Введение ....................................................................................................... 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития и воспитания внимания ..................................................................................................................5 1.1. Внимание как психический процесс: определение, виды, свойства....................................................................................................................5 1.2. Исследования особенностей развития внимания в онтогенезе ......13 1.3. Подходы к формированию и воспитанию внимания ......................17 Глава 2. Эмпирическое исследование воспитания произвольного внимания у студентов ......................................................................................... 24 2.1. Особенности организации исследования .......................................24 2.2. Комплекс занятий и упражнений по воспитанию внимания и внимательности у студентов .............................................................................. 28 2.3. Анализ результатов исследования ................................................... 33 Заключение ................................................................................................ 36 Список литературы ................................................................................... 38 Приложение  

Внимание и его воспитание

курсовая работа
Психология
40 страниц
63% уникальность
2022 год
2 просмотров
Казначеева Т.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение ....................................................................................................... 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития и воспитания внимания ..................................................................................................................5 1.1. Внимание как психический процесс: определение, виды, свойства....................................................................................................................5 1.2. Исследования особенностей развития внимания в онтогенезе ......13 1.3. Подходы к формированию и воспитанию внимания ......................17 Глава 2. Эмпирическое исследование воспитания произвольного внимания у студентов ......................................................................................... 24 2.1. Особенности организации исследования .......................................24 2.2. Комплекс занятий и упражнений по воспитанию внимания и внимательности у студентов .............................................................................. 28 2.3. Анализ результатов исследования ................................................... 33 Заключение ................................................................................................ 36 Список литературы ................................................................................... 38 Приложение  
Читать дальше
В настоящее время исследования вопросов психологии внимания приобрели ярко выраженную практическую направленность в педагогике, так как современное обучение остро нуждается в решении проблемы эффективной переработки школьниками и студентами большого объема материала, быстрого и точного оперирования им. Большинство преподавателей затрудняются в целесообразной организации активной познавательной деятельности студентов, и, как следствие, студенты оперируют учебным материалом не в системе, а его отдельными составными частями. В психологии накоплен огромный материал для решения проблемы развития внимания, однако он зачастую не применяется в высшей школе. Педагоги зачастую не уделяют времени на разъяснения студентам тем, связанных с организацией умственной деятельности в целом и развитием, воспитанием внимания, в частности.


Если очень нужно курсовую купить , обратись за помощью к нам.


Поэтому в организации образовательного процесса использование продуктивных педагогических технологий, способов структурирования учебного материала и др. значимо для развития внимания студентов. Одним из принципов концепции формирования компетенций студентов является психологический принцип. Он проявляется в учете психологических механизмов, в формировании личности студентов, развития их психических процессов, в том числе внимания студентов, упрочения сформированных навыков и умений. Для воспитания внимания, как полагал Б.Г. Ананьев особую роль играет сознательное отношение к знаниям, воспитание воли, твердости характера. Также, он отмечал важное значение для сохранения устойчивого внимания некоторых моментов в ходе занятия. К ним относятся: понятность и живость изложения материала, наглядность учения, некоторые упражнения, например, на нахождения ошибок в каком-то интересном для школьника тексте. Целью нашей курсовой работы является теоретический анализ проблемы воспитания внимания и практическое исследование формирования внимания студентов. В соответствие с данной целью были поставлены следующие задачи: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме определения внимания, его развития в онтогенезе и подходам к его воспитанию; 2) провести диагностическое изучение особенностей развития внимания у студентов; 3) подобрать комплекс упражнений, направленных на развитие внимания студентов, систематизировать их в занятия и реализовать на практике; 4) провести повторную диагностику развития внимания студентов и определить эффективность проведенных развивающих занятий. Объект исследования: особенности внимания. Предмет исследования: методы воспитания и развития внимания. Теоретико-методологической основой исследования являются работы по проблеме изучения и воспитания произвольного внимания Дормашева Ю. Б., Романова В. Я., Никифорова Г. С., Гиппенрейтер Ю.Б., Рубинштейна С.Л. Черемошкиной Л.В. и др. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Читать дальше
Сегодня с проблемой внимания в ее практическом плане приходится постоянно сталкиваться многим преподавателям. Об уроке, во время которого все студенты внимательно слушают, записывают материал, активно работают и не отвлекаются, педагогу приходится только мечтать. Рассеянность студентов на занятиях становится все более распространенной проблемой. Внимание является одной из самых значимых предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной, и является важнейшим психологическим условием для её успешной реализации. Проблема внимания и его формирования довольно широко рассматривается в психолого-педагогической литературе. Обучение не может успешно реализовываться без достаточного внимания обучающихся. Внимание является основой успешной познавательной деятельности и принадлежит к числу главных психических процессов, влияющих на успешность любой деятельности. Оно проявляется внутри психических процессов, сопровождает их, характеризует динамику их протекания. Развитие внимания рассматривается специалистами как одна из сторон общего психического развития человека, поэтому так важно знать как воспитывать внимание человека на любом возрастном этапе. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что существует несколько подходов к определению внимания. Согласно первой точке зрения, внимание является стороной или аспектом любой психической деятельности (Гиппенрейтер Ю.Б., Добрынин Н.Ф., Страхов И.В.). Согласно второй точке зрения внимание является самостоятельным процессом (Гальперин П.Я., Дормашев Ю.Б., Романов В.Я.). Развитие внимания в онтогенезе идет по пути его опосредования и формирования произвольности. Существует также большое количество подходов, техник и методов к воспитанию внимания, результативность которых зависит в основном от индивидуальных особенностей человека. В проведенном нами эмпирическом исследовании мы диагностировали такие показатели внимания, как устойчивости и избирательность (с помощью методик «Корректурная проба» и «Тест Мюнстерберга») у студентов. Далее мы проводили комплекс развивающих занятий, основанных на применении игровых методов с целью определения возможностей воспитания внимания в студенческом возрасте. Результаты сравнения диагностических срезов до и после формирующей работы показали, что примерно у трети студентов (у 30% по показателям устойчивости и у 35% по показателям избирательности) показатели внимания улучшились по результатам формирующей работы. Таким образом, в исследовании реализованы поставленные цели и задачи. Однако проблема воспитания внимания в том числе у студентов нуждается в дальнейшем исследовании.
Читать дальше
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий. – М.: Русский язык. Курсы, 2018. – 496 с. 2. Баданина Л. П. Психология познавательных процессов. М.:ФЛИНТА, 2017. – 240 с. 3. Бурайкина М.Н. Формирование внимания в учебной деятельности // Вестник научных конференций. 2018. № 6-1 (34). С. 22-23. 4. Брадецкая И.Г., Соловьева Н.Ю. Задания для самоконтроля как способ активизации внимания студентов в условиях дистанционного обучения // Universum: психология и образование. 2021. № 4 (82). С. 7-9. 5. Вострикова Н.Е., Лунева Д.Ю. Внимание в учебно-воспитательном процессе: пути привлечения, поддержания и развития внимания учащихся // Парадоксы образования XXI века: гуманизация - цифровизация, индивидуализация - индивидуализм? Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Липецк, 2021. С. 160-163. 6. Григорян Э.Г. Психологические особенности организации внимания студентов // Страховские Чтения. 2018. № 26. С. 57-60. 7. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2007. – 376 с. 8. Егорова И.П. Методы управления вниманием студентов на лекции // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Естественные науки и техносферная безопасность. сборник статей. Самара, 2017. С. 36-38. 9. Журавлева Т.Л. Психология развития и возрастная психология. – СПб., 2018. – 252 с. 10. Купцова О.В. Современные российские исследования феномена слепоты по невниманию // Современные инновации, 2017: Материалы научной конференции. М.: Проблемы науки, 2017. С. 78 - 81 11. Немов Р.С. Психология. Кн. 1: Общие основы психологии. 4 – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– 688 с. 12. Никандров В. В. Психология: учебник. – М.: ТК Велби, издательство «Проспект», 2008. – 912 с. 13. Никифоров Г. С. Психология самоконтроля. – М.: Издательско-Торговый Дом “СКИФИЯ”, 2020. – 232 с. 14. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. М., 2000. – 700 с. 15. Психологический практикум по изучению внимания: методические указания для преподавателей / сост. Н. А. Зимина – Н. Новгород: ННГАСУ, 2018 – 53 с. 16. Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Н.И. Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 480 с. 17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.- СПб, 2021. – 705 с. 18. Салаватулина Л.Р. Возрастная психология. – Челябинск, 2021. – 176 с. 19. Семенович A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 232 с. 20. Сухова Н. А. Упражнения, направленные на развитие внимания студентов в процессе формирования поликультурной картины мира // Научное мнение. 2014. № 6. С.238-243 21. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. – М., 2022. – 201 с. 22. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. – М., 2019. – 575 с. 23. Черемошкина Л.В. Теория и методика воспитания: развитие внимания и памяти ребенка. – М., 2020. – 277 с. 
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Система управленческого учета «стандарт-костинг», ее возможности и значение для современного предприятия.
Количество страниц:
35
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Бухгалтерский учет
курсовая работа
Механизмы регулирования туристского рынка
Количество страниц:
35
Оригинальность:
60%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Туризм
курсовая работа
Части речи как семантические универсалии
Количество страниц:
28
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Языкознание
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image