ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения самоотношений медицинского персонала на теоретическом уровне……………………………………………..5
1.1. Изучение самоотношений медицинского персонала…………………….5
1.2. Характеристика особенности личности медицинского работника……..6
1.3. Анализ свойств личности медицинского персонала……………………9
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по методике самоотношений В.В.Столина и С.Р.Пантилеева………………………………………………....12
2.1. Методика исследования самоотношений……………………………….…12
2.2. Анализ эмпирических данных……………………………………………...21
ГЛАВА 3. Анализ результатов и рекомендации по психологическому сопровождению медицинского персонала……………………………………..23
3.1. Анализ результатов по психологическому сопровождению медицинского персонала…………………………………………………………………………23
3.2. Рекомендации по психологическому сопровождению медицинского персонала…………………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29
Читать дальше
В ходе исследования проанализирован вопрос позитивного эмоционального отношения к среде медучреждения среди медработников с низким уровнем самоотношения. По итогам исследования нам удалось реализовать все поставленные задачи.
Теоретический анализ литературы выявил слабую проработанность проблемы формирования позитивного эмоционального отношения у медперсонала с низким уровнем самоотношения, что сделало данную работу особенно важной и актуальной.
По итогам проведенного исследования сформулирован ряд выводов:
1. Среда медучреждения – это пространство, внутри которого иногда стихийно и безконтрольно, а иногда в той или иной степени организованно ведётся процесс не только профессионального, но и психологического развития личности каждого отдельного медработника. Совместно это составляет общий психологический фон медучреждения, от которого во многом зависит эффективность лечения. В ходе анализов основных элементов данного фона стоит уделить особенное внимание пространственно-предметному окружению, потенциалу удовлетворения профессиональных потребностей сотрудников, условиям труда. Среда в медучреждении состоит из огромного множества порой незаметных условий, которые вместе формируют условия для жизнедеятельности как медперсонала, так и пациентов. Медработник в лечебном учреждении ежедневно контактирует с элементами данной среды: коллегами, пациентами, начальством, обслуживающим персоналом. Поскольку врачи проводят на работчем месте значительную часть своей жизни, то в стенах медучреждения протекает часть их социализации и индивидуализации.
2. Саморегуляция состоит в инициации субъекта и выдвижения им активностных целей, а также в управлении достижением важных целей и задач. Саморегуляция – это внутренняя целенаправленная активность индивида, реализуемая через системное интегративное участие множества разнообразных процессов, а также через возможность осознанно в здравом уме регулировать собственное поведение и изменять его по мере необходимости. Это одна из важнейших задач психики.
3. Медработник в ходе своей профессиональной деятельности непременно сталкивается с периодическим или регулярным психоэмоциональным напряжением. В этой связи, качество их профессионализма зависит в т.ч. и от того, как они могут отрегулировать и отрефлексировать своё поведение. Саморегуляция серьёзно влияет на отношение медработников к среде их медучреждения. Профессиональный врач всегда умеет держать свои эмоции, даже самые сильные, под контролем.
4. Медработник на рабочем месте должен решать непростые и порой нетрививальные профессиональные задачи. Это обычно связано с переживанием неприятных эмоций, продолжительным психоэмоциональным перенапряжением, после которого должна обязательно следовать эмоциональная разгрузка. Кроме того, такая рабочая среда должна компенсироваться приемлемым уровнем заработной платы. Эти оба условия помогут сформировать среди медперсонала позитивное отношение к среде медучреждения и, в первую очередь, к пациентам. Если же указанные условия не соблюдены, то это может спровоцировать личностные переживания и дезадаптивное состояние, вызвать ощущение неудовлетворённости своей профессией, ошибочности пути.
5. По итогам исследования установлено, что медработники со слабой саморегуляцией имеют невысокий уровент интернальности в среде неудач, достижений и производственных отношений. Респонденты из данной категорию обычно генерируют защитное поведение, стремятся соответствовать общепринятым нормам даже в ущерб личным интересам, неуверены в себе и своём профессиональном потенциале, не считают себя уникальными и неповторимыми личностями, тревожны, в конфликтах считают себя невиноватыми.
6. Развитие саморегуляции во многом зависит от психокоррекционной программы, формирующей необходимое позитивное отношение среди медработников к своему лечебному учреждению. Респонденты отметили улучшение самоконтроля, интернальности, саморегуляции, отношения к своей личности во всех её многогранных аспектах, позитивное или нейтральное отношение к среде медучреждения. Чтобы результат закрепился и не вернулся на исходные позиции, следует и дальше продолжить планомерную и целенаправленную психокоррекционную работу.
Читать дальше
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 288 с.
2. Грановская Р.М. Защита личности. – Санкт-Петербург: Речь, 2000. – 507 с.
3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – Санкт-Петербург: Питер, 1989. – 286 с.
4. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 342 с.
5. Ильясов Ф.И. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением). – Ашхабад: Наука, 1988. – 100 с.
6. Искра Н.Н. Распознание эмоций на лицах детей раннего возраста. – Москва: Проспект, 2006. – 23 с.
7. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для вузов. – 4-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 672 с.
8. Картунов В.А. Этические аспекты отношений врача и пациента в современной системе российского здравоохранения. – Москва: Проспект, 2016. – 204 с.
9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Москва: Академия, 2010. – 304 с.
10. Ковтун Ю.Ю. Исследование экологического сознания субъектов среды лечебного учреждения. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. – 83 с.
11. Панов В.И. Психическое состояние в структуре экологического сознания. – Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. – 118 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 720 с.
13. Столяренко Л.Д. Психология общения. – Москва: Аст, 2009
14. Тэн И.А. Философия искусства. – Москва: Республика, 1996. – 351 с.
15. Харди И. Психология работы с больными. – Будапешт.: Изд-во АН Венгрия, 1981. – 288 с.
Читать дальше