Таким образом, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
На рубеже XIX–XX вв. отечественным предпринимателям принадлежала влиятельная и ответственная роль в поддержании социально-экономической стабильности Российской империи. Они должны были обладать разносторонними практическими знаниями и такими личными качествами, как предприимчивость, работоспособность, здравомыслие, дисциплинированность и твердость характера. Молодые люди, прежде всего, выходцы из купеческого сословия, дети предпринимателей, потомственных почетных граждан ощущали потребность в новейших коммерческих знаниях, которые им предоставляли специализированные учебные заведения. На рубеж XIX–XX веков пришелся рассвет отечественной коммерческой школы. Были созданы четыре типа специальных коммерческих общественных и частных учебных заведений. Коммерческие училища, торговые школы, торговые классы и курсы коммерческих знаний были открыты отдельно для мужчин и женщин. В коммерческой школе появился первый успешный опыт совместного обучения мальчиков и девочек (в частном коммерческом училище Н. М. Глаголевой). Кроме того, коммерческие учебные заведения стали первыми в России профессиональными учебными заведениями, распахнувшими свои двери для женщин. Выпускницы женских коммерческих учебных заведений с 1900 года (раньше, чем мужчины) получили право поступления в высшие учебные заведения наряду с окончившими курс женских гимназий ведомства императрицы Марии. История женского коммерческого образования – проблема перспективная, обладает историографическим заделом, большим количеством опубликованных источников (уставы различных коммерческих учебных заведений, «Материалы по коммерческому образованию», «Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности», «Труды съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России») и архивных материалов, сосредоточенных, в частности, в Санкт-Петербургском государственном историческом архиве.
В Петербурге, например, к тому времени уже несколько десятилетий существовало Александринское женское коммерческое училище. Положением вводились 4 разряда учебных заведений: торговые классы, торговые школы, коммерческие училища и курсы коммерческих знаний. Они находились в ведении Министерства финансов по департаменту торговли и промышленности. Во всех учебных заведениях разрешались приготовительные классы. В коммерческих училищах в преподавании делался акцент на коммерческое образование. Каждое открывавшееся коммерческое учебное заведение обязано было иметь собственный устав. Содержались коммерческие школы на средства земств, городов, сословных организаций и местных обществ, а также на пожертвования и редко на пособие от казны. Доход их планировался из платы за обучение, пожертвований и процентов с принадлежавших капиталов. Заведование возлагалось на Попечительный совет, состоявший из председателя, директора учебного заведения, и членов совета. Штатные преподаватели определялись согласно уставным документам; назначались те из них, кто соответствовал ведомственным разрядам (Министерства народного просвещения, Военного министерства и ведомств учреждений императрицы Марии), и проходил должные испытания. Штатные преподаватели специальных предметов определялись из числа тех лиц, кто имел свидетельства на право преподавания этих предметов. Необходимые аттестаты выдавались департаментом торговли и мануфактуры после сдачи дополнительного испытания и непосредственной подготовки в учебном заведении.
Каждое учебное заведение составляло собственный устав, который был разделен на ряд разделов (общую часть, об учащихся, правах служащих и средствах школ). Кроме того, деятельность коммерческих учебных заведений регулировалась множеством подзаконодательных актов (правилами, инструкциями, циркулярами учебного отдела Министерства финансов, позже – Министерства торговли и промышленности, попечителей учебных округов, Петербургской контрольной палатой и др.). По Положению о коммерческих учебных заведениях 1896 года коммерческие училища и торговые классы, в том числе для женщин, предлагали длительный срок и сложную программу обучения для создания резерва специалистов на ближайшую перспективу, поэтому в них принимались дети и подростки. Торговые классы и курсы коммерческих знаний имели более короткие сроки обучения и упрощенную программу, были призваны удовлетворять текущие потребности экономики в коммерческих кадрах. Они давали минимальные профессиональные знания подросткам и взрослым людям, уже занятым в коммерческой сфере. Коммерческие учебные заведения с 1904 года перешли под надзор Учебного отдела Министерства торговли и промышленности. Государство отказалось от бюджетного финансирования создававшихся учебных заведений, оставив за собой контролирующие функции. Содержались они по-прежнему на средства городских обществ, земств, частных лиц и лишь в редких случаях могли рассчитывать на финансовую поддержку государственного казначейства. Финансирование коммерческой школы было смешанным.
Наиболее известными жертвователями коммерческого образования были как те, кто осознавал необходимость его широкомасштабного развития, так и те, кто стремились увековечить собственное имя (А. Г. Елисеев, Э. Л. Нобель, Н. Ф. Солодов, П. С. Елисеев, Н. А. Терещенко и др.). В 1896 году в Российской империи насчитывалось 8 коммерческих учебных заведений с 2500 учащихся; из них в Петербурге действовали 414. По Положению о коммерческих учебных заведениях 1896 г. (п. 61,63–64) женские курсы могли возглавлять женщины, преподавали на них также женщины, имевшие аттестаты об окончании VIII (педагогического) класса женских институтов и гимназий. Подавляющее число преподавательниц коммерческой школы окончили Петербургские частные женские гимназии (М. А. Лохвицкой-Скалон, Э. П. Шаффе, В. Н. Хитрово и др.), ведомственные гимназии и Петербургские высшие женские курсы. Ежегодное число выпускниц в конце XIX века в тех учебных заведениях не превышало 30 человек.
Так, в общественных торговых классах Петербургского общества коммерческого образования преподавались Закон Божий, русский язык, арифметика с коммерческими вычислениями, бухгалтерия с торговой корреспонденцией и другие предметы, которые учащиеся выбирали по собственному усмотрению. Курс каждого предмета продолжался не более двух лет. Обучение было рассчитано на один и на три года, но с разрешения Министра финансов могло было быть продлено на один год.
Ступенью выше были курсы коммерческих знаний, которые делились на коммерческие, конторские, бухгалтерские и курсы различных предметов коммерческой специальности. Обучение на них проходили от нескольких месяцев до одного года крестьянки и мещанки, получившие среднее образование. Основу программы преподавания составляли: бухгалтерия с коммерческой корреспонденцией, коммерческая арифметика, политическая экономия, законоведение и коммерческая география, а также специальные предметы, вводившиеся с разрешения министра финансов. Среди необязательных предметов были иностранные языки (немецкий, французский, английский), нотное дело, книжное дело и др.
В коммерческих училищах преподавались Закон Божий, русский язык и словесность, два новых языка, история, география, математика, естественная история, физика, коммерческая арифметика, бухгалтерия, коммерческая корреспонденция, политическая экономия, законоведение, химия и товароведение с технологией, коммерческая география, каллиграфия, рисование и гимнастика, а также в качестве необязательных предметов черчение, стенография, пение, музыка, танцы и иностранные языки.
В структуре коммерческих училищ была строгая иерархия, которая видна из анализа рода занятий родителей, платы за обучение и бюджетов школ.
Таким образом, становится ясно, что коммерческие училища были не доступны для большинства людей, занятых торгово-ремесленной деятельностью; большинство учащихся были детьми торгово-промышленных служащих и предпринимателей. Популярность коммерческих учебных заведений всех типов быстро росла. В младших классах коммерческих училищ на дом не задавали домашних заданий, основная работа проходи ла в классах, система отметок была заменена «индивидуальными листками», экзамены – репетициями, отменялась система наказаний, поощрялись совместные образовательные экскурсии и прогулки учителей и учеников. В старших классах коммерческих училищ на занятиях преподаватели стремились «удовлетворять современным требованиям русской жизни, предоставляя возможность получить практическую подготовку к коммерческой и юридической деятельности, знакомя не только с разнообразными бухгалтерскими работами, необходимыми для службы в торгово-промышленных и финансовых учреждениях, но и с русским законодательством и притом настолько, чтобы окончившие могли заключать обязательства, составлять всякого рода акты, знать судебные обрядности и др.». Педагоги готовили слушателей к преподавательской деятельности в коммерческих учебных заведениях, оказывали содействие всем желающим в изучении коммерческих наук в целях самообразования.
В Санкт-Петербурге на рубеже XIX–XX веков в условиях развития капиталистических отношений женская коммерческая школа имела устойчивую тенденцию к росту. В структуре коммерческих учебных заведений наблюдалась строгая иерархия, отслеживавшаяся по роду занятий родителей, плате за обучение и бюджетам учебных заведений. Большинство горожан, занятых в торгово-ремесленной сфере, могли рассчитывать на получение лишь элементарных коммерческих знаний.