ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 5
1.1 Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа – Я» 5
1.2 Самоопределение при формировании идентичности в подростковом возрасте 7
II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 12
2.1 Организация и методы исследования 12
2.2 Интерпретация результатов диагностики и их анализ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Источники и литература 23
Приложение 1 26
Читать дальше
Теоретический анализ проблемы самоидентификации подростков позволяет сделать следующие выводы:
1) В современных работах проблема самоидентификации обсуждается наряду с проблемами образа Я, «личного тождества», самости, «Яконцепции». Сознание собственного Я связано с чувством идентичности. Идентичность – это переживание индивидом своего единства с кем-либо (с самим собой, другим индивидом, группой) или своей приверженности к чему-либо (идее, принципу, «делу»).
2) Помимо понятия «идентичность» в психологии существует понятие «идентификация». Эти понятия следует отличать. Если под идентичностью сегодня принято понимать некоторое состояние самоотождествления, то идентификация - это совокупность процессов и механизмов, которые ведут к достижению этого состояния.
3) Самоидентификация - это обретение (обнаружение) собственной идентичности, предполагающая осознание собственной целостности, понимание правильности пути от Я-сущего к Я-должному. Под самоидентификацией в данной работе нами понимается процесс формирования человеком представления о себе самом как о самотождественной, цельной и уникальной личности.
Теоретический анализ различных источников по теме исследования стал основой для проведения эмпирического исследования по изучению содержательных характеристик идентичности личности, целью которого явилось выявление и сравнительная характеристика содержательных характеристик идентичности личности подростков.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Школа №19» г. Воронежа. В эксперименте участвовало 60 подростков в возрасте 12-14 лет.
Для изучения содержательных характеристик идентичности личности была использована методика М. Куна и Т. Макпартленда «Тест двадцати ответов по самооценке» также известная как методика «Двадцать утверждений» или тест «Кто я?». Методика позволила провести анализ следующих идентификационных характеристик: самооценку идентичности, особенности половой идентичности, проявления рефлексии, временной аспект идентичности, соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик в идентичности, валентность, уровень дифференцированности идентичности, и сделать следующие выводы:
Таким образом, исследование показало, что особенностью подросткового возраста является кризис идентичности.
Рекомендации по воспитанию для родителей: избегать чрезмерной опеки; уважать воспоминания ребенка о другом родителе; поддерживать социальные связи семьи. Одним из эффективных направлений профилактической работы с подростками профилактическая беседа. Если развитие личности ребенка будет проходить в благоприятной обстановке, самооценка и самоотношение подростка будет складываться из положительных реакций на него других людей, то кризис идентичности в подростковом возрасте, как правило, будет преодолен относительно легко, самоидентификация подростка будет адекватной.
Читать дальше
1. Абдулова, T. П. Подростки в информационном пространстве / Т. П. Авдулова // Психология обучения. — 2010. — № 4.
2. Абдулова, Т. П. Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков. Deutshland : LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co., 2011.
3. Авдулова, Т. П. Альтернативный выбор подростков в информационном пространстве /Т. П. Авдулова // Психология обучения. — 2012. — № 11. — С. 71—82.
4. Авдулова, Т. П. Представления о справедливости у подростков, воспитывающихся без родителей / Т. П. Авдулова // Клиническая и специальная психология. — 2015. — Т. 4. — № 1. — С. 29—46. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2015/nl/Avdulova. shtml (дата обращения: 05.12.2016).
5. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. / Ю.П. Азаров. - СПб.: Питер, 2011. - 400 c.
6. Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения.// Вопросы психологии, № 6, 1997.
7. Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. - М.: Русайнс, 2018. - 320 c.
8. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c.
9. Белинская, Е. П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие / Е. П. Белинская // Психологические исследования. — 2013. — Т. 6. — № 30. — С. 5. URL: http://psystudy. ru/index.php/num/2013v6n30/858 (дата обращения: 10.12.2016).
10. Военная педагогика. Учебник для вузов / Под ред. Ефремова О.Ю.. - СПб.: Питер, 2015. - 376 c.
11. Гагарин, А.В. Психология и педагогика высшей школы. Курс лекций, учебно-методические материалы и рекомендации, рабочие тетради / А.В. Гагарин. - М.: МЭИ, 2010. - 240 c.
12. Дубовская, Е. М. Социально-психологические характеристики неформальной группы подростков / Е. М. Дубовская // Психологические исследования: электрон, науч. журн. — 2011. — № 6 (20). — С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/201 ln6-20/576-dubovskaya20.html (дата обращения: 10.12.2016).
13. И. Белинская, Е. П. Неопределенность как категория современной социальной психологии личности / Е. II. Белинская //Психологические исследования. — 2014. — Т. 7. — № 36. — С. 3. URL: http://psystudy.ru/indcx.php/num/2014v7n36/1014- bclinskaya36.html (дата обращения: 10.12.2016).
14. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
15. Кто я? Формирование подростковой идентичности URL: https://www.b17.ru/article/152671/ (дата обращения 13.11.2021.)
16. Кудрявая, Н.В. Психология и педагогика в медицинском образовании (специалитет) / Н.В. Кудрявая. - М.: КноРус, 2017. - 158 c.
17. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И.. - М.: Academia, 2012. - 186 c.
18. Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / Под ред. Кареловой И.М.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.
19. Самойлов, В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма / В.Д. Самойлов. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2013. - 207 c.
20. Соколова Е.Клиническая психология утраты Я. М.: Смысл, 2015
21. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 1 / Под ред. Назаровой Н.М.. - М.: Academia, 2017. - 304 c.
22. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 2 / Под ред. Назаровой Н.М.. - М.: Academia, 2016. - 478 c.
23. Феномен идентичности в психологии URL: (https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-identichnosti-v-psihologii) (Дата обращения 13.11.2021.).
24. Чикаева, Т.А. Осмысление русской культурной идентичности как путь сохранения и развития русской нации [Текст] / Т.А. Чикаева. - М.: ИЭАУ, 2009. - с. 21.
25. Шнейдер, Л.Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога [Текст]: лекции 5-8 / Л.Б.
26. Шнейдер. - М.: Педагогический университет "Первое сентября», 2009. - 88 с. с. 65
Читать дальше