Развитие бизнеса в глобальном масштабе посредством франчайзинга сопряжено со сравнительно низким риском и минимальными вложениями по сравнению с другими способами достижения роста за рубежом.
В широком смысле основными моделями франчайзинга на международном уровне являются мастер-франшизы (суб-франшизы), региональные франшизы, региональное развитие и прямой франчайзинг.
Однако расширять бизнес за границей непросто, и то, что работает в одной стране, может не работать за границей. У всех моделей международной франшизы есть свои плюсы и минусы. Решение о том, какой из них выбрать, требует тщательного исследования, с которым могут помочь наши юристы по франчайзингу. Ниже мы описали преимущества, недостатки и типичное использование каждого типа модели международного франчайзинга:
Международная экспансия приносит такие проблемы, как культурные различия, вопросы интеллектуальной собственности и юридические аспекты. Например, при франчайзинге важно учитывать, нужно ли будет вносить какие-либо изменения в бренд или есть ли какие-либо опасения по поводу использования торгового наименования за границей, а также понимать, как защитить бренд, а также процесс и затраты.
Есть много стран, в которых есть очень специфические законы о франшизе, но есть и много стран, в которых их нет, включая Великобританию. Помимо понимания местных законов, которые регулируют франчайзинговый бизнес, другими важными соображениями являются обязательства по раскрытию информации, законодательство о конкуренции, трудовое законодательство, агентское законодательство и законы о защите прав потребителей.
Большинство международных франчайзинговых соглашений также подпадают под действие закона о конкуренции и включают положения, которым франчайзеры должны тщательно следовать, например, законы, касающиеся фиксирования цен и эксклюзивности.
Существуют также кодексы поведения/этики, которые предлагают руководящие принципы для отношений между франчайзерами и франчайзи. В некоторых странах эти кодексы и этика являются обязательными и включены в статутное право в качестве правил, но в других странах они являются добровольными и часто устанавливаются ассоциациями франчайзинга. Хотя конечный результат часто одинаков, каждая страна создает свой собственный уникальный набор правил для регулирования франчайзинга.
Канада, Китай, Корея и Малайзия налагают обязанность добросовестности как на франчайзера, так и на франчайзи, что влияет на то, что франчайзеру разрешено делать во время отношений. В Канаде все договоры франчайзинга возлагают на стороны обязанность честно вести дела при его исполнении и исполнении. В Корее обе стороны франчайзинговой сделки должны добросовестно выполнять свои обязанности и перечислять несколько конкретных обязанностей франчайзера и франчайзи. В Малайзии как франчайзер, так и франчайзи обязаны добросовестно относиться друг к другу и должны действовать честным и законным образом и стремиться следовать наилучшей практике франчайзингового бизнеса в то время и в данном месте.
Франчайзинг в США регулируется как на федеральном уровне, так и на уровне штатов.
Федеральная торговая комиссия регулирует франчайзинг на федеральном уровне, используя требования о раскрытии информации и запреты в отношении франчайзинга («Правила франчайзинга FTC»). Правило FTC о франшизе применяется во всех 50 штатах и территориях и протекторатах США и требует, чтобы франчайзеры раскрывали информацию потенциальным франчайзи, прежде чем потенциальный франчайзи сможет либо подписать обязывающее соглашение, либо заплатить франчайзеру какие-либо деньги. В некоторых штатах действуют законы о регистрации франшизы и раскрытии информации, которые требуют, чтобы франчайзеры регистрировали франшизу перед тем, как сделать предложение или продажу, а в некоторых штатах также действуют законы о «франчайзинговых отношениях», которые регулируют основные вопросы взаимоотношений, такие как прекращение, продление, передача и поиск поставщиков. Законы об отношениях между штатами имеют приоритет над положениями соглашения о франчайзинге, которые противоречат этим законам.
Хотя это и желательно, закон не требует регистрации товарного знака бренда перед предложением или продажей франшизы.
В начале 1990-х годов не существовало определения слова «франшиза», и китайское правительство формально не регулировало франчайзинг. Однако рынок становится более регулируемым и открытым, а регулирование развивается быстро. Отечественные и иностранные предприятия регулируются различными государственными органами. Государственное управление промышленности и торговли (SAIC) регулирует создание и регистрацию китайских отечественных предприятий. Предприятие с иностранными инвестициями должно получить одобрение Министерства торговли (MOFCOM) или его местных партнеров. Другие соответствующие государственные органы также привлекаются, если предприятие с иностранными инвестициями занято в секторах бизнеса, требующих специальных согласований или разрешений[5].
Чтобы соответствовать текущим правилам франчайзинга в Китае, компаниям необходимо выполнить несколько условий, таких как так называемое правило «два плюс один». Это требует, чтобы франчайзер сначала имел два предприятия, принадлежащих компании, либо в своей стране, либо в Китае, по крайней мере, в течение одного года, прежде чем он сможет продавать права франшизы в Китае. За 30 дней до того, как франчайзер и франчайзи подпишут договор франчайзинга, франчайзер также должен раскрыть франчайзи определенную информацию в соответствии с нормативными актами и предоставить франчайзи образец договора франчайзинга.
Несмотря на достигнутый прогресс в защите прав интеллектуальной собственности в Китае, защита этих прав от нарушений по-прежнему остается проблемой. Одна из проблем, с которой сталкиваются в Китае при франчайзинге, касается товарных знаков . В Китае первая сторона, подавшая заявку на регистрацию товарного знака, сможет зарегистрировать ее и впоследствии запретить другим использовать ее. Нет никаких обязательств иметь какое-либо намерение использовать товарный знак. Это означает, что известные бренды часто обнаруживают, что их логотип и название уже зарегистрированы конкурентом, который, в свою очередь, не позволяет бренду использовать свой собственный логотип и товарный знак. Хотя этому можно противопоставить это дорого и требует много времени, а подача заявки на регистрацию в первую очередь — лучший способ защитить бренд.
Несмотря на то, что выход на рынок Китая сопряжен с определенными трудностями, нельзя недооценивать возможности и перспективы. Западные товары положительно воспринимаются на Востоке, особенно если они имеют сильное присутствие бренда. С ослаблением регулирования по мере роста международной торговли между Китаем и миром франчайзинг может стать прибыльным предприятием в Китае.
В последнее время франчайзинг в России пережил огромный рост как за счет иностранных франчайзинговых компаний, выходящих на российский рынок, так и за счет местного франчайзинга. В России основным правилом франчайзинга является то, что контрагентами должны быть коммерческие организации, а не некоммерческие организации или государственные учреждения. Большинство франчайзеров являются компаниями или совместными предприятиями. Что касается законодательства, российский франчайзинг аналогичен франчайзингу, используемому в большинстве других стран, в том смысле, что франчайзер передает франчайзи определенные права, которые часто являются исключительными на территории. Однако, помимо требования о том, что договор франчайзинга должен быть заключен в письменной форме, применяются несколько других законодательных требований.
При выборе аффилированного лица, которое заключит договор франчайзинга с российским франчайзи, иностранный франчайзер должен учитывать налогообложение (в частности, любые применимые соглашения об избежании двойного налогообложения между страной аффилированного лица и Россией) и обязательную регистрацию товарного знака в Федеральной службе по надзору за Интеллектуальная собственность («Роспатент»). Специального органа по регулированию франчайзинга не существует, и российское законодательство не предусматривает прямых обязательств по раскрытию информации до заключения договора. Однако франчайзеру следует знать о некоторых новых положениях Гражданского кодекса, принятых в 2015 году, в соответствии с которыми стороны переговоров для заключения договора должны действовать добросовестно с начала переговоров до их завершения.