?>
Введение………………………………………………………………… 2 Глава I. Теоретические основы развития лексической стороны речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 1.1 Научные подходы к развитию лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста…………………………………………….. 6 1.2 Развитие лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста в онтогенезе……………………………………………………… 9 1.3 Особенности развития лексической стороны речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и методы ее коррекции…………………………………………………………………… 19 1.4 Роль мнемоники в развитии лексической стороны речи, детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи……….. 29 Вывод по 1 главе……………………………………………………….. 35 Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию лексической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи по средствам мнемоники 2.1. Исследование уровня развития лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи ………… 37 2.2. Описание логопедической работы по развитию лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи…………………………………………………………… 41 2.3. Анализ полученных данных……………………………………. 48 Вывод по 2 главе……………………………………………………… 52 Заключение…………………………………………………………… 54 Библиографический список………..……………………………… 56 Приложение 1………………………………………………………… 61 Приложение 2…………………………………………………………. 63

Использование мнемоники в развитии лексической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

курсовая работа
Педагогика
60 страниц
55% уникальность
2022 год
11 просмотров
Щегольков М.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………… 2 Глава I. Теоретические основы развития лексической стороны речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 1.1 Научные подходы к развитию лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста…………………………………………….. 6 1.2 Развитие лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста в онтогенезе……………………………………………………… 9 1.3 Особенности развития лексической стороны речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и методы ее коррекции…………………………………………………………………… 19 1.4 Роль мнемоники в развитии лексической стороны речи, детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи……….. 29 Вывод по 1 главе……………………………………………………….. 35 Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию лексической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи по средствам мнемоники 2.1. Исследование уровня развития лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи ………… 37 2.2. Описание логопедической работы по развитию лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи…………………………………………………………… 41 2.3. Анализ полученных данных……………………………………. 48 Вывод по 2 главе……………………………………………………… 52 Заключение…………………………………………………………… 54 Библиографический список………..……………………………… 56 Приложение 1………………………………………………………… 61 Приложение 2…………………………………………………………. 63
Читать дальше
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий.


Сколько стоит заказать курсовую работу в Тюмени ? Узнайте на Work5.


Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить правильно, без труда пересказывать рассказы и сказки, легко строить развернутые сложные предложения. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка. К сожалению, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития, для которых характерно позднее речевое развитие, ограниченность словаря как пассивного, так и активного, отсутствие фразовой речи, несформированность связной речи, и, как её компонента – монологической речи. Поэтому одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, составление рассказов по картине, заучивание стихотворений, загадок, чистоговорок и скороговорок. Факторы, облегчающие процесс становления связной речи – это наглядность и план высказывания. Образовательный процесс должен быть для детей интересным, занимательным, развивающим, а правильно подобранные технологии должны способствовать совершенствованию речи, эффективно влиять на процесс ее развития. Взяв за основу положения отечественных психологов: Эльконина Л.В. об использовании наглядности, Л. С. Выготского о создании плана высказывания; зная, что основные образные средства, которыми овладевает ребенок в этом возрасте – это сенсорные эталоны, различные символы и знаки, мы применяем в своей работе приемы и методы мнемотехники и убедились в их эффективности. Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием не только развитие речи, но и развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, внимания) и воображения. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку. Объект исследования: развитие лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: мнемоника как средство развития лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Цель исследования: теоретически обосновать и опытно - экспериментальным путем проверить эффективность использования мнемоники в развитии лексики у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Гипотеза исследования: использование мнемоники в развитии лексической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи будет эффективным, если: - организовать предметно-развивающую среду; - разработать цикл занятий и проводить их в определенной системе для развития лексики; Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития лексики у детей младшего школьного возраста; 2. Выявить особенности развития лексики у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи; 3. Провести анализ понятия мнемоника и возможности ее использования в развитии лексики у детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи; 4. Исследовать развитие лексики у детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи; 5. Разработать цикл уроков и проводить их в определенной системе для развития лексики. Методологический аппарат исследования: 1. Р.Е. Левина (системный подход к анализу речевых нарушений); 2. А.А. Залевская (учение о лексиконе как о динамической самоорганизующейся функциональной системе, являющейся результатом психического отражения окружающей действительности); 3. А.Н. Гвоздев, М.Р. Львов (теория развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным речевым развитием); 4. Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова и др. (теория общего недоразвития речи, теоретические основы и методы коррекции речевых дефектов). Методы исследования: 1. теоретические: изучение, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. эмпирические: педагогический эксперимент; методика Р.И Лалаевой, И.В Прищеповой; 3. интерпретационные: количественный и качественный анализ эмпирических данных. Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить, уточнить и систематизировать знания по развитию лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с ТНР. Практическая значимость исследования: представленные в данной работе результаты опытно-экспериментальной работы, могут быть использованы на логопедических уроков с детьми младшего школьного возраста с ТНР. База исследования: МБОУ «ООШ №17». В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 7-8 лет. Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и двух приложений.

Читать дальше
Изучение литературы по вопросам оказания логопедической помощи школьникам с ТНР по развитию связной монологической речи, показало, что это проблема остается актуальной и на сегодня. Изучением этой проблемы занимались отечественные специалисты: Воробьева, В.К., Глухов, В.П., Ладыженская, Т. А. и другие. Тяжелое недоразвитие речи (ТНР) – форма патологии у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом при которой, нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Как в норме, так и при патологии развитие речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети постепенно овладевают лексикограмматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и связной монологической речью. Одни компоненты речевой системы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. В работе была рассмотрена методика логопедического обследования уровня связной монологической речи школьников с ТНР. А. Фотековой. Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, удалось выделить специфические нарушения связной монологической речи, характерные для школьников с ТНР: 1. нарушение грамматического оформления фразы; 2. нарушение логическогопостроения текста: нарушение порядка слов в предложении, нарушение порядка предложений в тексте, пропуск слов в предложении, пропуск предложений, добавление предложений; 3. наблюдается поиск слов или неточное их употребление, а также длительные паузы или «заменители» пауз; 4. характерна повторяемость одних и тех же лексических средств, синтаксических конструкций, лексических повторов; 5. употребление в своей речи простых нераспространенных предложений. По результатам обследования были разработаны перспективные планы на каждого обучающегося, а также общий календарно ˗ тематический план. В работе также была рассмотрена методика коррекционной работы по развитию связной монологической речи у школьников с ТНР средствами мнемотехники. В ходе реализации работы по развитию связной монологической речи с помощью приема мнемотехника удалось провести (из 46) 36 подгрупповых занятий, реализовать 6 из 8 запланированных направлений по развитию связной монологической речи. После окончания было проведено контрольное исследование уровня связной монологической речи у школьников с ТНР, которое выявило положительный эффект проведенной работы. Удалось выявить эффективность приема мнемотехника, так как по результатам контрольного исследования уровень связной монологической речи у большинства обучающихся улучшился. Благодаря мнемотаблицам обучающимся удавалось лучше понимать сюжет текста, устранить при составлении текста ошибки, связанные с логическим построением текста, а также – установить причинно-следственные связи, удалось предотвращать однообразное использование слов в конкретном тексте, а также ‒ избежать неточности в значении слов; удалось детям сохранять внимание во время составления текста.
Читать дальше
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. 2. Выготский Л. С. 1956. С. 168. 3. Дудников А.В. Современный русский язык: Учебник для филологических специальностей вузов союзных и авт. респ. - М.,1990. 4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с. 5. Зикеев А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия", 2002.- 176 с. 6. Кобзарева Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения: [Практ. пособие] / Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. - Воронеж: Учитель,2001. - 80 с. - (Педагогика нового времени). 7. Лурия А. Р. Язык и сознание. — М., 1979. 8. Львов М. Р. и др. Методика обучения русскому языку в начлаьных классах: учебное пособие для студентов пею ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика им етодика нач. обучения» / М. Р. Львлв, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М., 1987. 9. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. №2101 «Рус.яз. и лит.» - М., 1988. 10. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М..: Просвещение, 1992. – 95 с. 11. Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. Ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 53 с. 12. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1967. 13. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М., 2004. 14. Русский язык. Справочные материалы. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 1987.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Маркетинговый анализ деятельности компании ХХХ и исследование рынка ее товаров
Количество страниц:
30
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
реферат
Цели, задачи и функции инновационного менеджмента. Инновационная направленность управления как конкурентное преимущество организации»
Количество страниц:
12
Оригинальность:
42%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Инновационный менеджмент
курсовая работа
Современные проблемы совершенствования системы государственного управления в сфере дошкольного образования
Количество страниц:
30
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image