СМИ выступают транслятором стресса, который является источником травмы или посттравматического расстройства, причем не только для читателей (или зрителей), но и для самих журналистов.
Журналистские творческие продукты – результат обработки информации (ее анализа, систематизации и редактирования). Поэтому, на наш взгляд, нельзя ставить знак равенства между информацией и медиапродуктом, как считают, некоторые исследователи, поскольку необработанная информация является лишь его полуфабрикатом.
Поскольку из информации как суммы различных фактов состоят все журналистские материалы, которые традиционно относят как к аналитическим, так и художественно-публицистическим жанрам, нам кажется неоправданным применять к новостным жанрам термин «информационные». Гораздо правильнее называть их «новостными». В целом создание журналистского материала, созданного в экстремальных ситуациях, по нашему мнению, укладывается в следующую парадигму: медиаситуация – факты – журналистская информация – медиапродукт.
При анализе изложения различными медиа последних чрезвычайных и экстремальных событий, в том числе пандемии COVID-19, можно выделить несколько ключевых проблемных моментов. Прежде всего, это нарушение этики, увеличение степени травмогенности журналистского текста или сюжета в погоне за «кровавыми подробностями», потеря объективности и влияние эмоций, а также нагнетание стрессовой ситуации. При этом в научной литературе и исследованиях по журналистике анализируется воздействие подобных сюжетов на аудиторию, а не на самого журналиста. Хотя, по отзывам авторов, которые пишут о трагических событиях, они переживают их не менее глубоко, чем пострадавшие.
Стоит заметить, что разные типы текстов имеют разное влияние на аудиторию. Так, например, во время пандемии коронавируса самыми популярными для распространения в социальных сетях и обществе стали не конспирологические тексты, а псевдомедицинские материалы, то есть недостоверные советы по профилактике заболевания.
Явление инфодемии (фейков в том числе) сопровождает любой общественный кризис, когда людям приходится адаптироваться к новым и непредсказуемым условиям, к эмоциональной нестабильности и стрессу. Именно механизмом такой адаптации и служит инфодемия. Если человек пребывает в стрессовой ситуации продолжительное время и не получает точных ответов на вопросы, которые задает, то стремится вернуть себе рычаги контроля и самостоятельно отыскать эти ответы.
Возвращаясь к теме специфики работы журналиста в экстремальных ситуациях, следует отметить, что Евгений Поддубный, чьи материалы были рассмотрены нами, не перестает удивлять своих телезрителей оригинальностью подачи информации.
По прошествии времени каждый репортаж военного корреспондента Евгения Поддубного приобретает свою «изюминку». Журналист ведет стендапы в самых непредсказуемых местах, что придает его сюжетам уникальность, а зрителям возможность взглянуть глазами репортера на происходящее в Сирии или Украины.
Отличительной чертой его репортажей на Украине является то, что в кадре за спиной журналиста всегда показываются результаты обстрелов домов и улиц, взорванные сооружения. Кроме освещения военных действий, Евгений Поддубный вел репортажи с мест проведения траурных церемоний мирных жителей, которые стали жертвами обстрелов боевиков.
Таким образом, профессиональная деятельность журналиста, в экстремальных ситуациях характеризуется рядом специфических черт. В числе, которых входят значительные затруднения при получении и освещении необходимой информации, наличие возможных последствий публикаций. Для журналиста важным является обязанность оставаться объективным; умение работать максимально и оперативно, принимая решения и обрабатывая поступающую информацию в кратчайшее время.