Введение 3
Глава 1. Теоретические основы речевого портрета 4
1.1 Терминология «речевого портрета» 4
1.2. Речевой портрет в публицистике и СМИ 6
Вывод по первой главе 10
Глава 2. Характеристика речевого портрета и образ Дэвида Боуи в публицистике и СМИ 11
2.1.Особенности использования языковых средств 11
2.2. Лексика в речи Дэвида Боуи 12
Вывод по второй главе 16
Заключение 17
Список литературы 18
Читать дальше
Подводя итоги на уровне владения лексиконом, отметим, что лирический Дэвида Боуи показал, что он использует в своей речи все стилистические группы лексики. Однако основу его лексикона составляет нейтральная лексика. Менее представлены книжная и разговорная лексика. Встречаются просторечия и жаргонизмы. Использование слов из разных стилей русского языка указывает на то, что лирический герой способен к общению с представителями разных языковых групп, он сможет без смысловых потерь воспринимать информацию, сумеет выбрать необходимую стилевую форму в зависимости от того, кем будет его собеседник.
Ни одного нарушения в употреблении стилистически маркированной лексики в проанализированном материале не отмечено, что еще раз подтверждает то, что д. Боуи, как и его лирический герой, относится к полнофункциональному типу речевой культуры.
Итак, в данной работе мы представили структурированный речевой портрет лирического героя Дэвида Боуи. Модель (структура), которая использовалась для написания речевого портрета, была раскрыта с помощью приведенных примеров из работ анализируемой нами личности, что дает нам определенное представление о личности образа певца, его качестве владения языком и общем уровнем как речевого, так и культурного поведения.
На основе вышеописанного речевого портрета, мы можем сделать вывод, что лирический герой Дэвида Боуи – личность, отлично владеющая языком, обладающий высоким культурным уровнем, которым он умело пользуется при составлении монологов. Помимо прочего, он обладает высоким уровнем речевого поведения, что помогает ему создать благоприятное отношение к себе и как к певцу.
Описанный нами речевой портрет характеризует не только личность лирического героя Дэвида Боуи (и непосредственно его самого), но и показывает социальную среду, к которой себя относит певец: интеллигентных, образованных людей среднего возраста, воспитанных на своих идеалах, в результате чего у них было сформированы определенные взгляды на жизнь и отношение к окружающему современному миру.
Так, в процессе исследования анализируемой нами личности лирического героя, мы выяснили, что для него характерно использование в своей речи языковой игры, которая также говорит о высоком уровне владения языка.
Читать дальше
1. Алиев А.П. Речевой портрет. - М.: Инфра-М, 2015. – 342 с.
2. Бардин О.Б. Дэвид Боуи – суперзвезда! - М.: Эксмо, 2017. – 268 с.
3. Бочкин А.А. Характеристика речевого портрета. - М.: Наука, 2014. – 197с.
4. Бочкин А.А. Модель языковой личности. СПб.: Нева, 2014. – 122 с.
5. Бодиленко П.О. Лингвистика образа личности. - М.: Владос, 2017. – 354 с.
6. Валгина, Н. С. Активные процессы в языке. М.: Просвещение, 2015. – 145 с.
7. Викулов Е.Е. Образ литературного героя. – М.: Инфра-М, 12016. – 215 с.
8. Вострякова, Н. А. Коннотативная семантика и прагматика номинативных единиц русского языка: автореф. дис. канд. филол. наук / Н. А. Вострякова; – Волгоград, 2015. – С. 22.
9. Воронов П.А. Язык и человек. М.: Владос, 2015. – 214 с.
10. Гимберг Е.А.Дж. Речь и образ. М.: Владос, 2014. - 146 с.
11. Головина В.В. Культура речи. - М.: Просвещение, 2014. – 201 с.
12. Данилин Е.К. Вопросы образа личности. - М.: Владос, 2015. – 211 с.
13. Данилин Е.К. Речевая характеристика личности. М. Владос, 2015. – 120 с.
14. Косых Е.А. Концепт сфера личности. М.: Владос, 2013. – 123 с.
15. Крысин Л. П. Современный интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. М.: Прогресс, 2015. – С. 90 – 107.
16. Лаптева О. А. Разговорный синтаксис: монография. – М.: Владос, 2013. – 400 с.
17. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов // Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2013. – 944 c.
18. Тарасенко Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара - автореферат дис. - Краснодар, 2007. - 25 с.
19. Китайгородская М. В. Русский речевой портрет: Фонохрестоматия / М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова. - М.: Б. и., 1995. - 127 с.
20. Матвеева Г.Г., Зюбина И.А. Речевая привычка как основа речевого портрета говорящего - 2016. – 63–68 с.
21. Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: Сб. научн. тр. / ВГПУ. – Волгоград: Перемена, 2015. – 260 с.
22. Buckley D. David Bowie: Complete Guide to His Music. – Omnibus, 2014.- р. 154
23. Charles S.M. Bowie: An Illustrated Record. –New York: Avon, 1981. – р. 345 с.
Читать дальше