В действующем УК РФ помилованию и амнистии посвящена глава. Впервые данным понятиям уделяется особое внимание.
Амнистия и помилование играют важную роль в российском праве, так как являются основаниями освобождения от уголовной ответственности либо смягчения наказания.
Оба этих института являются актами разового действия и касаются лиц, совершивших преступление до издания данных актов. Однако необходимо разграничивать данные понятия, так как между ними имеются существенные отличия:
1. Амнистия объявляется Государственной Думой РФ, а помилование осуществляется Президентом РФ.
2. Помилование всегда касается индивидуального лица, которое указывается в соответствующем указе, а в постановлении об амнистии указываются категории лиц, подпадающих под действие каждого акта об амнистии.
3. Амнистия может быть применена на любой стадии уголовного процесса, даже до возбуждения уголовного дела, а помилование применяется только в отношении осужденных лиц.
4. В статье 126 УИК РФ говорится, что в исправительных колониях особого режима для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, могут содержаться осужденные, которым в порядке помилования смертная казнь была заменена на пожизненное лишение свободы. Это дает право считать, что к осужденным на смертную казнь не может применяться амнистирование.
Акт амнистии можно считать специфическим документом по следующим причинам:
во-первых, амнистия допускает отказ от применения наказания в отношении отдельной категории лиц, но не устраняет наказуемости определенных деяний;
во-вторых, еще одна особенность амнистии выражается в порядке действия данного акта во времени. Действие амнистии распространяется на те деяния, которые были совершены до принятия соответствующего акта. То есть, акт не будет распространяться на преступления, окончившиеся после его принятия;
в-третьих, лицо, на которое распространяется акт об амнистии не освобождается ни от материальной ответственности, ни от гражданско-правовой. Например, амнистированное лицо остается обязанным возместить причиненный преступлением вред в случае его наличия;
в-четвертых, применение амнистии не влечет за собой реабилитацию лица, совершившего преступление.
Таким образом, нельзя говорить, что амнистия несет в себе какое-либо вознаграждение за уже понесенную часть наказания либо за сам факт привлечения к ответственности, так как за этим никогда не следует никаких поощрений в виде возмещения утраченной прибыли либо восстановления неиспользованного права.
У лица, подлежащего амнистии, есть право согласиться с предоставляемой возможностью или же отказаться от прекращения уголовного преследования, если оно убеждено в том, что привлечение его к уголовной ответственности является незаконным либо ошибочным и, в таком случае, оно может использовать все законные средства доказывания своей невиновности и будет иметь право на реабилитацию в будущем.
Исходя из вышеизложенного можно говорить о том, что амнистия исключает возможность освобождения от уголовной ответственности, так как это возможно только по реабилитирующим основаниям. Лицо, совершившее преступление, всегда подлежит уголовной ответственности, однако уголовное преследование может быть прекращено по не реабилитирующим основаниям – амнистии. То есть, при амнистии ответственность наступает, но не реализуется, либо реализуется не в полной мере.
Таким образом, помилование является уникальным актом гуманизма для данного человека, вызванным личными причинами (почтенный возраст, милость, серьезные заболевания и т. д.). Амнистия также распространяется на широкий круг преступников (например, на всех несовершеннолетних, отбывающих наказание за кражу) в течение определенного периода времени. Прощение – это акт правоприменения, а амнистия – нормативная. Оба акта могут быть применены к заключенным, однако для одного и другого необходимо углубленное изучение дела и выполнение нескольких условий. В обоих случаях решение принимается исключительно государственными органами. Невозможно изменить последствия такого решения, если, конечно, освобожденный гражданин снова оказывается за решеткой в результате незаконных действий. Кроме того, оба деяния подразумевают, что осужденный не освобождается от вины за конкретное деяние, а избавляется от уголовного процесса и всех его возможных последствий. В этом смысле и амнистия, и прощение являются формой гуманистических проявлений со стороны государственных органов.
В заключении хотелось бы отметить, что применение амнистии в настоящее время должно соразмеряться с обязанностью государства: соблюдать и защищать права и свободы, а также охранять нравственность и законные интересы граждан, в том числе, от преступных посягательств и злоупотреблений властью, обеспечивая при этом законность, правопорядок и общественную безопасность, права и охраняемые законом интересы лиц, пострадавших от противоправных действий. Все это требует дальнейшего комплексного и системного исследования правовой природы института амнистии. Цель помилования и амнистии заключается в прощении государством лиц, совершивших преступление, но более частое применение помилования более уместно, так как оно касается не каких-либо категорий лиц, а кого-то индивидуально.