ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ИНСТРУМЕНТ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ 5
1.1. Предпосылки возникновения и определение арт-технологий 5
1.2. Классификация арт-технологий, их функции в процессе индивидуализации и социализации личности ребенка 11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 16
2.1. Анализ художественно-творческой деятельности детей на школьных занятиях с использованием различных видов арт-технологий 16
2.2. Примерные конспекты занятий с применением арт-технологий 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Читать дальше
Данная работа посвящена исследованию арт-технологий как инновационного коррекционно-развивающего педагогического направления в современных условиях. С целью определения роли и места арт-технологий в современной системе образования и воспитания мы решили следующие задачи:
рассмотрели предпосылки появления арт-технологий и историю их возникновения;
ознакомившись с целым рядом исследовательских публикаций по теме, вывели определение понятия «арт-технология»;
произвели классификацию видов арт-технологий;
дали характеристику отдельным видам арт-технологий с точки зрения их места и роли в процессах индивидуализации и социализации обучающихся;
описали и проанализировали различные аспекты практического применения арт-технологий в современной школе;
смоделировали и проанализировали примеры использования арт-технологий на школьных занятиях.
В ходе исследования мы обнаружили, что арт-технологии являются многофункциональным инструментом, помогая достигать поставленных целей не только в области психокоррекции, но и в других областях деятельности, связанных с формированием и воспитанием личности.
В образовательном процессе арт-технологии решают множество различных задач, большинство из которых направлены не столько на результат познавательной деятельности, сколько на обслуживание самого процесса получения знаний с целью повышения его привлекательности. Это в первую очередь побуждающая функция, затем следуют развивающая, воспитывающая и коррекционная. Однако использование арт-технологий или их элементов в процессе обучения также способствует повышению его результативности.
В отличие от других образовательных технологий, арт-технологии обладают гибкостью и вариативностью в использовании, что делает их незаменимым средством достижения базовых целей современной педагогики, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС) как принцип адаптивности образовательной среды, а именно: обеспечение равных возможностей для индивидуального развития и социализации всех обучающихся, включая тех, кому в наибольшей степени необходимо предоставление специальных условий обучения – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Очевидно, что ресурсы и возможности арт-технологий как педагогической системы к настоящему моменту до конца не исследованы и требуют продолжения серьезных научных изысканий, новых методических разработок и практикумов.
Тем не менее, в ходе нашего исследования мы подтвердили гипотезу о том, что использование арт-технологий в процессе воспитания ускоряет социально-психологическую адаптацию личности, активизируя ее творческий потенциал и способность к саморазвитию.
Читать дальше
1. ФГОС Начальное общее образование
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020)
Зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря 2009 г. N 15785 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028
2. Афанасьева А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии / А.Б. Афанасьева // Опыт и инновации: мат. науч. конф. (Тольятти, ноябрь 2016 г.). – Ульяновск, 2016. – С. 94–98
3. Блинова Ю.Л. Мультимодальные арт-технологии как средство актуализации познавательной активности младших школьников / Ю.Л. Блинова // Мир науки. – 2017. – №6 (Т.5). – С.73
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский : Психологический очерк. Книга для учителей. 3-е издание. - М.: «Просвещение», 1991. – С. 93
5. Савлучинская Н.В. Теория и методика применения арт-педагогических технологий в работе с детьми // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24509 (дата обращения: 14.06.2022)
6. Светоносова Л.Г. Арт-технологии в современном образовании / Л.Г. Светоносова // Общество, культура, личность XXI века: материалы Междунар. научно-практич. конф. (Чебоксары, 23–24 июня 2016 г.). / редкол.: Н.А. Сергеева [и др.]. – Чебоксары, 2016. – С. 30–33.
7. Свинаренко В.Г. Адаптивная педагогика как ресурс гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/61930 (дата обращения: 02.06.2022).
8. Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме / И.Г.Фомичева. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. – С. 242
9. Шкиль И.Е. Применение арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности личности / И.Е. Шкиль // Актуальные проблемы психологического знания. – 2013. – №3. – С. 99–111.
10. Ямбург Е. А. Школа для всех / Е.А.Ямбург // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. — № 3. — С. 9—18.
11. Adrian Hill. Art Versus Illness: A Story of Art Therapy. G. Allen and Unwin, 1948, 106 p.
Читать дальше