Введение 1
Глава 1. Музей как социокультурный институт 4
1.1 Музей: понятие, функции, назначение 4
1.2 Изменение социальных функций музея на современном этапе 9
1.3 Музейный туризм: сотрудничество музеев и туристских организаций.11
Глава 2. Туристский потенциал музеев Тюменской области 16
2.1 Культурного наследия Тюменской области 16
2.2 Развитие музейного туризма в Тюменской области: взаимодействие музеев области и туристских организаций 21
2.3 Проблемы и перспективы включения музеев Тюменской области в сферу туристских услуг 24
Заключение 33
Список использованных источников 35
Читать дальше
В современном мире люди все чаще стали обращаться к истории, искусству, культуре. Поэтому музеи становятся важной частью социальной жизни общества. Только государственных музеев в России насчитывается около 2,7 тысяч, количество частных музеев подсчитать уже труднее. У каждого музея своя специализация и тематика, что позволяет выбрать то, что наиболее подходит конкретному человеку. В связи с этим, сегодня музей это одна из наиболее доступных и динамично развивающихся институтов. Они являются важным инструментом сохранения не только культурных ценностей народов России, но и мирового искусства в целом. А если музеи адаптированы под доступность разным слоям общества, они становятся эффективным инструментом воздействия на культурное и образовательное просвещение.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Рассмотрена специфика культурно-познавательного туризма.
2. Изучено понятие музея, определены его функции и назначение.
3. Оценено современное состояние культурного наследия в Тюменской области.
4. Рассмотрено современное состояние музейного туризма Тюменской области.
5. Определены перспективы развития музейного туризма в Тюменской.
На основании проделанной работы сформулированы выводы:
1. Культурно-познавательный туризм относится к числу наиболее востребованных видов туризма. Он охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей.
2. В ресурсах, формирующих и развивающих культурный туризм, особое место занимают музеи. Музей как социальное и культурное явление выполняет функции документирования, образовательную и коммуникативную.
3. Тюменская область по богатству и разнообразию объектов культурного наследия один из наиболее интересных регионов Сибири.
4. Для дальнейшего развития музейного туризма в Тюменской области необходимо проводить специальные мероприятия направленные на улучшение деятельности музея, как одного из участников индустрии туризма.
На основании выводов сформулированы рекомендации по повышению туристической привлекательности музеев Тюменской области:
1. Следует совместно с турфирмами разрабатывать туристские программы, музейные туры, активно сотрудничать и с остальными участниками туристской индустрии.
2. Особое внимание уделять анализу рынка и маркетинговой деятельности с целью продвижения экскурсионных программ музея и туристского направления в целом.
Проведение специальных событий создаст дополнительные стимулы для привлечения внимание новых групп посетителей, что, в свою очередь, повлияет на совершенствование музейного маркетинга и развитие туристической сферы.
Читать дальше
. Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // URL: http://www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru
3. Балюк Н.А. Роль музеев в формировании туристской дестинации в тюменской области/ Н.А. Балюк // Словцовские чтения - 2018: Материалы XXI Всерос. науч.-практич. конференции (Тюмень, 25-26 окт. 2018 г.). Тюмень, 2018. С. 37-40.
4. Бородко А.В. Национальный атлас России. Т. 4. История. Культура. М., Роскартография, 2009. 496 с.
5. Веденин Ю.А. Представление о сущности и структуре опорного каркаса культурного пространства России // Наследие и современность. 2019. № 3. С. 7–23.
6. Веденин Ю.А. Культурное наследие России и туризм / под ред. Ю.А. Веденина, О.Е. Штеле, П.М. Шульгина. М.: Институт Наследия, 2005. 172 с.
7. Дурович, А. П. Организация туризма. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
8. Истомина, Э.Г., Гришунькина, М.Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России. - М.: изд-во Российского гуманитарного университета, 2012. 296 с.
9. Кабер Фр. Маркетинг культуры и искусства / Пер. с англ. Ж. Нантеля, С. Билодо, Дж. Дэнниса Рича / Под ред. М.А. Наймарк. СПб., 2004. 256 с.
10. Каулен. М.Е. Словарь актуальных музейных терминов / М.Е. Каулен, А.А. Сундиева, И.В. Чувилова // Музей. М.: Панорама. 2009. № 5. С. 47-68.
11. Квартальнов В.А. Туризм: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. 320 с.
12. Ким Г.П. Музейное дело: учебно-методическое пособие / Г.П. Ким – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ: 2007. 117 с.
13. Кириллов В.В. Тобольск. М.: Искусство. 1984. 240 с.
14. Клименко А.И., Шульгин П.М. Потенциал культурного наследия Тюменской области: официальные оценки и реальное состояние // Наследие и современность. 2021. № 4 (1). С. 68 – 92.
15. Кляп М.П. Шандор Ф.Ф. Современные разновидности туризма: учебное пособие. - М.: Знание, 2011. 334 с.
16. Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области: научный каталог / Е.М. Козлова-Афанасьева. Тюмень: Изд-во Искусство, 2008. 488 с.
17. Копылов В.Е. Окрик Памяти. История Тюменского края глазами инженера. Т. 1–5. Тюмень: Слово, 2002. 334 с.
18. Матвеев А.В. Затерянный мир Ингальской долины. Тюмень: Тюменский Дом печати, 2004. 144 с.
19. Поправко Е.А. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1988 г. 230 с.
20. Пухлякова М.Ю., Ситникова Е.В. Деревянная архитектура Тюмени конца XIX – начала ХХ в. // Вестн. Том. гос. архитектур-строит. ун-та., 2018. Т. 20. № 1. С. 32–46.
21. Романчук В.А. Музейный туризм. Учебно-методическое пособие. С-Пб. изд-во СПБГУ, 2010. 46 с.
22. Сапанжа, О.С. Основы музейной коммуникации: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Художественное образование» / О.С. Сапанжа. СПб., 2007. 116 с.
23. Сотникова, С.Н. Музей в меняющемся мире (наука и практика) / С.Н. Сотникова // Обсерватория культуры. – М.: 2007. Вып. 2. 66 с.
24. Шульгин П.М. Стратегия формирования культурного каркаса страны и использования культурного наследия в качестве драйвера социально-экономического развития российских регионов // Наследие и современность. 2019. № 4. С. 8–31.
25. Эрреман Я. Музеи и туризм: культура и потребление // Museum. 1999. №199. 167 с.
26. Юренева Т.Ю. Музееведение. - М.: Академический проект, 2003. – 560 с.
27. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области [Электронный ресурс] // URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/society/culture/object.htm (дата обращения: 01.06.2022)
28. Газета культура [Электронный ресурс] // URL:https://portal-kultura.ru/ (дата обращения: 02.06.2022
Читать дальше