, несмотря на значительный интерес к исследованию аспектов, связанных с половозрастными особенностями детей со стороны многих исследователей (Т.В. Бендас, Ш. Берн, В.Е. Каган, И.С. Кон, Т.А. Репина и др.), проблема учета половозрастных особенностей в воспитании детей остается недостаточно разработанной. Согласно теории, анатомо-физиологические, психофизиологические и психосоциальные особенности развития детей мужского и женского пола указывают на необходимость дифференцированного подхода в воспитании детей, поскольку учет этих особенностей будет способствовать развитию представлений о содержании типичного для пола поведения, возникновению предпочтений и интересов, что в свою очередь влияет на формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье (Репина Т.А., Хризман Т.П., Титаренко Т.М.). Цель исследования: Вывить эффективные методы воспитания в современной семье. Задачи: 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2. Выявить особенности воспитания в современной семье; 3. Провести сравнительный анализ полученных данных и выделить основные тенденции в воспитании мальчиков и девочек в современной семье; Объект исследования: воспитание в современной семье; Предмет исследования: особенности воспитания в современной семье; Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что существуют различия в методах воспитания предъявляемых в процессе воспитания мальчиков и девочек в современной семье; Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных педагогов, психологов: системный подход (Л.С. Выготский), работы по семейному воспитанию (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Ж.А. Мухатаева), теории дифференциального подхода к воспитанию мальчиков и девочек (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); теории общего воспитания девочек и мальчиков (К.А. Гельвеций, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель). Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:  обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы и моделирование);  психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики): анкетирование; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ); тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин); измерение родительских установок и реакций (РАКУ; Т.Архиреева);  математико-статистические методы. Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке и реализации программ, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Установленные различия в методах и особенностях воспитания мальчиков и девочек позволят прогнозировать возможные психологические проблемы у детей, обеспечивать их профилактику. Структура работы состоит из введения двух глав, заключения и списка литературы 

Читать дальше
Учитывая все вышесказанное в заключении можно сделать следующие выводы: Подходы к воспитанию мальчиков и девочек менялись с течением времени и были тесно связны с общественным укладом. В ранние периоды воспитанию мальчиков уделялось больше внимания, нежели воспитанию девочек, т.к. форма социальной организации, характеризовалась преобладанием влияния мужчин во многих сферах жизни, женщины же занимали подчиненное положение и подвергались постоянному угнетению и притеснению. В дальнейшем роль женщины в семье и обществе становилась более значимой, в результате сторонников общего воспитания мальчиков и девочек становилось больше. На данный момент в психологии и педагогике количество исследований, посвященных изучению особенностей воспитания мальчиков и девочек в современной семье крайне мало, в связи, с чем тема нашего исследования представляется особенно актуальной. Таким образом, теоретический анализ литературы являлся подготовительным этапом к осуществлению эмпирического исследования методов и особенностей воспитания мальчиков и девочек в современной семье. Эмпирическое исследование показало, что выявленные методы и особенности воспитания мальчиков и девочек в современной семье имеют как сходство, так и различия. Одна из значимых тенденций выявленной на современном этапе, это низкий уровень педагогической культуры большинства современных семей, что в свою очередь оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Говоря о методах воспитания, отметим, что родители в воспитании мальчиков проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают его способности, поощряют самостоятельность и инициативу, при этом предъявляют большое количество требований. В семьях воспитывающих девочек наблюдается стремление к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка, при этом выражена недостаточность требований и минимальность санкций. Прослеживается такая особенность как предпочтение женских качеств в семьях воспитывающих мальчиков, в семьях же воспитывающих девочек наоборот выявлено подавление данного параметра, что в свою очередь влияет на последующие развитие личности. Таким образом, полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу исследования, о том, что существуют различия в методах воспитания предъявляемых в процессе воспитания мальчиков и девочек в современной семье. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке и реализации программ, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Установленные различия в методах и особенностях воспитания мальчиков и девочек позволят прогнозировать возможные психологические проблемы у детей, обеспечивать их профилактику.
Читать дальше
1.Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер. с англ. А.А. Валеева и Р.А. Валеевой. -- Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 448с. 2. Александрова Н. Русские народные традиции М Инфо., 2013, 100 с. 3. Амонашвили Ш. Искусство семейного воспитания Изд-во Амрита 2014, 336 с 4. Анатомия и физиология детей и подростков/ Сапин М.Р., Брыксина З.Г. -2002, 456с. 5. Антонов А.И. (ред.) Социология семьи Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. - 640 с. 6. Аристотель Политика перевод С.А. Жебелева Источник: Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. – С. 376–644 7. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006 - 431 с 8. Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с. 9. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. М.: Просвещение,1979.- 289 с. 10. Большой словарь по социологии. [Электронный ресурс], режим доступа: www.rusword.com 11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. -- 304 с. 12. Борисова Н.Д. Гендерное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре 2015 г [Электронный ресурс], режим доступа: http://doshkolnik.ru/vospitanie/3977-gendernoe-vospitanie-deteiy-vsyuzhetnorolevoiy-igre.html 13. Буре Р. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет М Мозаика синтез 2014, 80 с. 14. Васильева Е.С. Принципы и методы семейного воспитания [Электронный ресурс], режим доступа: http://pedsovet.su/publ/75-1-0-2879 15. Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. Т.1. Демографическая теория и демографическая история. М., Наука, 2005: 3-214 16. Вознюк Т.Н. Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста – 2010 - [Электронный ресурс], режим доступа: http://madou83.ru/metodichka/tvorcheskaya-rabota-na-temu-gendernyiy-podhodv-vospitanii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2/77 17. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960 - 223 c 18. Выготский, Л. С. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова – М.: Педагогика – Пресс, 1999, – 536 с. 19. Выготский, Л.С. Детская психология М: Книга по требованию, отд. Изд., 2012. - 431 с. 20. Гендерная психология. Практикум / под ред. И.С. Клециной. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 496 с.: ил 21. Горынцева Н.Б. Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика 2014 [Электронный ресурс], режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/06/01/gendernyypodkhod-v-vospitanii-detey-doshkolnogo 22. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика: Уч. пособ. / Л. В. Градусова. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 176 с. 23. Громыко, М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян 18-19 вв. / М.М. Громыко // Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. - С. 7-24 24. Демокрит. Фрагменты о воспитании / Демокрит. – Москва, 2007 // Краткая хрестоматия по истории зарубежной и отечественной педагогической мысли: учебное пособие / Ред. И.П. Андриади. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2007. – С. 8 25. Долджин К., Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста СПб Питер 2010 816 с; 26. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. - 688 с. 27. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола детей Л.: Медицина, 1988. - 162 с. 28. История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: Учеб. пособие. Под. ред. М. А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 544 с. 29. Кабаева В.М. Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании М.: МГППУ, 2007 [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/17940.php 78 30. Каган, В.Е.Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии – 2000. – №2 март-апрель 2000. – с. 65-69 31. Казаков Ю.Н., Золотарева Г.К. Общая психология / под ред.: Л.И. Александровой [Электронный ресурс], режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/ob_psih/page0016.asp 32. Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология. - Воронеж, 1999 -162 с. 33. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ Под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982., с. 163 и др. 34. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М.: Педагогическое общество, 2000. – 256 с. 35. Катасонов В.В., Поветьев П.В. Семейное воспитание как повышение человеческого потенциала общества 2010 [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.nirsi.ru/107 36. Козлов А.А. О патриотическом и штатском воспитании. [Интернет-ресурс] http://www.nravstvennost.info/library/news_detail ^р? ГО=2323 37. Коменский Я. А. Великая дидактика / Пер. с лат. А. Щепинский. - СПб.: 1893. - XIV. 326 с. 38. Кон И.С. Ребенок и общество. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003. — 336 с. 39. Маланова К.О. «Сравнительный анализ воспитания мальчиков и девочек в современной семье» [Электронный ресурс], режим доступа: https://core.ac.uk/download/46462145.pdf 40 Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ) Источник: https://psycabi.net/testy/281-oprosnik-analiz-semejnykh-vzaimootnoshenij-e-g-ejdemiller-metodika-asv 41.Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Источник: http://testoteka.narod.ru/dro/1/03.html 42. Maria Josefina Baez La crianza de los hijos en las familias modernas: an?lisis para Argentina en base a la Encuesta de Gastos de los Hogares Источник: https://repositorio.udesa.edu.ar/jspui/bitstream/10908/18211/1/%5BP%5D%5BW%5D%20T.%20L.%20Eco.%20Baez%2C%20Mar%C3%ADa%20Josefina.pdf
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Административно-дисциплинарная ответственность
Количество страниц:
30
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Административное право
реферат
Структура и организационно-методические формы детско-юношеского спортивного движения.
Количество страниц:
20
Оригинальность:
50%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Методика преподавания
курсовая работа
Проект коммуникационной кампании для магазина DNS 
Количество страниц:
30
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Реклама и PR
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image