Оглавление Введение 3 1 Глава Теоретические аспекты использования метода библиотерапии при работе с пожилыми людьми 6 1.1. Сущность проблемы метода библиотерапии 6 1.2. Особенности социально-психологического и психического статуса пожилых людей 12 1.3. Метод библиотерапии как средство повышение активности жизни у пожилых людей 18 Выводы по первой главе 24 2 Глава Экспериментальное исследование жизненной удовлетворенности пожилых людей 25 2.1. Изучение уровня психологического и эмоционального состояния пожилых людей 25 2.2. Комплекс коррекционных мероприятий с использованием метода библиотерапии по повышению уровня психологического и эмоционального состояния пожилых людей 39 2.3. Проверка эффективности работы коррекционных мероприятий с использованием метода библиотерапии по повышению уровня психологического и эмоционального состояния пожилых людей 44 Выводы по второй главе 50 Заключение 52 Список литературы 54 Приложения 57

Использование метода библиотерапии в работе с пожилыми людьми

дипломная работа
Психология
55 страниц
85% уникальность
2023 год
41 просмотров
Литвиненко Л.
Эксперт по предмету «Психологическое консультирование»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление Введение 3 1 Глава Теоретические аспекты использования метода библиотерапии при работе с пожилыми людьми 6 1.1. Сущность проблемы метода библиотерапии 6 1.2. Особенности социально-психологического и психического статуса пожилых людей 12 1.3. Метод библиотерапии как средство повышение активности жизни у пожилых людей 18 Выводы по первой главе 24 2 Глава Экспериментальное исследование жизненной удовлетворенности пожилых людей 25 2.1. Изучение уровня психологического и эмоционального состояния пожилых людей 25 2.2. Комплекс коррекционных мероприятий с использованием метода библиотерапии по повышению уровня психологического и эмоционального состояния пожилых людей 39 2.3. Проверка эффективности работы коррекционных мероприятий с использованием метода библиотерапии по повышению уровня психологического и эмоционального состояния пожилых людей 44 Выводы по второй главе 50 Заключение 52 Список литературы 54 Приложения 57
Читать дальше
Актуальность исследования: Демографическое старение как тенденция развития современного общества привлекает многих исследователей в различных областях. В связи с этим направлением современной психологической науки особое место в разработках современных ученых занимают различные методы психотерапевтической помощи пожилым людям. Метод библиотерапии, хотя и показывающий свои положительные результаты при работе с пожилыми людьми до сих остается не до конца изученным и является крайне актуальным вопросом.


Если нужно заказать контрольную работу срочно , всегда есть Work5.


В психологии библиотерапия – это метод коррекционной работы, в котором клиенту предлагается отождествлять себя с героем литературного произведения, анализировать поведение персонажа в тех или иных ситуациях. Терапевтический эффект основан на отождествлении клиентом проблем литературного героя со своими трудностями. Многочисленные исследования ученых говорят о том, что метод библиотерапии является действенным средством в борьбе пожилых людей с плохим эмоциональным состоянием. Этот метод позволяет отвлечь человека от негативных мыслей, убеждает индивидуума в том, что он может самостоятельно справиться со своими внутренними и внешними проблемами, придает силы, открывает внутренние резервы организма. Кроме того, метод библиотерапии настраивает человека на позитивный лад, позволяет ему раскрыть свои таланты, найди возможности для самореализации, усвоить для себя новые социальные роли, обрести смысл жизни. При использовании метода библиотерапии в работе с пожилыми людьми выбор литературы должен быть особенно тщательным. Стоит отдавать предпочтение философским сборникам, притчам, поэзии. Такие тексты помогают человеку принять себя таким, какой он есть, ведь они строятся на общечеловеческих ценностях. Во время сеансов библиотерапии у пожилых людей происходит переосмысление своего жизненного пути. Исходя из темы и актуальности исследования были определены объект и предмет, поставлены цель и задачи работы, сформулирована гипотеза. Объект исследования: процесс повышения уровня психологического и эмоционального состояния пожилых людей. Предмет исследования: метод библиотерапии как средство повышения уровня психологического и эмоционального состояния пожилых людей. Цель исследования: разработать эффективный комплекс коррекционных мероприятий с использованием метода библиотерапии по повышению уровня психологического и эмоционального состояния пожилых людей. Задачи исследования: 1. Изучить литературу по теме исследования; 2. Провести формирующий эксперимент по определению уровня психологического и эмоционального состояния пожилых людей; 3. Разработать и апробировать комплекс коррекционных мероприятий с использованием метода библиотерапии по повышению уровня психологического и эмоционального состояния пожилых людей; 4. С помощью контрольного эксперимента проверить эффективность разработанного комплекса, проанализировать результаты, сделать выводы. Гипотеза исследования: метод библиотерапии является эффективным средством для повышения уровня психологического и эмоционального состояния пожилых людей. Методология исследования: Положительное значение метода библиотерапии для социально-психологического, психического и эмоционального состояния пожилых людей обосновывалось в различных исследованиях ученых, таких как А.А. Филозоп, Ю.Н. Дрешер, В.М. Бехтерев, А.М. Миллера М.Е. Бурно, М.Н. Дудина и др. Все они утверждали, что использование метода библиотерапии крайне полезно применять в комплексе с другими методами психологической реабилитации пожилых людей. Методы исследования: - Теоретические методы: анализ, сравнение, классификация, обобщение. - Эмпирические методы: наблюдение, опрос, анкетирование, статистическо-математические методы, составление таблиц и диаграмм. Выборка исследования: эксперимент проводился с 24 людьми в возрасте от 55 до 70 лет, в Краснобаковская межпоселенческая центральная библиотека им. Н.Г. Тумакова, из них одиноких мужчин – 4 человека, одинокие женщины – 16 человек, супружеские пары – 4. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что литература по исследуемой проблеме составляет обширный, но крайне разрозненный материал и требует обобщения и систематизации. Практическая значимость исследования разработанный комплекс мероприятий с использованием метода библиотерапии может использоваться как в центрах социальной защиты, так и в различных библиотеках и применяться самостоятельно пожилыми людьми в целях профилактики своего психологического состояния. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.

Читать дальше
Библиотерапия, являясь частью психотерапии, имеет свои особые средства воздействия, опирается на мощный ценностно-духовный потенциал мировой художественной литературы. Она может осуществляться как в традиционной форме организации библиотерапевтом условий для возникновения катарсиса (эмоционального потрясения) вовремя и после восприятия читателями художественных произведений, так и в форме организации условий для литературного творчества - творческого самовыражения личности, что ведет к гармонизации внутреннего мира человека. Если углубится в такое понятие как личность, добраться до внутреннего «Я» человека, то можно понять, что библиотерапия схожа с педагогикой, и, значит, может опираться на открытые педагогической психологией закономерности психического развития человека, формирования различных психологических структур, качеств, установок. Сам процесс читательского развития может быть рассмотрен, как процесс становления и развития библиотерапевтических возможностей, и путей влияния книги на человека. В настоящее время библиотерапия -- это использование возможностей чтения для решения широкого спектра терапевтических задач. Важно подчеркнуть, что библиотерапия как научная дисциплина особенно полезна и важна еще и потому, что она непосредственно адаптировала и усвоила из психотерапии актуальные идеи и приемы, связанные с возможностями через книгу положительно влиять на человека. Перспективны для библиотечного обслуживания психотерапевтические знания, практические находки и методики. В ходе результатов первых исследований, можно рассмотреть возможности идей, приемов и методов, используемых для оптимизации процесса общения человека с книгой. Сознательное использования метода библиотерапии поможет значительно повысить эффективность этой деятельности. Библиотерапия является одним из перспективных направлений психотерапии, опирающимся на особую природу психотерапевтической (художественной, педагогической) коммуникации, механизмы художественного творчества и восприятия. Библиотерапевтическую работу, понимаемую как процесс педагогический, а не узко-медицинский, библиотекарю необходимо проводить в тесном содружестве с психологом, который может взять на себя не только построение стратегии воздействия, но и диагностику особенностей читательского и личностного развития, а также развивающего и библиотерапевтического эффекта библиотечных мероприятий. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия. В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник. Анализ дневниковых записей нередко раскрывает процесс субъективной интерпретации художественных произведений, основанных на восприятии как активной пристрастной деятельности и может быть использован в диагностических целях для объективной оценки процесса и эффективности коррекции. Достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др. Библиотерапия рекомендуется пожилым людям с проблемами личностного и эмоционального плана, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Подводя итоги, следует отметить, что цель работы была достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась. При рассмотрении такого метода как библиотерапия в работе с пожилыми людьми, можно увидеть эффективность и направленность данного метода. Результаты несомненно заслуживают пристального внимания и наблюдения.
Читать дальше
1. Барканова Г. С., Золотова А. Н. Библиотерапия или лекарство для души // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времён: сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции, Астрахань, 21–23 марта 2019 года. – Астрахань: ООО ПКФ «Триада», 2019. – С. 155-159. 2. Воробейчик Я. Н. Аутобиблиотерапия (научно-популярная и художественная книготерапия) // Биология и интегративная медицина. – 2019. – № 10 (38). – С. 92-114. 3. Демина Э. Н., Портова Л. З. Формы социальной работы с пожилыми гражданами (обзор литературы) // Социальные аспекты здоровья населения. – 2017. – № 1 (53). – С. 5. 4. Дрешер Ю. Н., Библиотерапия: теория и практика: учебное пособие – Санкт-Петербург: изд-во Профессия, 2008. – 506 с. 5. Дрешер Ю. Н., Заборовская С. В. Возможности курса «Библиотерапия» в формировании здорового образа жизни // Здоровье как социокультурный феномен: Материалы 1-ой электронной Международной научной конференции, Казань, 15 мая 2010 года. – Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2011. – С. 314-317. 6. Дудина М. Н. Диалог как герменевтический метод понимания текста // Научный диалог. 2020. - №7. С. - 235-246. 7. Заборовская С. В. Подготовка специалистов в области библиотерапевтической деятельности // Документ в социокультурном пространстве: теории и цифровые трансформации: Материалы V Международной научно-практической конференции, Казань, 27 мая 2022 года / Науч. редакторы: Л.Е. Савич, А.Р. Мансурова, сост. Г.В. Матвеева, Ю.Н.Галковская. – Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2022. – С. 639-644. 8. Зыкова Н. Е. Библиотерапия как средство самопознания и самопомощи личности: теоретический анализ // Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 9 (37). – С. 41-48. 9. Казаринова И. Н. Библиотерапия. [Текст]. – М.|Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 203 с. 10. Казаринова И. Н. Библиотерапия: учебно-практическое пособие; Российский новый ун-т, Санкт-Петербургский фил. – Изд. 2-е, испр. и доп.. – Санкт-Петербург: Береста, 2007. – 127 с. 11. Клюшина Н.К. Библиотерапия //Библиотекарь. – 2021. - №9. – С. 51-52. 12. Козловская С. Н., Козловская Д. И. Современные технологии социальной работы с пожилой семьей в Российской Федерации // Семья в современном обществе, Москва, 18 мая 2018 года / Под ред. Рязанцева С.В., Ростовской Т.К. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Экон-Информ», 2018. – С. 235-239. 13. Колышкина И. М. «В минуту жизни трудную…» (Библиотерапия - лечение книгой) // Русская речь. – 2011. – № 3. – С. 3-7. 14. Кривцова Е. В., Долгина М. С. Исследование особенностей психологического состояния граждан пожилого возраста в процессе социального обслуживания в стационарных учреждениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 3-1. – С.96-99. 15. Кузнецова И.Н. Библиотерапия – путь к гармонизации личности // Новая библиотека. – 2019. – №2. – С. 38-39. 16. Морозова Н. Н. Библиотерапия как метод работы практического психолога: семинар // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2013. – № 1. – С. 280-293. 17. Потапова Р. П. Библиотерапия: учебно-методическое пособие; Алтайский государственный институт культуры, кафедра менеджмента информационных ресурсов и социальной работы. – Барнаул: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный институт культуры», 2015. – 141 с. 18. Потапова Р. П. Тренинговая форма библиотерапии // Макушинские чтения. – 2003. – № 6. – С. 381-382. 19. Рахманина Т.В. Вам поможет библиотерапия // Библиотека. – 2018. - №9. – С.74-75. 20. Санинский В. И. Возможности библиотерапии в диагностической и коррекционной работе // Педагогика: традиции и инновации: Материалы V Международной научной конференции: Два комсомольца, 2014. – С. 87-92. 21. Симонов Б.А. О библиотерапии // Библиотековедение. – 2019. – №6. – С.38-41. 22. Трофимова Р. А. Библиотерапия как средство социальной поддержки человека // Макушинские чтения. – 2000. – № 5. – С. 313-314. 23. Филозоп А.А. Психопрофилактика расстройств адаптации в пожилом возрасте методом клинической библиотерапии [Электронный ресурс]. URL: http://kirillgorelov.narod.ru/psyhoprofilactika.pdf (дата обращения: 27.12.2022).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ АКУШЕРКИ В ВЕДЕНИИ БЕРЕМЕНОСТИ И РОДОВ У ПАЦИЕНТОК С ОЖИРЕНИЕМ
Количество страниц:
23
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Акушерство
курсовая работа
Аллюзия в англоязычных СМИ
Количество страниц:
25
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Английский
курсовая работа
SWOT-анализ - один из эффективных инструментов формирования вариантов стратегии фирмы
Количество страниц:
30
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Стратегический менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image