В целом, экономические санкции - это определенные ограничительные меры, применяемые странами, участвующими во внешнеторговых отношениях, с целью оказания политического влияния.
В 2022 году санкции против РФ были введены в результате признания Россией независимости Донецкой и Луганской Народных Республик буквально с самого начала спецоперации на Украине. Всего за 2,5 месяца было принято более 10 тыс. ограничений в отношении РФ. В феврале 2022 года США, Япония, Великобритания и другие страны ввели санкции против российских банков. Реализация проекта "Северный поток-2" остановлена.
Следует отметить, что в преддверии открытия газопровода страны ЕС приняли решение сократить собственную добычу газа, что привело к закрытию угольных электростанций и ядерных реакторов. Кроме того, перспективы развития ядерной энергетики в Европейском Союзе напрямую связаны с поставками обогащенного урана из РФ и Казахстана.
Политика санкций в отношении РФ характеризуется стабилизацией второй год подряд. Существенной эскалации санкций пока нет. По крайней мере, текущие санкционные события существенно не влияют на макроэкономическую ситуацию в РФ и сами по себе не приводят к заметным колебаниям рынка. Новые причины санкций, такие как "дело Навального" или инциденты в цифровой среде, порождают политическую напряженность и указывают на санкции США и ЕС против отдельных российских лиц. Однако такие меры не влияют на экономику в целом.
Атака на "Северный поток-2" привела к задержке реализации проекта, но не к его остановке. В то же время отношения между Россией и ее западными противниками остаются напряженными. Они характеризуются уязвимостью к новым кризисным ситуациям и последующим санкциям. Без серьезной политической причины "драконовские санкции" против РФ вводиться не будут. Однако пока нельзя исключать сценарий внезапной и сокрушительной эскалации отношений с качественным усилением санкционного давления.
Этот сценарий не является базовым, но, учитывая текущую политическую ситуацию, его нельзя исключать. Риск санкций значителен для РФ с точки зрения отдельных компаний, проектов и отраслей. Многочисленные санкционные режимы регулярно вводятся в действие с периодическими всплесками на фоне политических разногласий между Россией и Западом или как отсроченный эффект прошлых кризисов. Возможности контроля риска санкций со стороны российских компаний и отраслей ограничены.
Опыт показывает крайне низкую вероятность отмены санкций в судах США, ЕС и других государств. Их отмена в административном порядке (путем обращения в соответствующие ведомства стран-инициаторов) возможна, но требует значительного времени и также не гарантирует успеха. В некоторых случаях такие апелляции невозможны по политическим причинам. Судя по рассмотренным данным, российские компании и их зарубежные партнеры научились достаточно осторожно работать с санкционным риском.
Тем не менее, дела об административных и уголовных расследованиях в отношении российских граждан или в отношении них все еще продолжаются. Необходим самый тщательный анализ законодательной и правоприменительной практики стран-инициаторов. Это особенно важно при работе в санкционированных юрисдикциях. Необходимо учитывать расширение санкций в отношении ряда стран и связанных с ними лиц: Китая, Турции, Белоруссии, а также Ирана, Сирии и так далее.
Тенденция к чрезмерному соблюдению санкционного законодательства со стороны США, ЕС, Великобритании и других инициаторов продолжается. Партнеры российских компаний могут уклоняться от сделок даже в тех случаях, когда они не подпадают под санкции. Российские компании и организации должны понимать механизм санкционной политики, в том числе как элемент подготовки к переговорам с контрагентами. Усиление санкционного давления США на Китай не отвлечет внимание Вашингтона от РФ. Оба режима санкций вполне могут сосуществовать. Предпосылок для ослабления санкционных режимов в отношении РФ нет.
Соответствующим российским ведомствам следует продолжить курс на постепенную и "мягкую" дедолларизацию экономики, разработку инструментов национальной платежной системы, разработку применения специальных экономических мер (контрсанкций), взаимодействие органов власти, бизнеса и экспертного сообщества по вопросу санкции. Необходимо развивать международную координацию по вопросу адаптации к санкционным рискам. Во-первых, необходимо развивать диалог и общие практики по этому вопросу между Россией и Китаем.
Учитывая расширяющуюся практику санкций со стороны США, ЕС, Великобритании и ряда других стран, целесообразно политически и технически проработать вопрос о единой платежной системе в форматах ЕАЭС и ШОС.
Угроза санкций - один из ключевых политических рисков для бизнеса сегодня. Современные государства все чаще используют односторонние ограничительные меры для решения своих внешнеполитических задач. Что делать, чтобы противостоять таким рискам? Иван Тимофеев, Программный директор Российского совета по международным делам (RIAC) иМаргарита Хоменко, директор по комплаенс-проектам Российской Ассоциации деловой этики, комплаенс и КСО( RBEN), обсуждает это в материале ее автора
Соединенные Штаты долгое время были ключевым инициатором санкций. Они опережают всех остальных как по количеству наложенных ограничений, так и по эффективности инструментов. Ни одна другая страна не имеет аналогичного доступа к информации и возможностям принуждать компании соблюдать санкции. Кроме того, американцы все чаще используют санкции экстерриториально или расширительно толкуют свою юрисдикцию. Санкционная политика других стран также представляет риск для бизнеса. В настоящее время разрабатываются соответствующие механизмы ЕС. Россия принимает ответные меры на западные санкции, которые также влияют на бизнес. Отдельная история - это политика Китая. Здесь санкции менее формализованы, но из-за мощи китайской экономики и государства они потенциально более чувствительны. В долгосрочной перспективе компаниям придется учитывать все больше и больше различных режимов санкций и адаптироваться к ним. Эффективное управление рисками должно начинаться с санкций Соединенных Штатов как наиболее масштабных и глобальных. А также с оценкой рисков, связанных с национальными юрисдикциями, в которых работает компания.
Расширяющийся список западных санкций, вводимых против РФ, а также продолжающееся сопротивление киевского режима (которое откладывает урегулирование украинского кризиса на неопределённое будущее) заставляют относиться к предположению о скорой отмене вводимых Западом рестрикционных мер как к неоправданно оптимистическому. А значит, придётся жить в условиях этих санкций, восполнять нанесённый ими ущерб и находить способы экономического развития.
И здесь начинается борьба различных групп интересов за то, какие меры поддержки экономики будут приниматься и какая модель экономического развития будет принята за образец, к которому надо приближать реальную российскую экономику. От этого зависит, насколько сильно придётся внедрять принципы мобилизационной экономики, как будет устроен механизм инвестиций и насколько большая свобода будет предоставлена частной инициативе.
Базовых вариантов четыре (с учётом того, что в реальности возможны промежуточные, сочетающие в себе признаки нескольких базовых вариантов). Два крайних — это сохранение существующей модели экономики и построение экономики мобилизационной.
Промежуточные — это «условный НЭП» и модель государственного регулирования олигархического капитализма.
Квазилиберальный вариант.
Этот вариант предусматривает сохранение существующей модели экономики, только «отгороженной» от западных стран в широком смысле, то есть включая Японию, Южную Корею, Сингапур и Австралию. В этой модели ЦБ предоставляет банкам ликвидность, но они теперь играют не на курсе доллара, а на операциях обмена рублей на юани и индийские рупии.
В этом варианте открытие фондового рынка вынужденно будет очень постепенным, снижение стоимости акций (за счёт выхода из них западных инвесторов) — существенным. Отдельная тема — уход из РФ международных рейтинговых агентств и возможность или невозможность создания национальной системы рейтингования компаний.
Для российских участников рынка невозможность инвестировать в растущие американские и европейские акции создаст серьёзные проблемы. Китайский фондовый рынок в силу своей специфики требует больших усилий и продолжительного времени, чтобы освоить существующие там правила и вникнуть в намечающиеся тренды. Индийский рынок ближе к западной модели, но тоже имеет свою специфику. Поэтому рассчитывать, что там будет просто зарабатывать деньги, — не приходится. Российский фондовый рынок после того, как курсы акций нащупают дно, будет, возможно, более предсказуем. Но принцип отнесения акций к голубым фишкам несколько изменится.
В реальной экономике рост будет не за теми предприятиями, которые смогут выходить на зарубежные рынки. Экспортёры, конечно, останутся, но государство будет играть ключевую роль в договорённостях о допуске отечественного экспорта на зарубежные рынки. И оно же будет изымать значительную часть полученной валютной выручки. Что при этом придётся на долю акционеров (и как будет расти курс акций) — вопрос второстепенный.
Большой потенциал развития появится у предприятий, которые будут заниматься импортозамещением и сумеют преодолеть встречающиеся на этом пути препятствия. Рассмотрим трудности, с которыми могут столкнуться компании.
1. Необходимость найти источники инвестиций.
При ставке ЦБ 20% рублёвые кредиты не способны стать источником инвестиций. Тем более что российские банки предпочитают давать кредиты исключительно под залоги. Проектное финансирование в современной РФ не развито, по крайней мере в банковском секторе. А предприятия реального сектора в большинстве своём уже закредитованы, то есть использовали имеющиеся залоги для получения ссуд на пополнение оборотных средств. С повышением вслед за ставкой ЦБ ставок по предоставленным им кредитным линиям предприятиям потребуется изыскивать дополнительные средства для обслуживания уже взятых кредитов.
2. Выстраивание новых технологических цепочек взамен разрушенных санкциями.
Если каждое предприятие будет решать эту проблему самостоятельно, то стоимость таких решений может оказаться неоправданно высокой. А кооперация заказчиков из разных отраслей на импортозамещающие компоненты была бы возможна в рамках национальных программ. Но практика создания таких программ в прошлые годы показывает, что их разработка и утверждение занимает продолжительный срок, в течение которого идёт яростная аппаратная борьба между представителями тех или иных потенциальных выгодоприобретателей (получателей бюджетных средств). И не всегда принятая в результате программа способствует оптимальному достижению поставленной цели.
3. Проблема инвестирования полученной прибыли.
Предприятия, которые получили финансирование и успешно отчитались об освоении средств и выполнении поставленных задач, оказываются перед необходимостью куда-то направить полученную прибыль. Расширять производство они не могут: они выполнили показатели нацпрограммы, а спрос сверх этого возможен, но отнюдь не гарантирован. Наконец, есть и физические лица — выгодоприобретатели. Такого рода прибыль раньше выводилась из страны в разного рода офшоры. В условиях, когда под санкциями российский экспорт уменьшится, а потребности в валюте — увеличатся, ЦБ станет перед дилеммой: постоянно ослаблять российский рубль (со всеми проблемами для населения и предприятий, закупающих импортное оборудование) или ввести жёсткое валютное регулирование. Но тогда российская экономика почти перестанет быть либеральной.