ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 4
1.1 Психолого-педагогические характеристики старшего подросткового возраста 4
1.2 Профориентация. Понятие и характеристики 17
1.3 Методы и формы профориентации 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Читать дальше
Основными функциями педагога-психолога в решении проблемы профориентации могут быть: диагностическая; организационная; информационно-просветительская; мотивационная; профилактическая; воспитательная; коммуникативная. Педагогические воздействия на становление профессионального самосознания протекают в виде отдельных мероприятий, которые в идеале должны объединяться в комплексы профориентационных воздействий – в систему профориентационных мероприятий, объединенных единой стержневой идеей и направленную на воспитание у старших подростков интереса к конкретной профессии. При этом следует учитывать, что повышение уровня профессионального самосознания на данном возрастном этапе не может быть достигнуто только через беседы, лекции, диспуты и другие вербальные средства. Обязательным должен быть общественно-полезный и профессионально значимый производственный труд. психолого-педагогическое сопровождение предполагает также взаимодействие педагога-психолога с семьей или замещающим окружением подростка. Как правило, подростки в трудной жизненной ситуации, находятся в учреждениях социальной реабилитации. И очень важно в условиях центра помочь подростку с выбором профессии. Для начала следует обозначить, что вообще понимается под взаимодействием. Это не просто общие разговоры, а реальное решение конкретных задач.
Результат деятельности педагога здесь – состояние готовности подрастающего человека к сознательному, самостоятельному обдумыванию (и сейчас, и в дальнейшем) своего профессионального будущего в соответствии с важнейшими общечеловеческими ценностными представлениями и социальными нормами.
Читать дальше
1. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. – М.: Педагогика, 1981. – 312 с.
2. Возрастная и педагогическая психология. 2 - е изд. / под ред. А. В. Петровского. – Москва ; Просвещение, 1979. – 447 с.
3. Воробьёв Г.Г. Человек – человек. – М.: Мол. Гвардия, 1983. – 300с.
4. Зеер, Э. Ф. Профориентология: теория и практика [Текст] : учеб. пособие для высшей школы / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. – М. : Академический Проект, 2004. – 192 с.
5. Климов Е.А. Памятка профконсультанту. – Л.: ВНИИ, 1969. – С.60.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М.: МарТ, 2005. – 448с.
7. Крушельницкая, О. Б. Подросток в системе референтных отношений: учебное пособие / О. Б. Крушельницкая. – Москва ; НОУ ВПО Московский психолого - социальный институт, 2008. - 208 с.
8. Мухина В.С.: Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. с. Мухина. 10е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
9. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. – М.: Медицина, 1970. – 350с.
10. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 228с.
11. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников / С. Н. Чистякова. – М. : Академия, 2007. – 128 с.
12. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – Тюмень: изд.ТГУ, 1980. – 256с.
Составные части изданий
Статьи из журналов:
13. Антропова М.А. Подростковый возраст и его особенности // Актуальные научные исследования и разработки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. 2017. С. 376-380.
14. Горячева Т. Г, Седова Е. О. Особенности становления саморегуляции у младших школьников // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2018. № 4(18). С. 88-95.
15. Долгалёва Е.А., Смолякова Я.В. Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения школьников раннего подросткового возраста // Академическая публицистика. 2021. № 4. С. 683-686.
16. Донина И.А., Хачатурова К.Р. Основные стратегии педагогического взаимодействия и воспитания детей подросткового возраста // Педагогический вестник. 2019. № 11. С. 25-28.
17. Кирейчева Ю.М. Педагогическая технология как способ формирования профессиональных умений будущего педагога// Проблемы профессионального образования молодёжи: Межрегиональный сборник научных трудов. – Саранск-Пенза, 2002-2003. – С. 47-50.
18. Кулакова, А. Б. Психологический аспект мотивации учебной деятельности обучающихся в образовательном процесс / // Проблемы и перспективы современной науки: сб. материалов I Междунар. науч. конф., 2014. – C. 113–117.
19. Королева, И. А. Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы со школьниками // Проблемы развития территории. – 2013. – № 3 (65). – С. 83–92.
20. Королева А.Ф., Королева Н.С. Социально - психологические особенности подросткового возраста // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С. 76-78.
21. Моисеенко С.А. Модель профориентационной работы в сфере дополнительного образования // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. 2018. С. 279-284.
22. Миронович Л.М., Янкив К.Ф. Проблемы профориентации средней и высшей школы // Образование. Наука. Карьера. Сборник научных статей Международной научно-методической конференции. В 2-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 261-263.
23. Несына С.В., Мычко Е.И., Ворновская Н.И. Профессиональное самоопределение школьников: современный контекст // Глобальный научный потенциал. 2020. № 10 (115). С. 25-27.
24. Разумова М.В К вопросу о трактовке понятия "профориентация" // Профессиональное образование и общество. 2014. № 1 (9). С. 51-59.
25. Розонтова, Д. В. Формирование коммуникативных способностей обучающихся в условиях развивающей среды НОЦ ИСЭРТ РАН // Проблемы развития территории. – 2014. – № 5 (73). – С. 69–77.
26. Сеничева, Н. Н. Методическое и информационное сопровождение образовательного процесса на примере ИСЭРТ РАН // Проблемы и перспективы современной науки : сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф., г. Ставрополь, 2014. – С. 57–62.
27. Скажутина И.Д., Алонцева А.И. Особенности эмоциональных состояний в младшем и старшем подростковом возрасте // Научные тенденции: Педагогика и психология. сборник научных трудов по материалам XIV международной научной конференции. Международная Объединенная Академия Наук. 2018. С. 43-47.
28. Соколова Д.В., Сеничева Н.Н. Психологическая готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению // Вопросы территориального развития. 2015. № 5 (25). С. 4.
29. Сорокина И.Р. Профессиональная проба как один из способов организации профориентации в системе дополнительного образования // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 79-84.
30. Тарасов А.А., Ефремова Е.Н. Психофизиологические особенности подросткового возраста // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2022. № 3 (26). С. 83-88.
Читать дальше