Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования суицидального риска в зависимости от индивидуально- типологических свойств 8 1.1 Психологические теории понимания суицида 8 1.2 Факторы суицидального риска 14 1.3 Основные пути профилактики суицидального поведения 23 1.4 Выявление индивидуально-типологических свойств личности влияющих на суицидальный риск 28 Глава 2. Методы и методики исследования 33 2.1 Описание процедуры и методов исследования 33 2.2 Эмпирическое исследование по выявлению склонности к суицидальному риску 34 2.3 Анализ результатов 40 Заключение 45 Библиографический список 47 Приложение 50 Аннотация статьи на английском языке

Суицидальный риск у лиц с различными индивидуально- типологическими свойствами

дипломная работа
Психология
50 страниц
62% уникальность
2022 год
21 просмотров
Сильвестрова К.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования суицидального риска в зависимости от индивидуально- типологических свойств 8 1.1 Психологические теории понимания суицида 8 1.2 Факторы суицидального риска 14 1.3 Основные пути профилактики суицидального поведения 23 1.4 Выявление индивидуально-типологических свойств личности влияющих на суицидальный риск 28 Глава 2. Методы и методики исследования 33 2.1 Описание процедуры и методов исследования 33 2.2 Эмпирическое исследование по выявлению склонности к суицидальному риску 34 2.3 Анализ результатов 40 Заключение 45 Библиографический список 47 Приложение 50 Аннотация статьи на английском языке
Читать дальше
Актуальность исследования. Тема смерти пронизывает всю жизнь человека, становясь все более и более актуальной с возрастом. Для некоторых людей она приобретает особое значение. Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, явление социальное и психологическое, а как общественный феномен - это не просто индикатор общественного здоровья, но и социально-психологический архетип, который в зависимости от характера его влияния в общественном сознании может непосредственно воздействовать на формирование суицидальных форм поведения личности. Суицид как социальное явление — устойчивый статистический факт.


Поможем написать диссертацию на заказ в Тюмени Просто заполните форму на сайте Work5.


Исследования суицидальной смертности на протяжении многих лет в разных странах и различных районах одного государства показывают сходные значения социального процента самоубийств (количество завершенных суицидов на 100 тыс. жителей) для стран с одинаковым уровнем культуры, схожими политическими, экономическими и социальными системами. В то же время этот социальный процент может резко меняться от нации к нации, от одного территориального образования к другому, если уровень развития основных сфер их жизнедеятельности различен. Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования, проблема суицида до сих пор актуальна и требует дальнейшего изучения, поскольку в психологических концепциях нет единого подхода классификации причин, видов, факторов самоубийства, а также механизмов, условий и средств реализации психологического сопровождения личности, склонной к суицидальным формам поведения. Важнейшей научно-практической задачей является установление суицидо-опасных контингентов населения (групп суицидального риска) и суицидо-опасных зон. Выявление и анализ статистического материала, связанного с суицидами, в сопоставлении с другими социальными переменными может служить индикатором благоприятности социальных условий, уровня социальной напряженности и функционирования социальных систем в целом. Для этого, прежде всего, необходима развернутая социально-демографическая характеристика суицидентов (пол, возраст, социальное положение, религиозная ориентация и т. д.). Катастрофический рост самоубийств в последние годы, а также некоторые статистические данные, например, тот факт, что самоубийство наиболее характерно для кризисных периодов жизни человека (молодой и предпенсионный возрасты), свидетельствуют о том, что изучение суицидальной статистики является важным для стабилизации и управления демографической ситуацией в стране. Также опыт мировой суицидологии свидетельствует о существовании тесной зависимости между частотой завершенных суицидов и такими переменными, как: экономические факторы, например, степень урбанизации, соотношение промышленных и сельскохозяйственных рабочих, миграционные потоки, коммуникативно-информационные потоки, проходящие через средства массовой информации. Количество суицидов среди эмигрантов нового поколения выше, чем у местных жителей, что объясняется трудностями в адаптации людей к новым условиям (топофобное состояние индивидуальных пространств), непривычностью существования по сравнению с традиционными и любимыми “ландшафтами детства”. Территориальные ситуации, связанные с миграцией населения, были также отнесены в разряд рискованных и обостряющих возможность суицида московскими исследователями из Всероссийского суицидологического центра под руководством проф. А.Г. Амбрумовой и В.П. Бородина. По утверждениям специалистов, каждый человек хоть раз задумывался о суициде. Многие не понаслышке сталкивались с ним. В современном мире проблема суицида является одной из самых актуальных. Причем это явление встречается не только у детей подросткового возраста, хотя они составляют основной контингент, но и также у лиц более старшего возраста, и с каждым годом возраст суицидального поведения все уменьшается. При опросе ближайшего окружения самоубийц почти все сходятся во мнении, что никто не замечал никаких признаков суицидального поведения. Хотя примерное больше половины суицидантов «намекают» близким, что они хотят лишить себя жизни. Это проявляется не только в словах, но и в поведении, а также образе жизни. Смысл, который дети подросткового возраста вкладывают в суицид - это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Они представляют смерть чем-то далеким, крайне инфантильным, настоящего желания лишить себя жизни у них нет. А. Г. Амбрумова, Е. М. Вроно утверждают, что особенности личности ребенка подросткового возраста с суицидальными наклонностями имеют импульсивный характер. Это может проявляться в том, что ребенок подросткового возраста не может долгое время обдумывать принятые решения, плохо предусматривает последствия своих поступков. Он не способен продумать свое поведение так, чтобы его личностные интересы не пострадали, как и его личность. Суицидентам свойственна эмоциональная неустойчивость. Этим объясняется высокий процент конфликтных ситуаций, нередко заканчивавшихся суицидальными действиями. Изменение настроения у них зависит от мимолетных и незначительных впечатлений, а в конфликтной ситуации у них легко возникает состояние растерянности с элементами тревоги, вегетативными нарушениями (тахикардия, гипергидроз, судороги лица, сухость во рту и т. п.) Кроме того, в современной российской действительности прослеживаются противоречия между: - потребностью общества в становлении психологически здоровой личности и социальными условиями, порождающими суицидальные формы поведения; потребностью в научной разработке психологического сопровождения личности, склонной к суицидальным формам поведения, и недостаточной открытостью соответствующей информации; - потребностью личности в самосохранении и деструктивными формами поведения, провоцирующими инстинкт саморазрушения. Из актуальности и практической значимости вытекает необходимость исследования темы: «Суицидальный риск у лиц с различными индивидуально- типологическими свойствами». Целью работы является изучение особенностей суицидального поведения у лиц с различными индивидуально- типологическими свойствами Задачи: 1. Осуществить теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме особенностей суицидального поведения у лиц с различными индивидуально- типологическими свойствами. 2. Ознакомиться с методами профилактики и лечения лиц, склонных к суициду. 3. Выявить влияние уровня тревожности и наличия депрессии у лиц с различными индивидуально- типологическими свойствами на склонность к самоубийству. Объект исследования – суицидальный риск. Предмет исследования – индивидуально-типологические факторы, связанные с суицидальным риском. Гипотеза исследования: Существует положительная корреляция между факторами суицидального риска и экстраверсией, спонтанностью, агрессивностью, ригидностью, сензитивностью и тревожностью. Теоретическая база исследования: Методологическую и теоретическую основу исследования составили об этих Э. Дюркгейма, А. Амбрумова, Т. Вашек, А. Лесной, В. Мушинского, В. Рыбаки, Бердяев Н.А, Бойко И.Б, Вроно Е.М, Гилинский Я., Румянцева Г., и других по вопросам профилактики суицидального поведения личности. Методы исследования: Эмпирические: 1. Тест ИТО Л.Н. Собчик (психология индивидуальности) 2. тест суицидального риска Т.Н. Разуваевой; Практическая база исследований: Всего было охвачено 62 человека. Практическая значимость: значимость дипломной работы представляют: 1) выделенные факторы, учет которых необходим при организации социально-психологического исследования суицида. а) фактор суицидального риска; б) фактор жизнестойкости; в) фактор безнадежности. 2) выделенные типы людей с различной степенью суицидального риска; Структура дипломной работы Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Читать дальше
Механизм умышленного самоубийства включает 5 звеньев: возникновение суицидальных мыслей, их трансформация в суицидальные замыслы, формирование суицидальных намерений, состояние суицидальной готовности и собственно суицид либо суицидальную попытку. Очевидно, что названные звенья последовательно переходят одно в другое. Однако это характерно не для всякого самоубийства. Например, самоубийства, совершенные в состоянии аффекта (сильного душевного волнения), не планируются индивидом: от возникновения суицидальных намерений личность сразу переходит к действиям. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, динамика суицидального поведения человека, утратившего близких родственников зависит как от глубины его переживаний, личностной значимости травмирующего события, психологического склада личности, так и от своевременной оказанной помощи окружающих и специалистов. Поэтому уяснение механизма суицидального поведения так необходимо для предупреждения, предотвращения и пресечения самоубийств. У психически здоровых людей причиной суицидального поведения является, как правило, социально-психологическая дезадаптация. При попадании в экстремальные ситуации, каковой для человека является утрата близких родственников, происходит перестройка приспособительной тактики, что сопровождается снижением пластичности резервных запасов адаптации, формируется непатологический или патологический вариант дезадаптации. Более того, затяжной системный кризис влечет изменения в иерархии ценностей, отказ от ранее одобряемых поведенческих норм. В дальнейшем возникает социально-психологическая дезадаптация, увеличивается число дезадаптивных реакций, депрессивных и психосоматических расстройств, что ведет к формированию суицидального поведения. Целью настоящего исследования являлось изучение особенностей суицидального поведения у лиц с различными индивидуально- типологическими свойствами. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о связи между индивидуально-типологическими свойствами и показателями суицидального риска. Показана взаимосвязь между свойствами личности – экстраверсия, сензитивность и лабильность. Установленные зависимости объясняют поведенческие, личностные особенности, характерные для лиц с разными стилями действий. Важно быть в контакте с людьми, они чувствительны к изменениям в окружающем мире, сентиментальны, впечатлительны, настроение часто меняется, неустойчиво. По итогам исследовательской работы, целью которой было описание индивидуально-типологических свойств личности и риска суицидального поведения, выявление взаимосвязи между ними у выделенной группы людей, можно заключить, что проведенная работа и полученные в ней результаты отражают содержание предъявленной тематики исследования. Отсюда, можно считать, что цель данной работы достигнута. Полученные данные могут быть полезны в деятельности педагогов, психологов, руководителей разного звена, всех, чья деятельность связана с межличностной коммуникацией. Важно учитывать индивидуальные особенности, как в прогнозировании поведения, так и в выстраивании стратегий взаимодействия.
Читать дальше
1. Амбрумова, А. Г. Возрастные аспекты суицидального поведения / А. Г. Амбрумова // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. Труды Московского НИИ психиатрии. – Москва : Наука, 1989. – С. 45-56. 2. Амбрумова, А.Г. Личность. Психология одиночества и суицид / А.Г. Амбрумова [Текст] // Актуальные вопросы суицидологии / Труды Московского НИИ психиатрии. – М.: Наука, 1988. – С. 69 – 81. 3. Амбрумова, А.Г. Психология самоубийства / А.Г. Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. 1996. Т. 6. Вып. 4. С. 14–20. 4. Амбрумова А. Г., Бородин С. В., Михлин А. С. Предупреждение самоубийств. — М: Изд-во Академии МВД СССР, 1980. — 164 с. 5. Амбрумова, А. Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А. Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91-102. 6. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения: Методич. рекоменд. — М., 1980. — 48 с. 7. Андрейко, М. Ф., Некоторые психологические особенности мотивации суицидального поведения / Медицинские исследования/ М. Ф. Андрейко, Н. А. Шатайло// - 2001 - том 1 - выпуск 1. — с. 108–112 8. Бек, А. Методы работы с суицидальным пациентом / А. Бек // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2013. – № 1. – С. 14-19. 9. Бердяев, Н.А. О самоубийстве [Электронный ресурс] Библиотека Гумер – философия. – М.: зд-во МГУ, 1992 – 23 с. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Berd/Suid.php (дата обращения: 12.12.2021), свободный. 10. Бойко, О. В. Социальная аксиология суицида / О. В. Бойко // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - N 3. - С. 25-32. 11. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] : Словари и энциклопедии на Академике. – Режим доступа: http://psychology.academic.ru/ 12. Войцех, В.Ф. Клиническая суицидология. -. М.: Миклош, 2007. - 280 с. 13. Гроллман, Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. / Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах./ Э. Гроллман//- М., 2001. – с. 123-126 14. Гулин, К.А., Морев М.В. Суицидальное поведение населения: факторы риска и возможности управления // Материалы XI международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / Отв. ред. Е.Г. Ясин. - М.: "Издательский дом ВШЭ", 2011. с. 217-229 15. Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд / Э. Дюркгейм ; переводчик А. Н. Ильинский ; под редакцией В. А. Базарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 316 с. 16. Жезлова, Л. Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков / Л. Я. Жезлова // Актуальные проблемы суицидологии. – Москва : Эксмо, 2012. – С. 93-104. 17. Замятина, А. А. Проблема взаимосвязи адаптационного потенциала личности и психологического благополучия / А. А. Замятина // Гуманитарные исследования. – 2015. – № 1(53). – С. 99-104. 18. Исаев, Д. С., Психология суицидального поведения: Методические рекомендации для студентов по спецкурсу “Суицидология”./ Д. С. Исаев, К. В. Шерстнев, // – Самара, 2000 – с. 269-290 19. Кон И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон – М.: Книга по Требованию, 2016. – 176 с. 20. Конончук, Н. В. О психологическом смысле суицидов,-/ Н. В. Конончук, // Психологический журнал - Том 10 – 1989 - №5 – с. 95-102 21. Корнетов, А. Н. Профилактика суицидального поведения в учебных заведениях / А. Н. Корнетов [и др.]. – Томск : ООО «Рекламная группа Графика», 2013. – 56 c. 22. Короленко, Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (деструктивное поведение в современном мире). Новосибирск, 2017 - 145с. 23. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера подростков. М., Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999. - с. 300-350 24. Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения учащихся образовательных организаций: сборник материалов / авторы-сост. 2-ого издания: О.О. Олифер, М.Ю. Бондарева, Садовская Т.А, Сунцова А.А., Беляк Н.В. (авторы 1-ого издания: О.О. Олифер, М.Ю. Бондарева, Д.А. Науменко, Т.И Гут, И.А. Данченко; под ред. Е.Н.Ткач.) – Хабаровск: КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения», 2015. – 168с. 25. Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики» / под ред. Т. П. Кузьминой. – Ижевск : АОУ «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики», 2012. – 24 с. 26. Моховиков, А. Н. Введение к клинико-психологическому разделу. / Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. / А. Н. Моховиков //- М., 2015.- с. 234-241 27. Ненастьев, А. Н. Самоубийство как девиантное поведение. / www.psyinst.ru/library.php 28. Опенко, Т.Г., Чухрова М.Г. Самоубийство как многофакторное явление: системный анализ на примере популяции Новосибирска // Суицидология. – 2011. - 2. – С.32 – 38 29. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. – СПб.: Питер, 2006, – 464 с. 30. Погодин, И. А. Суицидальное поведение: психологические аспекты / И. А. Погодин. – Москва : Флинта: МПСИ, 2013. – 330 с. 31. Положий, Б.С., Панченко Е.А. Дифференцированная профилактика суицидального поведения // Суицидология. – 2012. – 1. – С. 8-12. 32. Постановление правительства РФ от 15.04.2014 № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [Текст] – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.openrussia.org/post/view/16892/]. (Дата обращения: 07.01.2022) 33. Смирнова М.В. Психологическая диагностика суицидального риска у сотрудников органов внутренних дел: автореферат диссертации соискание ученой степени канд. психол. наук. – М., 2011 – 29 с. 34. Соболева, А. Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними./ А. Соболева, // Школьный психолог, 2004, №40 35. Тихоненко, В.А. Введение в суицидологию / В.А. Тихоненко, Ф.С. Сафуанов. – М.: Генезис, 2004 – 258 с. 36. Фоломеева, Е. Город невезучих. Тренинг уверенности в себе для подростков. / Е. Фоломеева, // Школьный психолог, 2006, №15 37. Фрейд, З. Полное собрание сочинений в 26 томах. Том 20. Лекции по введению в психоанализ. Том 21. Новый цикл лекций по введению в психоанализ. Санкт-Петербург, 2021- 688с. 38. Цыремпилов, С.В., Главинский Р.Н., Дугарова О.Б. Определение групп риска развития суицида в среде студенческой молодежи. // Бюллютень ВСНЦ СО РАМН. 2009. – 2(66). – С. 199-201 39. Шнейдман, Эдвин С. Душа самоубийцы / Эдвин С. Шнейдман; [Пер. с англ. О.Ю. Донец]. - М. : Смысл, 2001. - 315 с. 40. Henden J. Preventing Suicide: the Solution Focused Approach. N.Y., 2008. 41. Gunnell D., Lewis G. Studying suicide frоm the life course perspective: implications for prevention // The British Journal of Psychiatry. – 2005. – Vol. 187, Sep. – P. 206 – 208
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Активизация учебной деятельности по развитию познавательных интересов младших школьников
Количество страниц:
60
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Употребление герундия в различных функциях
Количество страниц:
22
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Английский
курсовая работа
Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации грабежа
Количество страниц:
40
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image