Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование метода проблемных ситуаций как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 6 1.1. Состояние проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде 6 1.2. Особенности организации работы художественно-эстетического развития, с детьми старшего дошкольного возраста 12 1.3. Педагогическое применение метода проблемных ситуаций как средство развития интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде 27 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа применения метода проблемных ситуаций как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 2.1 Определение уровня сформированности художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста 32 2.2. Экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по использованию проблемных ситуаций 36 2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста посредством метода проблемных ситуаций 40 Заключение Список источников информации Приложение 1 44 48

МЕТОД ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
84% уникальность
2022 год
56 просмотров
Смирнов А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование метода проблемных ситуаций как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 6 1.1. Состояние проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде 6 1.2. Особенности организации работы художественно-эстетического развития, с детьми старшего дошкольного возраста 12 1.3. Педагогическое применение метода проблемных ситуаций как средство развития интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде 27 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа применения метода проблемных ситуаций как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 2.1 Определение уровня сформированности художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста 32 2.2. Экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по использованию проблемных ситуаций 36 2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста посредством метода проблемных ситуаций 40 Заключение Список источников информации Приложение 1 44 48
Читать дальше
Современный человек живет в условиях, активно стимулирующих потребление жизненных благ, по большей части материальных. К сожалению, именно дети, в силу занятости их родителей и развитой сферы услуг и развлечений, больше всего подвержены этому разрушающему влиянию. Именно поэтому в последнее время особенно увеличился интерес к вопросам теории и практики эстетического воспитания, как немаловажному средству развития взаимоотношения личности к действительности. Дошкольный возраст – самый важный этап развития и воспитания личности. Происходит приобщение ребенка к освоению окружающего общества, период его первоначальной социализации вне семьи. Именно в данном возрасте начинается активизация самостоятельности мышления, развивается не только познавательный интерес детей, любознательность, но и умение отличать красивое от некрасивого, как в произведениях искусства, так и в окружающей реальности. Старший дошкольный возраст выделяется на этом фоне становлением самостоятельности суждений, попытками интериоризировать социальный опыт и выработать собственное отношение к красоте или безобразности вещей, людей, видов деятельности. Эстетическое воспитание дошкольников с применением метода проблемах ситуаций – является одним из важнейших средств формирования отношения ребёнка к действительности, средством его высоконравственного и интеллектуального обучения, и в окончательном результате средством развития духовно богатой и многосторонне сформированной личности [27]. Актуальность проблемы эстетического воспитания дошкольников подтверждается введенным Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нового поколения. Интегрированный подход воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации позволяет воспитывать в ребенке умение видеть прекрасное в окружающей действительности, трудолюбие, сознательное отношение к учению, стремление к созидательной деятельности.


Поможем написать диссертацию на заказ в Омске Просто заполните форму на сайте Work5.


Впоследствии это становится жизненной позицией взрослого человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости. Анализ литературы показал, что проблема эстетического воспитания нашла отражение в исследованиях многих ученых. Работы Ю.Б. Алиева, Ю.Б. Борева, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, В.Н. Шацкой посвящены общим вопросам эстетического воспитания, исследованию его понятийно-терминологического аппарата, установлению его сути и задач эстетического воспитания [59]. Вопросами эстетического воспитания детей, занимались многие специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер, В. Шмидт) и деятели общей психологии, педагогики (Е. Архин, П. Блонский, К. Корнилов, С. Шацкий). Несмотря на активный интерес и наличие богатого опыта в реализации эстетического воспитания дошкольников, методические вопросы эстетического воспитания недостаточно разработаны и внедрены в практику ДОО. В настоящее время имеет место противоречие между необходимостью эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методических материалов для педагогов, реализующий этот вид деятельности. Проблема исследования и тема: каковы необходимые условия для применения метода проблемных ситуаций при развитии художественно-эстетического. Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проблемных ситуаций Предмет исследования: содержание эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проблемных ситуаций. Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проблемных. Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации возможно с использованием метода проблемных ситуаций, если будет разработан комплекс мероприятий, включающий различные виды деятельности (музыкальная деятельность, художественное творчество, праздники и развлечения), нацеленные на когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты. Задачи исследования: 1 Изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста. 2 Определить понятие, формы, методы эстетического воспитания. 3 Проанализировать актуальность внедрения метода проблемных ситуаций. 4 Определить уровень эстетической воспитанности старших дошкольников. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовалась совокупность следующих методов исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (тестирование, анализ продуктов 6 деятельности, наблюдение). Методы исследования: - методы теоретического исследования: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование. - методы эмпирического исследования: изучение источников информации, изучение результатов деятельности испытуемых, анализ понятийно-терминологической системы, диагностические методы и методики, метод формирующего эксперимента. Практическая значимость исследования обусловлена: внедрением в образовательный процесс ДОО педагогических условий по развитию художественно-эстетического у детей старшего дошкольного возраста и их возможностью использования в практике работы педагогов в ДОО. Элементы новизны исследования: - заключаются в систематизации методов, приемов формирования эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ с использованием метода проблемных ситуаций; - заключается в том, что будет подобран диагностический инструментарий эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Значимость данной работы определена тем, что разработанное методическое обеспечение по формированию эстетического воспитания детей может быть использовано педагогами дошкольных образовательных организаций, в процессе организации непрерывной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка, самостоятельной деятельности детей. База исследования:«Детский сад общеразвивающего вида » Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
В последнее время актуально проблема теории и практики художественно–эстетического воспитании детей в дошкольной образовательной организации. В аспекте анализа психолого–педагогической характеристики детей старшего дошкольного возраста было выявлено формирование адекватной самооценки, умение видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия. Следование положительным образцам и сознательное усвоения норм поведения, имеет огромное значение для развития личности ребенка. Отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Старший дошкольник для свободного общения между ровесниками владеет необходимым словарным запасом, на основе круга интересов происходит дальнейшее расширение, представлений и рост словаря. В этом возрасте развиваются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно практическая, навыки самообслуживания, труд в природе и др. Рассмотрение понятия «художественно–эстетическое воспитание» позволило выделить следующие определения. Итак, художественно–эстетическое воспитание предполагает ознакомление с разными видами искусства, накопление художественно– эстетических представлений и знаний, и художественных образов. Художественно–эстетическое воспитание пробуждает первые шаги к осознанному творческому процессу, воспитывает грамотного зрителя, способного понимать, созерцать и оценивать произведения искусства, видения прекрасного во всех жизненных проявлениях. Художественно–эстетическая воспитанность человека – это органическое единство развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно–эстетической образованности. На основе художественно–эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста были определены компоненты: когнитивный компонент (художественно–эстетические представления и суждения); перцептивный компонент (способности ребёнка к восприятию художественных образов); практический компонент (самостоятельная художественно– творческая деятельность ребёнка) был подобран диагностический инструментарий в контексте исследования. Компоненты художественно‒эстетической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста определялись на основе уровневой системы, как: высокий, средний, низкий. Кроме того, были выделены методы: словесные (объяснение, анализ, пример взрослого, описание), практические (показ, наблюдение, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, творческие задания), формы: беседы, непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, выставки детских работ, театрализованные игры и игры драматизации. Средства: игровая деятельность, эстетика быта, природа, труд, применение проблемного обучения по художественно– эстетическому воспитанию. Суть проблемного обучения в дошкольном учреждении заключается в том, что воспитатель создает познавательную ситуацию и предоставляет детям дошкольного возраста возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей дошкольного возраста, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросы, догадки. В дошкольном возрасте по мере развития любознательности, познавательных процессов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемой их собственной практической деятельностью. Если детей побуждают думать и поощряют их мышление, у них будет желание познавать, узнавать, размышлять. В данной работе был рассмотрен вопрос о роли развитии художественно-эстетического детей старшего дошкольного возраста. Анализ показал достаточно широкую освещенность проблемы развития художественно-эстетического развития в психологических исследованиях, в деятельностном и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить не только важность и значимость проблемных ситуаций в развитии художественно-эстетического детей дошкольного возраста, но и обнаружить достаточную разработанность педагогических условий их развития. В процессе работы была установлена динамика развития сформированности художественно-эстетического у детей старшего дошкольного возраста. У детей, с которыми проводилась целенаправленная и систематическая работа по развитию познавательной деятельности, были выявлены значительные результаты. Дети стали больше заниматься умственной деятельностью, задавать познавательные вопросы - цепочки, при познавательной деятельности дети испытывают положительные эмоции. Воспитанники больше стремятся проникнуть в причинно-следственные связи явлений, стараются выполнить задания самостоятельно, по определенному алгоритму, без подсказок взрослого. Дети стараются выполнять задания до конца, при необходимости могут вернуться и закончить деятельность. У них развиты внимание, наблюдательность, познавательные интересы, обогатились знания об окружающем мире, развита связная речь. Дети научились анализировать, сравнивать предметы, обобщать. Делать простейшие умозаключения, выводы. У большего количества детей группы улучшились показатели сформированности познавательной деятельности. Итоги работы послужили основанием для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что будет ли постоянное и систематическое использование проблемных ситуаций способствовать развитию художественно-эстетического у детей дошкольного возраста, при соблюдении нескольких условий: - если проблемные ситуации будут подбираться в соответствии с программным материалом; - если будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста; - если проблемные ситуации будут использоваться постоянно и систематически. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-деятельностный характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком дошкольного возраста в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Всё это способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, так как развитие творческого потенциала ребёнка может осуществляться в познавательной деятельности, специально организуемой педагогом.
Читать дальше
. Азаров, Ю. П. Искусство воспитывать : кн. для учителя / Ю. П. Азаров. – М. : Просвещение, 1985. – 448 с. 2. Алексахин, Н. Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству / Н. Н. Алексахин // Дошкольное радостью воспитание. – 1998. – № 3. – С. 23-27. 3. Алексеевская, Н. А. Карандашик озорной : популяр. пособие для родителей, гувернеров и воспитателей / Н. А. Алексеевская. - М. : Лист, 1999. – 144 с. 4. Аркин Е. А. Родителям о воспитании [Электронный ресурс] / Е. А. Аркин. – URL : http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/- st064.shtml (дата обращения: 22.05.2017). 5. Аюева, И. А. Воспитывай личность / И. А. Аюева //Дошкольное умени воспитание. – 2002. – № 2. – С. 8-17. 6. Безуглая, Т. И. Система комплексной оценки психосоциальных характеристик дошкольника / Т. И. Безуглая. – Калининград : [б. и.], 2008. – 93 с. 62 7. Березина, В. Г. Детство творческой личности / В. Г Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. – СПб. : Изд-во Буковского, 2000. – 60 с. 8. Богат, В. Развивать творческое мышление : ТРИЗ в дет. саду / В. Богат, В. Нюкалов // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 1, – С. 17-19. 9. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М. : Акад.проект, 2005. – 240 с. 10. Борев, Ю. Б. Эстетика : учеб. для вузов. / Ю. Б. Бореев. – М. : Высш. шк., 2002. – 511 с. 11. Бочарова, Н. Е. Как приобщить детей к искусству / Н. Е. Бочарова // Дошкольное социальных образование. – 2002. – № 11. – С. 23-35. 12. Ванюшкина Л. Мир открываем заново : программа для дошкол. образоват. учреждений / Л. Ванюшкина // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 5. – С. 28-36. 13. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества / Н. Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 11. – С. 32-38. 14. Венгер, А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста : для школ. психологов / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – Томск : Пеленг, 1993. – 69 с. 15. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество / Н. Е. Веракса // Вопросы личностм психологии. – 1990. – № 4. – С. 5-9. 16. Ветрова, Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности / Т. Н. Ветрова. – Набережные Челны : [б. и.]. 2007. – 80 с. 17. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж : Учитель, 2004. – 131 с. 18. Воробьева, Д. И. Гармония развития : интегрирован. программа интеллектуал., худож. и творчес. развития личности дошкольника / Д. И. Воробьева. – СПб. : Детство-Пресс, 1995. – 219 с. 19. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 96 с. 20. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2008. – 671 с. 21. Галанов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. – М. : Сфера, 1999. – 80 с. 22. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2000. – 344 с. 23. Детство : программа волей развития и владени воспитания детей в дет. наиболе саду / В. И. Логинова [и др.] ; под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб, : Детство-Пресс, 2015. – 389 с. 24. Джидарьян, И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. – М. : Наука, 1986. – 191 с. 25. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с. 26. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для пед. ин-тов : в 2 т. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – Ч. 1 : Содержание коммунистического воспитания в детском саду. – 256 с. 27. Дошкольник: обучение и развитие : воспитателям и родителям / В. Н. Белкина [и др.]. – Ярославль : Акад. развития, 2001. – 255 с. 28. Дронова, О. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте / О. Дронова // Дошкольное воспитание. – 1996 . – № 6 . – С. 98-101. 29. Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству : обучение дошкольников технике аппликации и коллажа / Н. В. Дубровская. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 225 с. 30. Жданова, Т. В. Художественно-эстетическое развитие детей / Т. В. Жданова // Ребенок в детском свои саду. – 2002. – № 2. – С. 62-75. 31. Золочевский, С. А. Какого цвета мир? : программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет : пособие для воспитателей и учителей нач. классов / С. А. Золочевский. – М. : Аспект-пресс, 1994. – 158 с. 32. Из детства – в отрочество : программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т. Н. Доронова [и др.]. – М. : Просвещение, 2002. – 143 с. 33. Изобразительная деятельность. Младшие и средняя группы : разраб. занятий / сост. Н. Ф. Штейнле. – Волгоград : Корифей, 2006. – 128 с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Влияние средств массовой информации на личностное развитие подростков»
Количество страниц:
27
Оригинальность:
50%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Социальная психология
курсовая работа
Продвижение fashion брендов в медиа
Количество страниц:
23
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Брендинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image