Таким образом, цели и задачи, поставленные в исследовании, были достигнуты. Прежде всего, было определено, что трикстер – широко распространенный мифический персонаж; это уже неоднократно отмечалось. Кажущаяся вездесущность трикстера в значительной степени является методологическим результатом использования слишком общего определения, то есть тенденции навешивать ярлык трикстера на любого персонажа, который широко использует обман и шутки.
С другой стороны, даже если мы примем конкретное и ограниченное определение термина «трикстер», т.е. даже если мы применим ярлык «трикстер» только к тем трикстерам, которые одновременно являются эгоистичными шутами и народными героями, мы все равно обнаружим, что трикстеры широко распространены.
Именно в мифологии, культуре коренных американцев можно найти самое известное и, возможно, самое старое изображение фигуры трикстера, обычно связанное с животным, таким как койот, ворон или паук. Трикстер – оборотень, способный превращаться в животных или людей, и это тесно связано со смехом и юмором, настолько, что иногда трудно различить, над ним или вместе с ним должны смеяться зрители.
Трикстер, вероятно, является одним из самых узнаваемых мифологических образов в человеческой культуре, и многие изучали его, чтобы раскрыть его происхождение и сам смысл его существования (причину или оправдание существования). Что так увлекательно в этой фигуре, так это то, как можно найти проявление трикстера во многих разных культурах. Например, можно вспомнить японского Кицунэ, Локи в скандинавской мифологии или Ананси в некоторых африканских и карибских культурах.
Маргинальный характер трикстера, по-видимому, является ключевым элементом по значимости в сущности этой мифологической фигуры в человеческой культуре. Он существует вне общества, что дает ему идеальное положение, чтобы действовать по своему желанию и удовлетворять свои желания, не подчиняясь общественным нормам. Это помещает его в промежуточное положение: он взаимодействует с людьми, но не интегрируется в общество. Эти характеристики прекрасно сочетаются с различными проявлениями трикстера в различных мифологиях по всему миру.
В современном американском кинематографе мы обратили внимание на примеры архетипа трикстера такие, как Джокер и Локи. Эти персонажи созданы в рамках разных киновселенных: DC и Marvel, соответственно. Повествования обеих киновселенных тесно связаны с концом цивилизации, какой мы ее знаем, с катастрофическими опасностями для цивилизации и с важностью управления изменениями системы. Джокер и Локи, как довольно типичные трикстеры, активно способствуют этому разрушению, преобразованию цивилизации, системы, какой мы ее знаем.
Кажется логичным ожидать, что архетип трикстера преобладает в современной поп-культуре, а Джокер – заклятый враг Бэтмена, является ее наиболее значительным проявлением.
Локи – типичный трикстер – совершенно беззащитный, совершенно не уважающий правила системы, иерархию, традиции и ритуалы. В то же время, как у любого трикстера, у него нет плана на будущее после демонтажа системы. Он просто хочет ее уничтожить.
У обоих рассмотренных трикстеров есть множество черт, заимствованных из мифологии: связь с животными, телесные трансформации, нарушение границ, правил, претерпевание изменений на протяжении повествования.