Роман «Мастер и Маргарита» явился одним из величайших достижений русской и мировой прозы ХХ в. В этом произведении нашли свое законченное выражение все мотивы и идеи, характерные для творчества Булгакова. Ранние повести, рассказы, очерки и фельетоны в значительной мере послужили тем строительным материалом, из которого было сработано величественное здание «Мастера и Маргариты».
Роман «Мастер и Маргарита» по праву принадлежит к числу величайших произведений русской и мировой литературы XX века. Булгаков писал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, потому, вероятно, роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность. По сей день, мы убеждаемся в глубине творческих поисках автора, что подтверждается непрекращающимся потоком книг и статей о писателе. В романе присутствует некий особый магнетизм, своеобразная магия слова, которая очаровывает читателя, вводит в мир, где реальность невозможно отличить от фантазии. Магические действия и акты, высказывания героев на высшие философские темы мастерски вплетены Булгаковым в художественную ткань произведения.
Добро и зло в произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое противодействие, поднимая вопрос веры и безверия. Они дуалистичны. Добро для М. Булгакова - это не характеристика человека или поступка, а образ жизни, её принцип, за который не страшно перенести боль и страдания. Очень важна и ярка мысль автора, произнесенная устами Иешуа: «Все люди добрые». То, что она высказывается в описании времени, когда жил Понтий Пилат, то есть двенадцать тысяч лун назад, при повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает борьбу писателя и веру в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже обладает вечностью. «Изменились ли эти горожане внутренне?» - прозвучал вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, очевидно, ощущается горькое «нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы». Основной свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает против людских пороков, самым тяжким из них считая трусость, которая порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры, и никчемность существования обезличенного индивидуализма.
Через судьбу Маргариты представляет Булгаков нам путь добра к самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней любовью, в которой и содержится его сила. Маргарита у писателя - идеал. Мастер - носитель добра, потому что оказался выше предрассудков общества и жил, руководствуясь душой.
Писатель показал нам, что каждый человек творит свою судьбу, и только от него зависит, добрая она будет или злая. Если творить добро, то зло навсегда покинет наши души, а значит, мир станет лучше и добрее. Булгаков в своем романе смог охватить множество проблем, волнующих всех нас. Роман «Мастер и Маргарита» - об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности, о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.