Введение 3
Раздел 1. Теоретические основы изучения адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 5
1.1 Адаптация как предмет социально–психологического исследования 5
1.2.Психолого–педагогическая характеристика детей раннего возраста………………………………………………………………………10
1.3 Особенности социально–психологической адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении …………………..14
Раздел 2. Эмпирическое исследование социально–психологических особенностей адаптации дошкольников раннего возраста в детском саду……………………………………………………………………………….20
2.1 Процедура и методы исследования 20
2.2 Результаты исследования и их анализ 21
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложение ……………………………………………………………………………………………………37
Читать дальше
В работе рассмотрено понятие, механизмы социально-психологической адаптации раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Понятие адаптации употребляется в нескольких значениях: совокупности реакций приспособления человеческого общества к естественной и социальной среде; реакции отдельного человека на изменения в окружающей действительности и в значении вхождения индивидов в разные социальные роли и в целом отображает основные закономерности, которые обеспечивают жизнедеятельность и развитие разных систем взаимодействия внутренних и внешних условий их существования. Социально-психологическая адаптация – это двусторонний и активный процесс взаимодействия личности и коллектива, содержанием которого является включение в систему межличностных отношений и усвоение личностью психологии микрогруппы, а результатом является изменение личностных качеств личности. В качестве показателей успешной социально-психологической адаптации индивида модно выделить: актуализация развитых потребностей в самоуважении и самоактуализации, удовлетворенность смыслом жизни и оптимистическая оценка жизненной ситуации.
Ранний возраст с 1 до 3 лет это во всех отношениях особенное время в жизни ребенка. Интенсивное физическое и психологическое развитие происходит наравне с изменениями в социальном окружении ребенка. Дети раннего возраста в основном большую часть времени проводят дома, в окружении семьи, знакомых людей. Все их представления об окружающем мире складывается на основании того, в каких условиях дети находятся. В этот период главная задача взрослых, ухаживающих за ребёнком, создать безопасные условия, способствующие развитию и совершенствованию всех органов чувств, формирующие стремления ребенка к познавательной и исследовательской активности. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, в том числе и эмоции. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды. Важнейшей стороной развития эмоциональной сферы в раннем возрасте является появление эмпатии и других социальных эмоций. Особенности поведенческих реакций детей в период адаптации зависят, как от возраста, психофизиологических и личностных особенностей ребенка, сложившихся отношений в семье, стиле воспитания, так и от условий пребывания в детском дошкольном учреждении.
Период адаптации к условиям ДОУ – достаточно сильное испытание для ребенка раннего возраста, потому что, вызванные адаптацией стрессовые реакции, могут надолго нарушить эмоциональное состояние ребенка. Результаты экспериментального исследования социально-психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ показали, что выявлена группа детей, которые была не адаптирована к детскому саду: детям было трудно расставаться с родителями, они плакали, просились на руки, родителям иногда приходилось достаточно длительное время успокаивать и прощаться с малышом. Дети испытывают определенные трудности в социально-психологической адаптации к дошкольному учреждению, что обуславливает необходимость психологической помощи им и их родителям.
Читать дальше
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.
2. Афонькина Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста. – Москва : АРКТИ, 2019. 72 с.
3. Айсина Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2013. – № 5. – С. 9–53.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М., 2012. 290 с.
5. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – Воронеж: Учитель, 2016. 236 с.
6. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М.: Наука, 2017. 270 с.
7. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М.: АСТ-ПРЕСС, 2012. 120 с.
8. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет: пособие для работников дошкол.образоват. учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2006. 64 с.
9. Галигузова Л. Н. Ступени общения: от года до шести лет. – М.: Интор, 2016. 160 с.
10. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое. – Москва: ТЦ «Сфера», 2016. 128 с.
11. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду: (возраст. особенности, адаптация, сценарии дня). – Ростов н/Д : Феникс, 2017. 192 с.
12. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2017. 79 с.
13. Калинина Р.Г. Ребенок пошел в детский сад // Дошкольное воспитание. 2015. № 4. С. 2–29.
14. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Академия, 2008. 176 с.
15. Кирюхина Н.В. Организация и содержание деятельности по адаптации детей раннего возраста в ДОО. – М.: Айрис–пресс, 2013. 112 с.
16. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации: монография. – Новосибирск : Наука, 2014. 191 с.
17. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие. – М.: Айрис–пресс, 2016. 112 с.
18. Красильников И. А., Константинов В. В. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфликтов // Известия Самарского научного центра РАН. 2019. № 4–4. С. 9–60
19. Лаврова Г.Н. Психолого–педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2014. 129 с.
20. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград: Учитель, 2010. – 127 с.
21. Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии). – Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988 198 с
22. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. – № 3. – 2018. – С. 9–23.
23. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М. : Просвещение, 2016. 214 с.
24. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М.: Книголюб, 2009. 79 с.
25. Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. –Волгоград: Учитель,2014. 188 с.
26. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет: учеб. Для пед. вузов и училищ. – М.: Школа–Пресс, 2017. 384 с.
27. Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: дис. … канд. психол. наук. – Л., 2004. 68 с.
28. Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации.– М.: Мозаика–Синтез, 2017. 112 с.
29. Трофимова, О.В. Организация успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий. Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. – М.: Буки–Веди, 2012. 142 с.
30. Федорова Е.Е. Время личности и время жизни. – СПб., 2011. 304 с.
31. Шпак Л. Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации. – Кемерово: 2012. 398 с.
32. Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования. СПб., 2016. 200 с
Читать дальше