Введение 3 1. Понятие гендера. Гендерные стереотипы 6 1.1 Понятие гендера 6 1.2 Основные теории, концепции и методы исследований гендерных характеристик 10 1.3 Гендерные стереотипы и их взаимосвязь с образовательными результатами 16 2. Гендерные стереотипы в социальных представлениях студенческой молодежи 19 2.1 Методология исследования гендерных стереотипов юношей технических и гуманитарных вузов 19 2.2 Результаты исследования и их обсуждение 22 Заключение 26 Список литературы 28

Гендерные стереотипы среди юношей в технических и гуманитарных вузах

курсовая работа
Психология
30 страниц
67% уникальность
2022 год
17 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Понятие гендера. Гендерные стереотипы 6 1.1 Понятие гендера 6 1.2 Основные теории, концепции и методы исследований гендерных характеристик 10 1.3 Гендерные стереотипы и их взаимосвязь с образовательными результатами 16 2. Гендерные стереотипы в социальных представлениях студенческой молодежи 19 2.1 Методология исследования гендерных стереотипов юношей технических и гуманитарных вузов 19 2.2 Результаты исследования и их обсуждение 22 Заключение 26 Список литературы 28
Читать дальше
Актуальность теоретическая заключается в том, что вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Данная проблема волнует умы многих современных социальных психологов, таких как Ш. Берн, Д. Майерс, И.С.


У наших авторов написание сочинений на заказ занимает минимум времени.


Кон, И.С. Клецина, Т.В. Бендас, О.А. Воронина, которые видят переоценку «гендерных» ценностей в современном социальном обществе. В последнее время в социологии значительно возрос интерес к опасностям такого рода стереотипизации. Особенно остро встаёт вопрос о способности освобождения от общепринятых правил, культурных программ, привитых нам общественностью, и степени свободы-зависимости от половой принадлежности, а, следовательно, от социально-психологических особенностей пола. Социальная актуальность данного исследования заключается в том, что под влиянием гендерных стереотипов формируются ценностные ориентации у молодых людей, наглядно это проявляется в студенческом возрасте. Этот период характеризуется как период профессионального самоопределения, когда «осуществляется более глубокое осмысление человеком своих жизненных планов и позиций, идеалов и путей их достижения, своего рода переоценка ценностей». В настоящее время возрастает интерес к исследованию ценностных ориентаций молодежи. Ведь от того, какие ценностные ориентации будут сформированы у молодого поколения, будет зависеть, какое общество получится в целом, и каких ценностей будет придерживаться новое поколение. Практическая актуальность заключается в том, что движение к гендерному паритету в области инженерных, математических и компьютерных наук является одной из ключевых задач при повышении количества и качества подготовки выпускников данных специальностей. Как показывают предыдущие исследования, гендерная сегрегация заключается не только в том, что меньшее количество девушек выбирает направления подготовки инженерно-технического профиля, но и в том, что во время обучения девушки чаще склонны не заканчивать данные образовательные программы. Общая психология долгое время игнорировала пол как аспект человеческой природы, как указывает Т.В. Бендас1. Социальная психология также отказывалась признавать гендер как составляющую основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме, как отмечает в своих работах Ш. Берн. В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всём мире, такими учёными как Ф.Л. Джеймс, К. Хорни, К. Уэст, С. Фаррел, Т.С. Баранова, Ю.Е. Алёшина. В определённом смысле внимание к вопросам гендерной социализации является порождением интенсивно распространяющихся во всём мире феминистических идей. Результаты исследований в области гендерной социализации с очевидностью приводят к выводу, что особенности мужской и женской поло-ролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе. В этом смысле они очень важны в отражении процессов, происходящих в современном мире, основным направлением которого является всё большая гуманизация и повышение требований к духовному становлению личности, это и определяет актуальность данной работы. Социальная гендерная психология переключает наше внимание с биологии на ситуативные и социальные силы, лежащие в основе разделения на мужчин и женщин, и тем самым снабжает нас указаниями в отношении того, как можно добиться гендерного равенства. Проблема данного исследования – в изучении особенностей гендерных стереотипов студентов технических и гуманитарных вузов. Цель курсовой работы – определить особенности гендерных стереотипов юношей технических и гуманитарных вузов Предмет курсовой работы – гендерные стереотипы и их особенности в современном студенческом обществе. Объект курсовой работы – студенты гуманитарных и технических вузов Задачи: 1) Изучить научную литературу по теме исследования. 2) Раскрыть суть научного понятия «гендер», его содержание; особенности и современные направления гендерной психологии; 3) Определить особенности и структуру гендерных стереотипов юношей технических и гуманитарных вузов Гипотеза: существует предположение, что гендерные стереотипы повышают количество и качество подготовки выпускников данных вузов Методы исследования: теоретические и эмпирические Теоретико-методологические основы исследования: исследованием гендерных стереотипов занимались такие учёные как: Ю.Е. Алёшина, Т.С. Баранова, С. Бем, Г. Тэшфелл, Ю. Левада и др. Теоретическая значимость: в ходе анализа научной литературы был систематизирован и обобщен материал по изучению гендерных стереотипов среди юношей в технических и гуманитарных вузах, создавший основу для эмпирического исследования Практическая значимость: программы диагностики особенностей проявления гендерных стереотипов в учебном процессе и комплекс рекомендаций могут быть использованы педагогами в оптимизации процесса восприятия и оценки личности студентами.

Читать дальше
Современники достаточно активно занимаются проблемами, выявляя особенности гендера, влекущие за собой разделение ролей мужчины и женщины. Упрощенные гендерные стереотипы, устойчивые, эмоционально окрашенные образы поведения и характерных черт, обнаруживаются во всех сферах жизни человека. Как и любые другие социальные стереотипы, они определяют процесс восприятия окружающих людей и оказывают влияние на активное конструирование социальной реальности с использованием заложенной в них информации. Гендерные установки современной российской молодежи характеризуются некоторой неопределенностью, противоречивостью, которые проявляются, с одной стороны, в ее сознательной ориентации на демократические ценности, в декларации эгалитарных гендерных принципов, а, с другой стороны, - в неосознанной готовности молодого поколения придерживаться принятых в обществе патриархальных гендерных взглядов и моделей поведения. Гендерные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укоренённость в сознании большой части населения способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации. Таким образом, необходимо проведение работы по гендерному просвещению с целью расширения сознания каждого члена общества, предоставления личности больших возможностей самоактуализации, права выбора своего стиля жизни, творческого подхода к собственной жизни. Различие в поведении и воспитании мужчин и женщин определяется не столько их биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами, что предполагает изживание негативных гендерных стереотипов. Так как они сконструированы обществом, значит их можно изменить, меняя сознание общества. Целесообразно проводить не только просветительскую и коррекционную работу с взрослыми индивидуумами общества, вскрывающую механизмы конструирования гендерной идентичности в разных временных и социокультурных контекстах и обосновывающую возможности изменения идентичности у мужчин и женщин в ситуации социальных преобразований, а необходимо внедрение гендерного подхода во все сферы жизнедеятельности социума. Для борьбы с негативными последствиями существования гендерных стереотипов в молодежной среде на основании данных проведенного социологического исследования можно сформулировать следующие рекомендации: 1. Необходимо абстрагироваться от мнений других людей, обдумывать ситуацию самостоятельно и делать свои собственные выводы на основании конкретных фактов. 2. Следует различать стереотипы, которые влекут за собой негативные последствия с теми, что оказывают положительное влияние на социальные взаимодействия индивидов. 3. При наличии в сознании человека гендерного стереотипа, который он считает нежелательным, необходимо логически его опровергнуть, прибегая к всестороннему рассмотрению этого явления. Обобщая итоги проведенного исследования, можно констатировать, что большинство юношей ориентированы на индивидуальные ценности (здоровье, создание семьи, семейное благополучие, рождение детей и воспитание детей). А также студенты ценят в жизни уважение к старшим. Вместе с тем, на ценностные ориентации влияют гендерные стереотипы. С большой степенью уверенности можно говорить о том, что не случайно студенты выбрали гуманитарный или технический вуз, техническая направленность прослеживается в приведенных данных.
Читать дальше
. Андреева Г.М. Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов [Текст] / Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., - М.: Аспект пресс, 2017. - С. 17-84. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2017. - 363 с. 3. Белоногов С.Е. Социальный стереотип: позитивное или негативное явление // Science Time. 2018. №2 (2) С.5-8. 4.Бодалев А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр, 2015. — 672 с. 5. Бурова С.Н Гендерные стереотипы в университетской среде Минска / С. Бурова. – Минск : Юнипак, 2018. – 28 с. ISBN 978-985-6802-63-1. Б92 Б 6.Гутман Е. В., Шибанкова Л. А., Захарова П. И. Педагогические механизмы устранения ментально-этнических стереотипов восприятия представителей иных этнических групп // КПЖ. 2015. №1 7. Кеммет Е. В. Выбор инженерной профессии: гендерный аспект // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сборник материалов 2-й Всероссийской конференции / под ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Копнова. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2017. С. 54-59. 8. Ким И.Н. Профессиональная деятельность преподавателя российского вуза: сложившиеся стереотипы и необходимость перемен // Высшее образование в России. 2017. №4 С.39-47. 9.Косаревская Т. Е. Образ «одарённый ребенок» в сознании студентов педагогических специальностей вуза. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2018. – Т. 2. – С. 228–235. 10. Кузьмина Ю. А., Яшина Н. В. К вопросу о внедрении STEM-образования в России // Инновационное развитие. 2017. № 1 (6). С. 10-12. 11. Малошонок Н.Г., Щеглова И.А. Роль гендерных стереотипов в отсеве студентов инженерно-технического профиля //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 2. С. 273—292. 12. Маркина Н.В., Маковецкая Ю.Г. Образ одарённого ученика в восприятии учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. №1 (26) С.61-66. 13. Наумова Л.М. Базовые социальные стереотипы в педагогическом маркетинге // Высшее образование в России. 2017. №3 С.85-92. Питерова А.Ю., Тетерина Е.А. Социальные стереотипы: особенности формирования и изучения // Наука. Общество. Государство. 2016. №1 (13) С.103-110. 14. Полев Д.М. Эталон, прототип и стереотип как механизмы восприятия человека человеком // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2019. №18 (151) С.19-25. 15. Попова В.О., Балезина Е.А. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. №2 (22) С.88-94. 16. Реан А. А. Психология личности. — СПб.: Питер, 2018. — 288 с. 17. Чаплыгина Ю. С. Педагогические стереотипы как форма коллективного сознания в обучении // Известия Самарского научного центра РАН. 2018. №3-3 С.678-682. 18. Щекотихина И. Н. Стереотип: аспекты и перспективы исследования // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2018. №5 (19) С.69-80. 19. Шишлова, Е. Э. Межкультурная гендерная коммуникация как диалог субкультур // Новая наука : от идеи к результату. 2017. Т. 1, вып. 3. С. 211‒215 20. Шишлова Е. Э. Типология культур в гендерном измерении // Новая наука : проблемы и перспективы. 2017. Т. 2, № 3. С. 198‒201 21. Best, D.L., & Williams, J.E. (1993). A cross-cultural viewpoint. In A.E. Beall & R.J. Sternberg (Eds.), The psychology of gender, New York: 22.Deux, K. & Taynor, J. (1973). Evaluation of male and female ability: Bias works two ways. Psychological Reports, 32, 261-262
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Актуальные вопросы окончания предварительного расследования
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
Анархическое движение в Индии
Количество страниц:
30
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История нового времени
курсовая работа
«Рельеф шельфовых зон»
Количество страниц:
10
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2022
Предмет:
География
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image