В результате выполненной работы следует вывод о том, что Подъем гражданского общества в Южной Корее был тесно связан с процессом демократизации. Она возникла в зачаточной форме в процессе продемократических движений в 1970-х и 1980-х годах и начала быстро расширяться в более институционализированной и организованной форме после демократического перехода в 1987 году. Таким образом, южнокорейский случай подтверждает широко распространенное утверждение о том, что гражданское общество является важным элементом в инициировании и завершении процесса демократизации во всех новых демократиях
Южнокорейский случай согласуется с его предложением Однако требуется тщательный анализ, чтобы определить, совпадает ли гражданское общество, о котором мы говорим сегодня в Южной Корее, с идеальным типом гражданского общества, заимствованным из западноевропейского опыта, и в какой степени. как указывалось ранее, гражданское общество, появившееся в Южной Корее в период, предшествовавший демократизации, не состояло из автономных ассоциаций и гражданской активности, которые были связаны законами, а вместо этого основывалось главным образом на сетях диссидентских организаций и кругов демократического движения, которые существовали вне правовых рамок. Если гражданское общество определяется как автономные ассоциации, которые действуют в рамках, установленных законами, как это чаще всего делается в литературе, возможно, можно сказать, что до демократического перехода в Южной Корее гражданского общества не было. Ибо большинство общественных организаций, существовавших до 1987 года, были либо вне правовых рамок (чаейд), либо контролировались правительством (ен). Множество гражданских организаций, возникших в результате демократического перехода Южной Кореи, более точно соответствуют устоявшемуся определению гражданского общества с точки зрения их автономии от государства, добровольного участия и законных действий. В то время как предыдущая форма организаций гражданского общества была сформирована интеллигенцией-диссидентом, студентами и активистами профсоюзов, гражданская деятельность постпереходного типа была организована преимущественно гражданами среднего класса.
Все еще остается нерешенным вопрос о том, действительно ли цветущее гражданское движение в Южной Корее представляет собой гражданское общество в полном смысле этого слова. Гражданское общество означает нечто большее, чем автономные организации или групповая деятельность, но подразумевает определенный набор норм и ценностных ориентаций, включая плюрализм, индивидуализм, релятивизм или, в более общем плане, цивилизованность. Вежливость является ключевым нормативным элементом гражданского общества, и основная причина, по которой предполагается, что гражданское общество играет такую важную роль в продвижении демократии и хорошего общества, заключается в этом культурном аспекте гражданского общества.
Таким образом, выносить решения по конкурирующим заявлениям политических деятелей в Южной Корее непросто. В то же время аналитикам следует опасаться рассматривать соперничество между сегодняшними левыми и правыми как простое продолжение жесткой дихотомии, которая характеризовала прогрессивно–консервативное политическое противостояние в более ранние эпохи. Что действительно кажется очевидным, так это то, что активисты на обоих концах политического спектра с недоверием относились к мотивам и поведению своих оппонентов, и что политическая поляризация произошла в среде, в которой институты (включая средства массовой информации, политические партии, Национальное собрание и правовую систему) воспринимались как функционирующие несовершенно.65 Но поляризацию не нужно понимать как синоним популизма, независимо от того, влечет ли последний за собой массовую коррупцию, опустошение демократического процесса, или усилия политических субъектов по свержению и делегитимизации оппонентов и подрыву самого процесса политического противостояния
Сегодня вежливость не только отсутствует во многих мероприятиях гражданских групп в Корее, но и не является широко разделяемой целью приверженности ценностям среди их участников. Вместо того чтобы демонстрировать терпимость, плюрализм или компромисс, гражданские организации Кореи часто занимаются эксклюзивным, бескомпромиссным и максималистским преследованием своих целей. Это может быть связано с конфуцианской культурной традицией или с тем, что они зародились при суровом авторитарном правлении. Или это может быть просто потому, что эти гражданские организации все еще находятся на стадии становления. С ростом зрелости и расширением сетей взаимосвязанных групп вежливость и социальное доверие также могут вырасти и стать доминирующей чертой гражданского общества Кореи.