ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ЗКАЗКОТЕРАПИИ 8 1.1. Страх как психологическая категория, характеристика и классификации 8 1.2. Проявление страхов у детей младшего школьного возраста, особенности и причины проявления 12 1.3. Метод сказкотерапии как средство коррекции страхов у младших школьников 14 Выводы по главе 1 17 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19 2.1. Методы и организация исследования 19 2.2. Программа коррекции страхов у младших школьников методом сказкотерапии в ГБОУ школа № 327 Невского района Санкт-Петербурга 26 2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 31 ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 35 3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам (психологам) 35 3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям 44 Выводы по главе 2 44 ЗAКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ 48 ПРИЛОЖЕНИЕ

Использование метода сказкотерапии в работе со страхами детей младшего школьного возраста (на примере Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 327")»

дипломная работа
Психология
45 страниц
75% уникальность
2022 год
44 просмотров
Черданцева Д.
Эксперт по предмету «Социальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ЗКАЗКОТЕРАПИИ 8 1.1. Страх как психологическая категория, характеристика и классификации 8 1.2. Проявление страхов у детей младшего школьного возраста, особенности и причины проявления 12 1.3. Метод сказкотерапии как средство коррекции страхов у младших школьников 14 Выводы по главе 1 17 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19 2.1. Методы и организация исследования 19 2.2. Программа коррекции страхов у младших школьников методом сказкотерапии в ГБОУ школа № 327 Невского района Санкт-Петербурга 26 2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 31 ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 35 3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам (психологам) 35 3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям 44 Выводы по главе 2 44 ЗAКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ 48 ПРИЛОЖЕНИЕ
Читать дальше
В современном обществе в настоящее время часть социума к которому относятся младшие школьники подвержены разнообразным воздействиям внешнего мира. Данный факт является важным, поскольку в последние годы у данной категории детей, возрос высокий уровень тревожность и страхов. Нужно отметить, что актуальность данной проблемы младших школьников заключается также в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт образования ориентирует школьных учителей на диагностирование и коррекцию состояния тревожности у школьников начального звена обучения. Именно в процессе педагогического опыта, среди детей данного возраста, можно заметить повышенный уровень тревожности и подверженность различным страхам. Школьники начального звена обучения, которые подвержены состояниям страха, обычно проявляют низкую самооценку, очень сильно переживают свои неудачи, внешне остро реагируют на них, вплоть до отказа от выполнения этой деятельности. Данные дети ориентируются не на реальные условия, а готовы прислушиваться к внутренним предчувствиям, ожиданиям, а также надеждам и опасениям.


Мы поможем вам заказать курсовую работу в москве и успеть в указанные сроки.


. По мнению некоторых авторов научных трудов, один из которых Л.И. Божович, ребёнок, являющийся самой уязвимой частью социума, именно он подвержен самым различным негативным воздействиям. Проводя анализ научной литературы, можно отметить тот факт, что для психологии проблема страхов и тревожности не является новой. При этом эмоциональная сфера младшего школьника, в которой проявляются особенности фобий, механизмы и причины возникновения которых не являются достаточно изученными. Основные исследования эмоции страха и механизмов его возникновения и формирования произошли в середине XX века. Данная тема наиболее глубоко изучена в клинике детских неврозов. А.И. Захаров разработал классификацию детских страхов, которая соответствовала данному историческому периоду. В то время в качестве причины детских страхов исследователи называли недостаточную эмоциональную близость родителя и ребенка, конфликты в семье, доминирование одного из взрослых, перестановку или инверсию традиционных семейных ролей, изолированность семьи в сфере внешних контактов. Причинами страхов у детей начала XXI века являются военные действия, террористические акты, техногенные катастрофы, стихийные бедствия и их отражение в средствах массовой информации. Наиболее распространенными жалобами бесланских детей были страхи, нарушение сна, ночные кошмары (А.Л. Венгер, Е.И. Морозова). В связи с тем, что количество детей начального звена обучения, которые успели приобрести различные виды страхов, увеличивается, то таким образом появляется необходимость коррекции этих состояний, поскольку личность ребенка еще только формируется. Одним из хорошо работающих средств коррекции различных страхов является сказкотерапия. Но при этом, до сих пор нет полноценно разработанных программ по коррекции страхов школьников начального звена образования, которые помогли бы учителям успешно реализовать данный процесс коррекции. Противоречие исследования: заключается в необходимости коррекции страхов младших школьников и недостаточности средств, способствующих реализации данного процесса в общеобразовательных организациях. Проблема исследования: связана с поиском средств коррекции страхов младших школьников. Исходя из анализа актуальности и проблемы исследования, была выбрана тема «Использование метода сказкотерапии в работе со страхами детей младшего школьного возраста (на примере Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 327")». Объект исследования: детские страхи как психолого-педагогическое явление. Предмет исследования: сказкотерапия, как метод коррекции страхов в младшем школьном возрасте. Цель исследования: теоретически обосновать и практическим путем проверить эффективность использования сказкотерапии, направленной на коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи. 1. Раскрыть понятия «страхи» 2. Описать особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста 3. Проанализировать сказкотерапию как средство коррекции страхов у детей младшего школьного возраста 4. Проанализировать эффективность использования сказкотерапии, направленной на коррекцию тревожности младших школьников. Гипотеза исследования: предполагаем, что сказкотерапия может выступать средством коррекции страхов младших школьников, поскольку она способствует: - Избавлению от состояния повышенного беспокойства; - Снижению состояния страха и тревоги в специфических социальных ситуациях. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой, были определены следующие задачи: - На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности коррекции страхов младших школьников. - Описать возможности сказкотерапии в коррекции страхов младших школьников. - Изучить уровень страхов младших школьников. - Разработать педагогический проект по коррекции страхов младших школьников. Для решения выдвинутых задач, в качестве основных методов исследования использовались теоретические: - анализ психолого-педагогической литературы, конкретизация, обобщение; эмпирические: - тестирование. База исследования: Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 327") В исследовании приняли участия дети младшего школьного возраста в количестве 30 человек, из них: 18 девочек и 12 мальчиков. Практическая значимость исследования: разработанную и апробированную программу коррекции страхов у детей младшего школьного возраста средствами сказкотерапии, а также психолого-педагогические рекомендации по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста, можно рекомендовать к использованию психологам общеобразовательных школ. Разработанные рекомендации будут полезны родителям младших школьников, а также их могут использовать в своей деятельности классные руководители для проведения родительских собраний. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Читать дальше
Проанализировав психологическую литературу по теме возникновения страхов в младшем школьном возрасте и сказкотерапия как метод их коррекции было выяснено следующее: Подавляющее большинство детских страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении взрослых, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка. Страхи младших школьников, в большинстве случаев - это страхи, связанные с поступлением в школу: страх опоздать, страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Новая социальная картина влечет за собой возникновение и других страхов у детей: оставаться дома одним, заболеть, умереть, сказочных персонажей, На основании общей характеристики исследования в работе были определены цель, задачи, этапы экспериментальной работы. Опытно - экспериментальная работа, проводилась в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент и проводилась в естественных условиях государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 327". Констатирующий (первичный) эксперимент представляет собой психологический метод, который устанавливает наличие в данном направлении работы определенного и обязательного явления или факта. Эксперимент, формирует и прослеживает изменения психики школьника начального звена обучения. В результате первичной диагностики детей на констатирующем этапе эксперимента была определена группа младших школьников, имеющих высокий уровень эмоциональных нарушений. В данную группу по результатам первичной диагностики вошли 11 обучающихся, с которыми на этапе формирующего исследования была запланирована и проведена коррекционная работа. В основу психолого-педагогической коррекционной работы легла система сказкотерапевтических занятий. Цель программы: коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с помощью методов сказкотерапии. На контрольном этапе работы, была проведена повторная диагностику с использованием тех же самых методик, что и на констатирующем этапе. В диагностическом мониторинге приняли участие только те школьники младших классов, у которых, в ходе первой диагностики, был получен результат с высоким уровнем эмоциональных нарушений, именно с ними в дальнейшем проводилась коррекционная работа. Проведенное нами эмпирическое исследование позволило выявить, что у многих младших школьников базы исследования на самом деле преобладает огромное количество страхов: страх перед нападением, страх умереть, страх смерти родителей, страх высоты, замкнутых пространств, медицинские страхи и др. Однако своевременное выявление страхов и проведение сказкотерапевтической коррекционной работы позволяет значительно снизить их и ускорить адаптацию школьников к школе
Читать дальше
Нормативно-правовые акты: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата доступа 05.04.2022г) Монографии, учебники, учебные пособия: 2. Бакеев, В.А. Экспериментальные исследования психологических механизмов внушаемости: автореферат дисс… канд. псих. наук / В.А. Бакеев. – М., 1970. – 17 с. 3. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : практическое пособие / М. К. Бардышевская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 153 с. 4. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова. – М.: Изд – во «Совершенство», 1998. – 352 с. 5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Изд – во «Питер», 2008. – 400 с. 6. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М., 1990. – 144 с. 7. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии / М.И. Буянов. – М.: Наука, 1992. – 227 с. 8. Венгер, А. Л. Клиническая психология развития : учебник и практикум для вузов / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 312 с. 9. Воропаева, И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников / И.П. Воропаева. – М: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993 – 56 с. 10. Гнездилов, А.В. Авторская сказкотерапия: дым старинного камина. Сказки доктора Балу/ А.В. Гнездилов. - СПб.: Речь, 2002. - 290с. 11. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2005. – 243 с. 12. Детская практическая психология / Под. ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. – 225 с. 13. Джеймc, У. Психология / У. Джеймc. – М: Педагогика, 1991. –234 с. 14. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : учебное пособие для вузов / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 386 с. 15. 3ахаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия / А.И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336 с 16. Зинкевич-Евстигнееева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2008. - 240с. 17. Канке, В. А. История, философия и методология педагогики и психологии : учебное пособие для магистров / В. А. Канке, М. Н. Берулава ; под редакцией М. Н. Берулавы. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 487 с. 18. Одинцова, М. А. Сказкотерапевтические технологии в психологическом тренинге : учебник и практикум для вузов / М. А. Одинцова, И. В. Вачков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 309 с. 19. Панфилова, М.А. Игротерапия общения/ М.А. Панфилова. - М., 2000. - 192с. 20. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья/ А.С. Спиваковская. -- Т. 2. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464с. 21. Шишова, Т. /Лечение сказкой // Т. Шишова. - М.: Сельская школа. - 2004. - с. 104 – 107 Статьи: 22. Гордон Т.С. Сказкотерапия как способ борьбы с фобиями//Вестник университета. 2020. № 10. С. 169-172 23. Зотова Я.А. Эффективность сказкотерапии в психокоррекции тревожности детей младшего школьного возраста. Вестник магистратуры. 2020. № 2-3 (101). С. 26-28. 24. Кохановская И.А. Сказкотерапия как метод работы с детьми с повышщенной тревожностью /Психологические науки. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. №1 (53). С. 266-270. Интернет-материалы: 25. Карасева С. Формирующий и констатирующий эксперимент: описание и особенности проведения. http://fb.ru/article/41788/formiruyuschiy-ikonstatiruyuschiy-eksperiment-opisanie-i-osobennosti-provedeniya [09.05.2022].
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ЭЛЕМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ. ПЛАНИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОПОЛУЧИЕМ ПЕРСОНАЛА
Количество страниц:
25
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Управление персоналом
курсовая работа
Средства создания интеллектуальной характеристики человека в немецких паремиях
Количество страниц:
32
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Немецкий
реферат
Метод Страсберга»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Искусствоведение
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image