Сколько стоит заказать курсовую работу в Тюмени ? Узнайте на Work5.
Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить правильно, без труда пересказывать рассказы и сказки, легко строить развернутые сложные предложения. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка. К сожалению, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития, для которых характерно позднее речевое развитие, ограниченность словаря как пассивного, так и активного, отсутствие фразовой речи, несформированность связной речи, и, как её компонента – монологической речи. Поэтому одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, составление рассказов по картине, заучивание стихотворений, загадок, чистоговорок и скороговорок. Факторы, облегчающие процесс становления связной речи – это наглядность и план высказывания. Образовательный процесс должен быть для детей интересным, занимательным, развивающим, а правильно подобранные технологии должны способствовать совершенствованию речи, эффективно влиять на процесс ее развития. Взяв за основу положения отечественных психологов: Эльконина Л.В. об использовании наглядности, Л. С. Выготского о создании плана высказывания; зная, что основные образные средства, которыми овладевает ребенок в этом возрасте – это сенсорные эталоны, различные символы и знаки, мы применяем в своей работе приемы и методы мнемотехники и убедились в их эффективности. Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием не только развитие речи, но и развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, внимания) и воображения. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку. Объект исследования: развитие лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: мнемоника как средство развития лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Цель исследования: теоретически обосновать и опытно - экспериментальным путем проверить эффективность использования мнемоники в развитии лексики у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Гипотеза исследования: использование мнемоники в развитии лексической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи будет эффективным, если: - организовать предметно-развивающую среду; - разработать цикл занятий и проводить их в определенной системе для развития лексики; Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития лексики у детей младшего школьного возраста; 2. Выявить особенности развития лексики у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи; 3. Провести анализ понятия мнемоника и возможности ее использования в развитии лексики у детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи; 4. Исследовать развитие лексики у детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи; 5. Разработать цикл уроков и проводить их в определенной системе для развития лексики. Методологический аппарат исследования: 1. Р.Е. Левина (системный подход к анализу речевых нарушений); 2. А.А. Залевская (учение о лексиконе как о динамической самоорганизующейся функциональной системе, являющейся результатом психического отражения окружающей действительности); 3. А.Н. Гвоздев, М.Р. Львов (теория развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным речевым развитием); 4. Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова и др. (теория общего недоразвития речи, теоретические основы и методы коррекции речевых дефектов). Методы исследования: 1. теоретические: изучение, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. эмпирические: педагогический эксперимент; методика Р.И Лалаевой, И.В Прищеповой; 3. интерпретационные: количественный и качественный анализ эмпирических данных. Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить, уточнить и систематизировать знания по развитию лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с ТНР. Практическая значимость исследования: представленные в данной работе результаты опытно-экспериментальной работы, могут быть использованы на логопедических уроков с детьми младшего школьного возраста с ТНР. База исследования: МБОУ «ООШ №17». В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 7-8 лет. Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и двух приложений.