ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………... 7 Сущностная характеристика информационных компетенций младших школьников……………………… 7 Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование информационных компетенций………………………………………………… 20 Возможности метода проектов для формирования информационных компетенций у младших школьников во внеурочной деятельности ………………………… 26 Выводы по главе 1 ………………………………………………………… 30 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНА РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ………….. 31 Исходный уровень сформированности информационных компетенций ……………………………………………….. 31 Эксперимент программы проектов «Хочу все знать!» для учеников 2-го класса……………………… 32 Анализ результатов экспериментальной работы………. 35 Выводы по главе 2…………………………………………………………. 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….. 39 ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………… 46

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
85% уникальность
2022 год
4 просмотров
Щербаков Д.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………... 7 Сущностная характеристика информационных компетенций младших школьников……………………… 7 Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование информационных компетенций………………………………………………… 20 Возможности метода проектов для формирования информационных компетенций у младших школьников во внеурочной деятельности ………………………… 26 Выводы по главе 1 ………………………………………………………… 30 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНА РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ………….. 31 Исходный уровень сформированности информационных компетенций ……………………………………………….. 31 Эксперимент программы проектов «Хочу все знать!» для учеников 2-го класса……………………… 32 Анализ результатов экспериментальной работы………. 35 Выводы по главе 2…………………………………………………………. 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….. 39 ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………… 46
Читать дальше
С самых малых лет дети становятся исследователями, они познают мир, делают свои маленькие открытия. В частности, эти открытия происходят через игровую деятельность, свободный поиск. Когда дети переступают порог школы, они примеряют на себя новую социальную роль ученика, и многие теряют этот навык исследователя, думая, что им стоит «впитывать» только знания и умения, которые преподносят в школе. Главной трудностью, с которой сталкиваются педагоги уже на ступени начального общего образования, становится создание условий для овладения достаточно большим объемом динамично меняющихся знаний конкретной личностью в процессе обучения. Для того чтобы добиться успеха в выделенном аспекте поставленной проблемы, у обучающихся необходимо сформировать определенные умения, связанные с анализом, оценкой, осмыслением получаемой информации, основа формирования которых закладывается в системе начального общего образовании. Современный выпускник школы должен обладать практическими умениями, необходимыми для успешной реализации и адаптации в социуме. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Для решения этой задачи необходимо способствовать развитию у учащихся способности самостоятельно добывать новые знания и самосовершенствоваться. Применение инновационных педагогических средств - главная задача современного педагога.


Проще найти курсовые работы на заказ в Сургуте с Work5.


Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения поставленных задач. Цель: теоретически выявить, обосновать, экспериментально проверить условия, при которых метод проектов будет выступать средством формирования информационных компетенций у младших школьников во внеучебной деятельности. Объект исследования: процесс формирования информационных компетенций у младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия развития информационных компетенций младших школьников, средствами проектной деятельности. Гипотеза исследования: Метод проектов может выступать эффективным методом обучения формированию информационных компетенций у младших школьников во внеурочной деятельности при реализации следующих условий: -формировать умение оценивать потребности в дополнительной информации в процессе формулирования целей и задач проекта; -формировать умение определять возможные источники информации и способы её поиска, при реализации информационно-операционного этапа; -формирование умений продукта проектной деятельности (тексты, презентации и др.). Задачи исследования: 1. Дать сущностную характеристику информационным компетенциям у младших школьников; 2. Обосновать возрастные особенности младших школьников, влияющие на процесс формирования информационных компетенций; 3. Выявить и обосновать возможности метода проекта для формирования информационных компетенций во внеучебной деятельности у младших школьников. 4. Выявить исходный уровень сформированности информационных компетенций. 5. Разработать и реализовать программу внеурочной деятельности "Хочу всё знать!" для формирования информационных компетенций у учащихся 2 класса. 6. Педагогический эксперимент состоит из 3-х этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Теоретико-методологическую основу исследования составили положения методологии педагогических исследований В.А. Болотова, Н.Л. Гончаровой, А.М. Деркач, И.А. Зимней, Л.Ф. Ивановой, О.Е. Лебедева, А.К. Марковой, Г.Б. Паршуковой, Л.А. Петровской, А.Г. Сергеева, А.В. Хуторского, Б.Д. Эльконина. Данные работы посвящены изучению компетентностного подхода и проблем формирования ключевых информационных компетенций. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: -теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; - эмпирические методы: тестирование, методы качественного и количественного анализа результатов. База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «НШДС №14» г. Байкальска. В исследовании приняли участие учащиеся одного - 2 «А» класса в количестве 23 человек. Практическая значимость: Материалы опыта могут быть использованы в различных общеобразовательных учреждениях при организации урочных и внеурочных занятий младших школьников, независимо от учебно-методического комплекта. Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, приложение, список литературы из …источников. В работе…таблицы, рисунки… Общий объем работы 53 страницы.

Читать дальше
Формирование информационной компетентности обучающихся начиная с начальной школы имеет особую значимость в современном цифровом обществе, что отражено в соответствующих нормативных документах. Доказано, что организация проектной деятельности должна включать ряд последовательных этапов (подготовительный, практический, заключительный), предполагающих последовательное системное развитие всех компонентов информационной компетентности младших школьников. Мы пришли к выводу, что выделенные этапы организации проектной деятельности могут реализоваться с применением мультимедийных технологий. Это положительно повлияет на результативность учебной деятельности младших школьников в целом, а также позволит не только сформировать выделенные компоненты информационной компетентности, но и позитивно скажется на мотивации обучающихся, увеличит степень их самостоятельности и активности в обоснованном выборе решения поставленных проектных задач, что в целом создает эффективные условия для формирования информационной компетентности младших школьников. Таким образом, актуальность формирования информационной компетентности у обучающихся начальной школы определяется нормативными требованиями к результатам реализации образовательного процесса и научным интересом к разработке условий, технологий организации профессиональной деятельности педагогов, направленной на формирование конкретных умений работать с информацией у обучающихся. Однако вопросы теоретического обоснования сущности понятия «информационная компетентность» как интегративного личностного образования еще недостаточно раскрыты в науке.
Читать дальше
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов. – Москва : Просвещение, 2008. – 151 с. : ил. 2. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) [Текст] : методическое пособие / В. И. Байденко. – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с. 3. Болотов, В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14. 4. Боровская Л. А. Наш Пермский край [Текст] : учеб. пособие для начальной школы : сборник интегрированных заданий / Л. А. Боровская и др. ; под общ. ред. Л. А. Боровской. – Пермь: ПГГПУ, 2011. – 130 с. 5. Булин-Соколова, Е. И. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников [Текст] : пособие для учителей общеобразовательной учреждений / Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко. – Москва : Просвещение, 2012. – 128 с. 6. Бурлакова, А. А. Компьютер на уроках в начальных классах [Текст] / А. А. Бурлакова // Начальная школа плюс : До и После. – 2007. – №7 – С. 33-35. 7. Бурмакина, В. Ф. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность [Текст] : методическое руководство / В. Ф. Бурмакина, И. Н. Фалина. – Москва : Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, 2007. – 132 с. 8. Бушмелева, Г. В. Основные понятия компетентностного подхода в контексте развития личности [Текст] / Г. В. Бушмелева, О. В. Солодянкина // Вестник ИжГТУ. – 2012. – № 1. – С. 156-158. 9. Виноградова, Т. С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации [Текст] / Т. С. Виноградова // Человек и образование. – 2012. – № 2. – С. 92-98. 10. Воровщиков, С. Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся [Текст] / С. Г. Воровщиков. – Москва : УЦ Перспектива, 2011. – 115 с. 11. Воронина, Л. В. Информационные технологии как инструментарий формирования информационной компетентности младших школьников [Текст] / Л. В. Воронина, В. В. Артемьева // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 3. – С. 62-67. 12. Воронина, Л. В. Формирование информационных умений в процессе обучения математике [Текст] / Л. В. Воронина, В. В. Артемьева // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 7. – С. 153-170. 13. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : ЭКСМО, 2005. – 1136 с. 14. Гончарова, Н. Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме [Текст] / Н. Л. Гончарова // Сборник научных трудов СевКавГТУ. – 2007. – № 5. – С. 54-60. 15. Гурованова, М. В. Средства обучения математике в начальных классах [Электронный ресурс] / М. В. Гурованова. – Электрон. дан. – Социальная сеть работников образования, 2014. – Режим доступа : https://nsportal.ru/tema-5-sredstva-obucheniya-matematike-v-nachalnykhklassakh, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. 16. Демидов М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий [Текст] / М. Ю. Демидова и др. ; под общ. ред. Г. С. Ковалевой. – Москва : Просвещение, 2010. – 216 с. 17. Дуркина, Н. Н. Педагогический проект по теме: «Формирование информационной компетентности младших школьников» [Электронный ресурс] / Н. Н. Дуркина. – Электрон. дан. – Социальная сеть работников образования, 2015. – Режим доступа : https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/01/09/pedagogicheskiy-proekt-poteme, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. 46 18. Ефремова, Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании [Текст] : монография / Н. Ф. Ефремова. – Ростов-на-Дону : Аркол, 2010. – 386 с. 19. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И. Г. Захарова. – Москва : Академия, 2003. – 112 с. 20. Захарова, О. А. Практические задачи по математике. Подготовка к олимпиаде, 2 класс [Текст] : учеб. пособие / О. А. Захарова. – Москва : Академкнига, 2010. – 64 с. 21. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42. 22. Зимняя, И. А. Компетенция и компетентности в контексте компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 3. – С. 1-17. 23. Зуева, Т. М. Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ [Текст] / Т. М. Зуева, Е. Ю. Лузан. – Пермь : Меркурий, 2012. – 256 с. 24. Иванова, В. А. Педагогика [Электронный ресурс] / В. А. Иванова, Т. В. Левина. – Электрон. дан. – Центр дистанционного обучения, 2006. – Режим доступа : http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/index.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. 25. Иванова, Е. О. Теория обучения в информационном обществе [Текст] / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. – Москва : Просвещение, 2011. – 190 с. 26. Кремнева, Т. Л. Компетентностный подход как базовый принцип европейской системы образования [Текст] / Т. Л. Кремнева // Вестник МГОУ. – 2009. – № 3. – С. 13-21. 27. Кузнецова, М. И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников [Текст] : пособие для учителя / М. И. Кузнецова. – Москва : Вентана-Граф, 2014. – 432 с. 28. Курнешова, Л. Е. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Л. Е. Курнешова. – Москва : Московский центр качества образования, 2010. – 96 с. 29. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12. 30. Мальцева, Н. Г. Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника [Текст] / Н. Г. Мальцева // Пермский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 86-90. 31. Паршукова, Г. Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование [Текст] : моногр. / Г. Б. Паршукова. – Новосибирск : НГТУ, 2006. – 253 с. 32. Петрова О. О. Педагогика [Текст] : конспект лекций / О. О. Петрова, О. В. Долганова. – Москва : ЭКСМО, 2017. – 279 с. 33. Пидкасистый П. И. Педагогика [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. П. И. Пидкасистого. – Москва : Юрайт, 2019. – 408 с. 34. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат. – Москва : ИЦ Академия, 2010. – 210 с. 35. Поликанова Е. Г. Исторический аспект развития компетентностного подхода в образовании [Текст] / Е. Г. Поликанова // Вестник ЧитГУ. – 2008. – № 4. – С. 44-48. 36. Попко, Т. П. Современные подходы по формированию информационной компетентности учащихся на уроках математики [Текст] / Т. П. Попко // Молодой ученый. – 2014. – № 18 (77). – С. 5-16. 37. Прохорова, С. Ю. Диагностика формирования информационной компетентности младших школьников [Текст] / C. Ю. Прохорова, Е. А. Касьянова. – Москва : ООО Русское слово – учебник, 2013. – 96 с. 38. Рыбакова, А. А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению [Текст] / А. А. Рыбакова // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2009. – № 61. – С. 51-57. 39. Семенов, А. Л. ИКТ-компетентности учащихся. ИКТ как инструментарий универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / А. Л. Семенов. – Электрон. дан. – Информационные технологии в образовании, 2010. – Режим доступа : http://ito.edu.ru/sp/publi/ publi/0/Semenov.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. 40. Сергеев, А. Г. Компетентность и компетенции [Текст] / А. Г. Сергеев. – Владимир : ВГУ, 2010. – 107 с. 41. Сюсюкина, И. Е. Содержательно-методическое обеспечение процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности [Текст] / И. Е. Сюсюкина // Начальная школа плюс : До и После. – 2011. – № 2. – С. 10-13. 42. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] : книга для учителя / Н. Ф. Талызина. – Москва : Просвещение, 1987. – 175 с. 43. Темербекова, А. А. Формирование информационной компетентности личности в региональной образовательной среде [Текст] / А. А. Темербекова. – Москва, 2009. – 490 с. 44. Тихоненко, А. В. Реализация информационной компетентности младших школьников в процессе формирования математических понятий 50 [Текст] / А. В. Тихоненко, Ю. В. Трофименко // Вестник ТГПИ. – 2008. – № 6. – С. 233-239. 45. Тришина, С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] / С. В. Тришина. – Электрон. дан. – Интернет-журнал «Эйдос», 2005. – Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. 46. Тулькибаева, Н. Н. Компетентность и компетенции как теоретико-педагогическая проблема качества образования [Текст] / Н. Н. Тулькибаева, Р. Т. Шрейнер // Образование и наука. – 2008. – № 2. – С. 55-64. 47. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь. Современная редакция [Текст] / Д. Н. Ушаков. – Москва : Славянский дом книги, 2014. – 960 с. 48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2012. – 40 с. 49. Хиленко, Т. П. Педагогические условия формирования информационной компетентности младших школьников [Текст] / Т. П. Хиленко // Начальная школа плюс : До и После. – 2013. – № 3. – С. 87-91. 50. Хиленко, Т. П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. 4 класс [Текст] : пособие для учащихся общеобразовательных организаций / Т. П. Хиленко. – Москва : Просвещение, 2014. – 154 с. 51. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Субъекты международного права: правосубъектность, признание и его формы»
Количество страниц:
26
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
Работа с обращениями граждан в муниципальном управлении
Количество страниц:
50
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
психолого-педагогическая коррекция эмоционального интеллекта младших школьников
Количество страниц:
25
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Педагогическая психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image