Ключевые механизмы рассматриваемой модели воспитания, наиболее эффективно воздействующие на внутренний мир личности, опираются на основные психологические и физиологические особенности человека -умение и способность созерцать, наблюдать, анализировать увиденное, а также осознанно активно участвовать в различной целенаправленной деятельности.
Наряду с вышесказанным, одним из основных условий эффективности модели духовно-нравственного воспитания является педагогический фактор.
Можно выделить ряд необходимых педагогических условий:
- создание положительной мотивации обучающихся к формированию нравственных ориентаций;
- создание доверительного сотрудничества педагога и ученика;
- рациональное соединение учебной и внеучебной деятельности;
- регулярное проведение проверок уровня сформированности ценностных ориентаций учеников.
Комплекс духовно-нравственного воспитания молодежи включает в себя ряд составляющих:
- ценностно-целевые (включающие в себя основные цели, задачи и правила);
- содержательные (смысловые и функциональные направления деятельности);
- организационно-практические (определенные методы, правила, принципы, формы и этапы деятельности);
- результативные (представляющие собой итог деятельности).
Рассмотрим более подробно структурные составляющие аксиологической модели.
1. Ценностно-целевая составляющая выражена основными целями духовно-нравственного воспитания молодежи, идеями организации учебно-воспитательного процесса для более эффективного формирования у обучающихся нравственных, морально-этических и национально-культурных ценностей. Основным целеполаганием системы является, в первую очередь, выработка методов и принципов воспитательной работы в процессе личностного развития учащихся и формировании в них нравственных ориентиров, а также нельзя забывать и о создании естественных потребностей в самостоятельном развитии и самоопределении.
2. Содержательная составляющая духовно-нравственного воспитания многофункциональна и выражается как смысловым содержанием, так и последовательностью действий и тематики. В нее входит несколько этапов работы -ориентирующий - формирование в учениках осознания основных смыслов и задач человеческого бытия; субъектно-личностный - понятие о ценности и взаимовлиянии себя и других людей; операционный - принятие себя, осознание себя как личности, формирование способности анализировать прошлое и прогнозировать будущее; этический - весь процесс воспитания должен ориентироваться на основные общепринятые этические нормы и ценности, а также на соблюдение элементарных правил поведения в человеческом обществе.
3. Организационно-практическая составляющая предусматривает как выбор оптимальных форм, правил и методов воспитательной работы, так и взаимоотношения взрослых, будь то воспитатели, преподаватели или родители и учащиеся или дети. Немаловажным фактором является и организация различных связей коммуникации, как-либо влияющих на духовно-нравственное воспитание.
4. Результативная составляющая является итоговым звеном в процессе духовно-нравственного воспитания, объединяющим формы, методы и приемы формирования понятия нравственных ценностей и ориентиров, а также их эффективность. Основным критерием эффективности моделируемого учебно-воспитательного процесса является степень сформированности у учащихся нравственных, морально-этических и национально-культурных ценностных ориентаций.
Говоря о результативной составляющей аксиологической модели учебно-воспитательного процесса, необходимо упомянуть о системе рефлексивного управления. Так как рефлексия, это, прежде всего, критическая переоценка ценностей, то целенаправленное побуждение личности к самоанализу посредством нравственных, морально-этических, национально-культурных ценностей, неизбежно приводит к пониманию своей ответственности за поступки и высказывания, способствует самоопределению и самоидентификации.
Определяя степень сформированности ценностных ориентаций, как правило, ориентируются на следующие показатели:
- мотивационные показатели - так как они наглядно показывают личную заинтересованность в активной деятельности в коллективе сверстников, осознание себя как личности, понимание своих желаний, интересов, задач и целей, способность к самоорганизации и саморазвитию;
- когнитивные показатели - благодаря ним можно определить уровень освоения школьниками знаниями и понятиями о сути и смысле культурных, социальных и жизненных общечеловеческих ценностей, внутреннюю направленность на традиционные национально-культурные ценности;
- эмоционально-волевые показатели, включающие в себя способность учащихся создавать вокруг себя определенную творческую атмосферу, потребность и умение проявлять доброжелательность, взаимопомощь, выдержку, быть терпеливым, внимательным и активным в процессе занятий по формированию нравственных и морально-этических ценностей;
- деятельностно-результативные показатели, обусловленные активной практической социальной деятельностью учащегося, желанием и способностью к самообразованию и самоидентификации, выбором жизненного пути и основных занятий.
Выбор оценочных показателей определяет и вид диагностических методик для определения наиболее объективных результатов по итогам процесса духовно-нравственного воспитания школьников.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Духовно-нравственное воспитание в школе должно строиться на основе ценностно-ориентационной деятельности.
2. В основе аксиологического подхода к воспитанию лежит представление о ценностных ориентациях личности, определяющих направленность ее жизнедеятельности в социуме.
3. При моделировании воспитательного процесса необходимо учитывать иерархическую организацию ценностных установок личности, определяя в качестве целевого уровня формирование у школьников потребностей в самореализации и самосовершенствовании в социальной и профессиональной деятельности на основе усвоенных нравственных, морально-этических, национально-культурных ценностей.
4. Основными структурными элементами аксиологической модели духовно-нравственного воспитания школьников являются ценностно-целевой, содержательный, организационно-практический и результативный, совокупное функционирование которых способно обеспечить максимальную эффективность воспитательного процесса.