С точки зрения научного сообщества «идеальная» Конституция государства представляет собой документ, в котором отражены «высшие ценности», то есть тот идеал, к которому государство должно стремиться в своем развитии.
Однако в представленном законопроекте по изменению действующей Конституции не были закреплены хоть какие-либо «высшие ценности», при этом указанные в статье 2 действующей Конституции утверждение, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» носят явно декларативный характер и резко диссонируют с правоприменительной практикой и правовой политикой государства.
Кроме этого, в представленном проекте отсутствуют нормы по закреплению принципов единой системы публичной власти», а также выстраивание эффективного взаимодействия государственных и муниципальных органов, расширение и укрепление полномочий и реальной «возможности местного самоуправления.
Обоснованием для данного вывода является то, что в указанный проект по изменению Конституции России не были внесены поправки:
Во-первых, о «высшие ценности» российского общества, о которых было упомянуто выше и, которые направлены на сплочение общества, установления необходимого правового баланса между интересами общества, государства и отдельного гражданина, а также для определения «общественного идеала». Здесь под «общественным идеалом» подразумевается такое качественное изменения состояния общественной жизни, к которому стремятся все члены российского общества.
Во-вторых, об улучшении экономического благосостояния российского народа и экономической независимости страны, например, от иностранных поставок товаров, либо о взятии курса страны на индустриализацию. Здесь под индустриализацией подразумевается строительство государственных предприятий, либо предприятий, основанных на частно-государственном партнерстве с российским бизнесом, обеспечением граждан страны рабочими местами и возможностью для реализации их права на труд.
В-третьих, о персональной юридической ответственности должностных лиц государства, например, за неэффективное расходование бюджетных денежных средств, например, их полную материальную ответственность.
В-четвертых, об изменении законодательства о недрах и природных ресурсах, например, на запрет их передачи иностранным компаниям, либо по ограничению их использования частными лицами.
В-пятых, о социальных гарантиях для граждан страны, которые могли бы качественно изменить жизнь российского народа, порождаю у каждого человека и гражданина уверенность в своем будущем и своих детей.
Таким образом, данную конституционную реформу можно рассматривать как конституциональную, то есть реформу по изменению границ действия государственной власти для отдельных должностных лиц и властных органов.
Кроме этого, в ходе данной конституционной реформе, во-первых, может поменяться правовой статус самого Президента государства, снижающего уровень его ответственности и усиление его правовых позиций в сторону централизации властных полномочий, во-вторых, получит правовое закрепление новый институт государственной власти - Государственный Совет Российской Федерации.
Один из многих, безусловно, положительных примеров Закона о поправке 2020 г. — расширение перечня актов, которые граждане могут обжаловать в Конституционный Суд России, внедрение предварительного нормоконтроля.
Предварительный конституционный контроль обладает рядом достоинств, ведь его целью является обеспечение устранения конституционных нарушений в превентивном порядке, до вступления в юридическую силу соответствующего акта; обеспечение стабильности действующего нормативного правового регулирования; избежание отмены нормативных правовых актов и пересмотра принятых во исполнение неконституционной нормы решений.
Простого решения в доктринальном обосновании конституционных новелл как в научной плоскости, так и в процессе разработки и законодательного закрепления механизмов реализации, в судебной практике, не предвидится. Научные дискуссии по вопросу реализации предлагаемых конституционных новелл, разработанные научным сообществом модели, совместное их инкорпорирование в правовую действительность органами власти и институтами гражданского общества, каждым гражданином России, без сомнения послужат на благо нашей страны.
В связи с существенной спецификой предмета исследования, в мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание конституции, ее сущность и подходах к классификации. Вместе с тем для нее характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию.
Безусловно, конституционные преобразования не ограничиваются процедурными аспектами — они включают в себя переосмысление, законодательное приведение правовой системы в соответствие с конституционными изменениями и новеллами, в последующем их внедрение предстоит не только в правоприменение, но и в правосознание.
Российское государство гарантирует каждому свободу совести и свободу вероисповедания. Гарантируются, свобода мысли и слова, свобода массовой информации. В Российской Федерации запрещается цензура. Каждый имеет право законным способом распространять информацию.
В современной политической науке преобладает партиципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного, независимого от общества индивида. Проблема прав человека в этом подходе усматривается не только и не столько в ограждении индивида от государственного вмешательства, а в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и развития личности.