ВВЕДЕНИЕ 3 1. Исторические документы как средство обучения в школе 6 2. Методы и приемы работы с историческими документами для развития умения сравнивать у учащихся 8 класса на уроках истории 14 3. Возможности работы с историческими документами для развития умения сравнивать у учащихся 8 класса при изучении тематики истории США XIX века 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 41

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ СРАВНИВАТЬ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМАТИКИ ИСТОРИИ США XIX ВЕКА

курсовая работа
История
40 страниц
71% уникальность
2022 год
38 просмотров
Забаев В.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. Исторические документы как средство обучения в школе 6 2. Методы и приемы работы с историческими документами для развития умения сравнивать у учащихся 8 класса на уроках истории 14 3. Возможности работы с историческими документами для развития умения сравнивать у учащихся 8 класса при изучении тематики истории США XIX века 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 41
Читать дальше
Современное образование сегодня предполагает формирование у обучающихся новых навыков, которые в педагогической литературе называют 4К – компетенциями: креативность, коммуникация, кооперация, критическое мышление. Знаний и умений, которые формировала «старая школа», сегодня уже недостаточно для того, чтобы стать успешным в полном понимании этого слова. Развитие цифровых технологий, увеличение количества «фейковой» информации, разворачивание процесса глобализации требуют от современного человека сформированного критического мышления, которое является результатом реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Стандарт закрепляет понятие «универсальные учебные действия», которые вкупе, в свою очередь, способствуют развитию критического мышления у обучающихся. Так что же входит в состав понятия «универсальные учебные действия»? Педагогический словарь дает такое определение – это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся в различных предметных областях и учебной деятельности, осознание целевой направленности, ценности смысловых и операциональных характеристик».


Ваша кандидатская диссертация на заказ в Екатеринбурге будет исполнена качественно на Work5.


Учащиеся, согласно Стандарту, на уроках истории должны овладеть умением сопоставлять информацию о прошлом из разных видов исторических источников. Примерная основная образовательная программа уровня основного общего образования также упоминает данное универсальное учебное действие: «выпускники должны уметь работать с источниками: сопоставлять и информацию». В то же время умение анализировать и сравнивать различные исторические источники является ступенью к становлению самостоятельной исследовательской деятельности обучающегося. Развитие навыков исследования, умение ставить исследовательские и проблемные задачи, а затем решать их, сегодня является одним из приоритетных направлений в модернизации современного образования. Тема исследования является актуальной, поскольку в настоящее время формирование критического мышления идет через формирование универсальных учебных действий вкупе, в свою очередь, учитель истории в школе должен научить обучающихся умению сравнивать. Таким образом, формирование умения сравнивать на примере исторических источников становится актуальнейшей задачей педагога в свете обновленных ФГОС. К тому же формирование исследовательских умений обучающихся на уроках истории в процесс работы над историческими источниками является одним из путей становления исследовательской деятельности обучающегося и, как следствие, одним из мотив самостоятельной познавательной деятельности школьника. Цель исследования: проанализировать возможности применения исторических источников для формирования умения сравнивать у обучающихся 8 классов общеобразовательной организации. Задачи исследования: 1. охарактеризовать исторические документы как средство обучения в школе; 2. определить методы и приемы работы с историческими документами для развития умения сравнивать у учащихся 8 класса на уроках истории; 3. определить возможность работы с историческими документами для развития умения сравнивать у учащихся 8 класса при изучении тематики истории США XIX века. Объект исследования – умение сравнивать у обучающихся 8 классов. Предмет исследования – метод сравнения исторических источников как способ формирования умения сравнивать у обучающихся 8 классов. При написании исследовательской работы были применены следующие методы: 1) анализ теоретической литературы; 2) разработка практических заданий по истории США XIXвека. Данная тема хорошо изучена в педагогической и методической литературе и раскрывалась в трудах ученых – теоретиков и практиков – И.Н. Данилевского, А.Г. Асмолова, Н.В. Матяш, П.И. Пидкасистый, Л.С. Подымовой, М.Т. Студеникина. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В приложении представлены разработанные автором схемы сравнения исторических документов для применения во время изучения истории США в XIX веке. Объем работы без учета приложений составляет 43 страницы.

Читать дальше
В заключении можно сделать вывод о том, что исторический источник – это база для изучения истории как учебного предмета в общеобразовательной организации, поскольку сама история базируется на тех или иных видах исторических источников и умение педагога организовать работу с ним на уроке и во внеурочной деятельности, является показателем педагогического мастерства. В методической науке основы работы с историческими источниками раскрывались в работах П.В. Гора, Н.Г. Дайри, И.Я. Ренера, М.М. Стасюлевича, Н.А. Родкова, С.В. Фарфоровского. Внесли свою лепту в методическое исследование возможностей исторического источника Е.Е. Вяземский, О.ЮБ. Стрелова, М.Т. Студеникин. Сегодня перед методологической наукой ставятся цели по формированию у обучающихся умений 4К, функциональной грамотности и логического мышления. Портрет выпускника среднего (общего) образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, наделен следующими характеристиками: «креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни, владеющий основами научных методов познания окружающего мира». Формировании личность, обладающей таким набором характеристик, невозможно без постепенного становления самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, которое идет через формирование универсальных учебных действий. Умение анализировать, сопоставлять исторические источники, определять значение того или иного исторического источника относится к когнитивным метапредметным результатам, на основании которых идет формирование исследовательско - проектировочных умений. В исследовании приведены различные классификации исторических источников по различным критериям сравнения, также приведены обобщенные методы работы с историческим источником. Не существует универсальных планов, согласно которому педагог сможет обучить школьников операции сравнивания, каждый учитель может разработать свою авторскую методику, в которой учитывались бы не только особенности школьников (возрастные, умственные, психические и т.д.), но и собственный опыт преподавания. Автор в ходе исследовательской работы разработал два практических задания по формированию умения исторического анализу у обучающихся 8 класса на примере истории Нового времени (Гражданская война в США). Данная работа может быть полезной педагогам общеобразовательных организаций, поскольку уже приведены готовые таблицы с позициями сравнивания и описана система работы с использованными источниками. В итоге можно сказать, что цели исследовательской работы достигнуты, поставленные задачи – выполнены.
Читать дальше
Источники: 1. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Носков и др.; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2020 – 255 с. 2. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af397 4a98620bc34/download/3243/ (дата обращения 20.04.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный. 3. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»/ Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897. URL: https://base.garant.ru/55170507/ (дата обращения 20.04.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный. 4. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»/ Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287. URL: https://base.garant.ru/401433920/ (дата обращения 20.04.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный. 5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 1/15 от 8 апреля 2015 г.: с изменениями на 4 февраля 2020 г. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — 2021. -. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/ (дата обращения: 05.04.2022). — Режим доступа: свободный. 6. Хрестоматия по истории Нового времени стран Евро-пы и Америки: В 2 кн. Кн.1. Внутриполитическое развитие / сост. Д.В. Кузнецов. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. – Ч. 2: XIX в. – 290 с. 7. Юдовская А.Я., Баранов П.А. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1913. 8-ой класс. Учебник. Литература: 8. Алексашкина Л.Н. Методологические основы школьного курса истории : докт. пед. наук :.13.00.02 / Л. Н. Алексашкина. – М., 2000. 330 c. 9. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Визуальные источники в современных учебниках истории как объект познавательной деятельности школьников // Ценности и смыслы. 2018. №5 (57). С. 58–72. 10. Алексеева Л.В., Хорошилова А.А., Конышева И.И. О работе с документами на уроках истории: традиции и современность // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2 11. Антоновцева В.А. Работа с историческими источниками в школе и ВУЗе/ Педагогические науки URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 20.04.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный. 12. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли — М.: Просвещение, 2011. — 159 с. 13. Бабенко Т.А. Сравнительный анализ на уроках истории как одно из главных средств формирования проблемного метода обучения истории и формирования творческого мышления//Наука, образование и культура. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 20.04.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный. 14. Битюков Г.А. Проблемы преподавания истории в условиях индивидуализации обучения// Преподавание истории и обществознания в школе. - М., Просвещение. №5. 2005. С. 145 15. Бысик В.С. Я — эффективный учитель. Как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся: учебно-методическое пособие / сост.: Н. В. Бысик, В. С. Евтюкова, М. А. Пинская. — М.: Университетская книга, 2017 16. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М.: ВЛАДОС, 2003 – 384 с. 17. Данилевский, И. Н. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: уч. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. — Москва: Российск. гос. гуманит. Ун-т, 1998. — 702 с. — Текст: непосредственный 18. Иргалиев, С. С. Вопросы внедрения идей концептуального обучения на уроках истории через исторический концепт «интерпретация» / С. С. Иргалиев. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 144–148. — URL: https://moluch.ru/archive/280/62912/ (дата обращения: 16.03.2022). 19. Маркевич М.Ю. Исторические документы как средство формирования навыков исследовательской работы в 10-11 классах средней школы/ URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 20.04.2022) – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный. 20. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 144 с. 21. Мухьярова, А. Р. Методы, приёмы и средства формирования умения интерпретировать исторические источники / А. Р. Мухьярова, Т. А. Звоздяк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — URL: https://moluch.ru/archive/410/90296/ (дата обращения: 20.04.2022) – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный. 22. Пидкасистый, П. И. Педагогика: учебник / ред. П. И. Пидкасистый. — 5-е изд., допол. и перераб. — Москва: Педагогическое общество России, 2008. — 580 с. 23. Пинская М.А. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М.: Корпорация «Российский учебник», 2019 — 76 с. 24. Полетаева О.С. Работа с документами на уроках истории/ Науковоедение – 2012, 3 URL:https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 20.04.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный. 25. Подымова, Л. С. Педагогика: учебник для бакалавров / Л. С. Подымова, В. А. Сластенин; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — Москва: Издательство Юрайт, 2014. — 332 с. 26. Походова Н.С. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий (на примере сравнения)/ Н.С. Походова, Е.Ф. Феофилова// Педагогика и психология. URL:https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 20.04.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный. 27. Прядко, Д. Н. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников / Д. Н. Прядко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/329/73678/ (дата обращения: 20.04.2022). 28. Прокудин ЮП., Миленко Е. А. Формирование универсальных учебных действий младших школьников как педагогическая проблема // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. — 2018. — № 173. — С. 136–144. 29. Пушкарев Л.Н. Исторический источник: основные подходы к классификации. Современное историческое образование. М., Просвещение. 2000. С. 237. 30. Румянцев В. Я. Работа с историческими источниками // ПИШ. 2003. №3 31. Русина Ю.А. Источниковедение новейшей истории России : [учеб. пособие] / Ю. А. Русина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 236 с 32. Смирнова С.А. Педагогика. – М.: АКАДЕМИЯ, 2003. – 509 с. 33. Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 304 с. 34. Стрелова О.Ю. Приемы интеграции документальных и иллюстративных компонентов учебника в учебный процесс в качестве источников исторической информации и средств развития познавательных способностей старшеклассников. М., 2008 35. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Т. Студеникин. — Москва: «Владос», 2000. — 240 с. 36. Таизова, О. С. Формирование метапредметных умений интерпретации текста в основной школе как актуальная педагогическая проблема. Киберленинка: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-metapredmetnyh-umeniy-interpretatsii-teksta-v-osnovnoy-shkole-kak-aktualnaya-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 05.04.2022) 37. Тихомирова Т.Б. Из опыта использования технологии развития критического мышления при работе с текстом на уроках истории и обществознания // Форум. Серия: Инновационные технологии в образовании: проблемы и перспективы развития. 2013. № 1 (1). С. 38-40. 38. Токмянина С.В. Работа с письменными историческими источниками на уроках истории как одна из форм реализации компетентностного подхода в школьном историческом образовании // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/06/15649 (дата обращения: 03.04.2022). 39. Тютькова И.А. Педагогический тезаурус. 2016 г. URL: https://didacts.ru/ (дата обращения 20.04.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный. 40. Умбрашко К.Б. Источниковедение истории России [Электронный ресурс] : методические рекомендации / К. Б. Умбрашко. - Новосибирск : НГПУ, 2010. - 76 с. 41. Хлытина О.М. Исторические источники в учебном историческом познании: опыт и перспективы // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике: коллективная монография / под ред. О.М.Хлытиной, В.А.Зверева. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. С. 81-102. 42. Щуринова, И. А. Понимание исторического источника учащимися как педагогическая задача / И. А. Щуринова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 106-110. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1697/ (дата обращения: 20.04.2022).  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности взаимоотношений в семье как фактор формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Количество страниц:
50
Оригинальность:
57%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
дипломная работа
Река Волга в изображении русских художников: история и специфика"
Количество страниц:
50
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История
курсовая работа
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Количество страниц:
28
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Логопедия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image