Содержание Введение 3 Пояснительная записка 6 Глава I. Теоретические аспекты развития речи младших школьников 17 1.1. Психолого-педагогические основы развития связной речи младших школьников 17 1.2. Развитие речи младших школьников на уроках русского языка 22 1.3. Групповая работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития речи 30 Выводы по первой главе 34 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по определению уровня развития речи младших школьников на уроках русского языка с использованием групповой формы работы 35 2.1. Диагностика исходного уровня развития речи младших школьников 35 2.2. Реализации комплекса занятий по русскому языку с использованием групповой формы работы 44 2.3. Проверка эффективности групповой формы работы на уроках русского языка как средства развития речи младших школьников 53 Выводы по второй главе 58 Заключение 59 Словарь 60 Список литературы 61 Приложения 66

Развитие речи младших школьников в организации групповых форм работы на уроках русского языка в 4 классе

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
69% уникальность
2023 год
7 просмотров
Молдаванова, Т.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание Введение 3 Пояснительная записка 6 Глава I. Теоретические аспекты развития речи младших школьников 17 1.1. Психолого-педагогические основы развития связной речи младших школьников 17 1.2. Развитие речи младших школьников на уроках русского языка 22 1.3. Групповая работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития речи 30 Выводы по первой главе 34 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по определению уровня развития речи младших школьников на уроках русского языка с использованием групповой формы работы 35 2.1. Диагностика исходного уровня развития речи младших школьников 35 2.2. Реализации комплекса занятий по русскому языку с использованием групповой формы работы 44 2.3. Проверка эффективности групповой формы работы на уроках русского языка как средства развития речи младших школьников 53 Выводы по второй главе 58 Заключение 59 Словарь 60 Список литературы 61 Приложения 66
Читать дальше
В настоящее время большинство детей младшего школьного возраста проводят свободное время за различными гаджетами в полном одиночестве. В результате снижается уровень речевой коммуникации ребенка, которому незачем вступать в активное общение, словарный запас ребенка не пополняется, в результате снижается и уровень речевой культуры младшего школьника. Основной задачей современной школы является воспитание всесторонне развитой личности, которое невозможно без совершенствования всех познавательных процессов ребенка: памяти, мышления, внимания, речи и др. Благодаря развитой речи происходит полноценный процесс коммуникации и социализации индивида. С помощью речи человек выказывает окружающим свой уровень культуры, мышления и интеллекта, поэтому необходимость развития речи на уроках русского языка в начальных классах школы является главенствующей при организации образовательного процесса в школе. Уроки русского языка позволяют младшим школьникам овладеть нормами и правилами русской речи, уметь свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлять высказывания любого типа.


Значительно проще купить решение задач по физике, чем решать их самостоятельно. Переходите по ссылке, заполняйте форму заказа и вы получите решение любой задачи, даже самой сложной.


Задача школы, как института социализации научить ребенка вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками, а также слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять. Ребенок школьного возраста должен знать нормы и правила речевого этикета, уметь пользоваться ими в соответствии с ситуацией, а также освоить навыки чтения и письма. Младший школьный возраст интересен для ученых тем, что этот период является началом целенаправленного обучения и воспитания, когда основным видом деятельности для ребенка становится обучение, которое играет ведущую роль в становлении и развитии всех его психических свойств и качеств. В начальных классах закладывается фундамент того, что будет развиваться и укрепляться в более взрослом возрасте. По этой причине формирование речевой культуры младших школьников является ответственной задачей. От умения педагога привить младшим школьникам желание к усвоениям нормам русского языка зависит процесс дальнейшего обучения школьника в средней и старшей школе. Важно, чтобы педагог умел грамотно пользоваться различными средствами, методами, новейшими приемами и технологиями при подготовке к проведению уроков русского языка. Чередование различных форм организации урока также способствуют повышению уровня учебной мотивации на уроках русского языка в начальных классах, позволяют ученику раскрыть свои таланты и возможности, проявить креативность. Развитие речи младших школьников на протяжении их обучения в 1-4 классах должно быть комплексным и включать работу в нескольких направлениях и формах, одно из которых является групповая форма работы. Именно групповая форма работы способствует максимальному развитию речевых и коммуникативных компетенций. Создавая продукт совместного труда обучающиеся приобретают навыки работать в команде. Работа в малых группах и парах создает спокойную дружескую атмосферу, способствующую снятию тревожности и поддержанию уверенности в себе у школьников. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности даже у самых робких детей. Особенно продуктивно при такой форме работы осуществляется контрольная функция: контролируя друг друга, учащиеся становятся более внимательными и к себе. Исходя из актуальности исследования в работе были поставлены цель и задачи, определены объект и предмет исследования. Цель исследование: создать комплекс уроков по русскому языку с применением групповой формы работы. Объект исследования: речь младших школьников. Предмет исследования: процесс формирования речи младших школьников посредством применения на уроках русского языка группой формы работы. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования; 2. Провести первичное исследование по определению уровня развития речи младших дошкольников; 3. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие речи младших школьников с использование групповых форм работы на уроках русского языка; 4. Проверить эффективность разработанного комплекса с использованием тех же методов диагностики. 5. Проанализировать полученные результаты повторной диагностики, сделать выводы, подвести результаты исследования. Гипотеза исследования: использование групповой работы на уроках русского языка способствуют развитию речи младших школьников. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщение и систематизации психолого-педагогической литературы по теме исследования. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс уроков по русскому языку с использованием групповых форм работы могут применять в своей деятельности учителя начальных классов. Методологическая база исследования: Большинство ученых, педагогов и философов склонялись к мысли о связи умственного и речевого развития. Речь является основой для развития мышления, но одновременно с этим и интеллектуальное развитие способствует развитию речевому. Отечественные ученые, такие как Л.С. Выготский, М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, Т.А. Ладыженская, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик и др. указывали в своих работах на необходимость развития речи речевой культуры младших школьников. Методы исследования: в работе были использованы как теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация, сравнение методы, так и эмпирические: наблюдение, тестирование, статистическо-математический методы. В работе использовался анализ полученных при эксперименте данных с помощью составления таблиц и диаграмм. Методики исследования: 1. Методика «Определение понятий», автор Р.С. Немов; 2. Методика «Расскажи по картинке», авторы Т.А. Фотекова, Т.В.Ахутина; 3. Методика «Назови слова», автор З.А. Другова; 4. Методика ригидности речи, автор Г. Айзенок; 5. Методика исследования темпа устной речевой деятельности. База исследования: экспериментальная работа проводилась в государственном бюджетном образовательном учреждение «Школа №97 города Москвы». Структура работы: исследование состоит из введения, пояснительной записки, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.

Читать дальше
Изученная психолого-педагогическая литература, а также проведение эксперимента с младшими школьниками показала, что работу по развитию речи младших школьников необходимо проводить систематически. Здесь главная роль отводится педагогу начальных классов, который должен организовать образовательный процесс таким образом, чтобы создать все необходимые условия для развития речи обучающихся. Кроме регулярно проводимых уроков, учитель должен организовать тесное взаимодействие с родителями учеников, которые будут помогать ему как в повышение уровня развития речи школьников, так и в развитие других интеллектуальных способностей детей. Уроки русского языка обладают значительными возможностями для развития речи обучающихся. Важно уроки русского языка проводить с использованием различных форм. Так групповая форма работы показала свою эффективность в развитие речи младших школьников. Благодаря групповой форме работы на уроках русского языка каждый школьник мог проявить себя, показать свои как творческие, так и организационные способности. Работа на уроках русского языка в начальных классах с использование групповой формы работы крайне эффективна как развития коммуникации обучающихся, так и для их общего уровня культуры речи. Школьники могут научиться четко и логично формулировать свои мысли, строить высказывания, выстраивать взаимоотношения со своими одноклассниками, найти новых друзей, обогатить свой словарный запас. При использовании групповой формы работы на уроках русского языка каждый ученик активно включается в работу, никто не остается без дела, школьнику учатся сами и учат других детей, могут быстро обнаружить свои ошибки и исправить их. Цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза нашла подтверждение.
Читать дальше
1. Беловицкая, С. И. Проблема развития литературной русской речи младших школьников в современных условиях / С. И. Беловицкая, О. В. Грановская, И. В. Шатохина // Национальная Ассоциация Ученых. – 2020. – № 61-4(61). – С. 20-21. 2. Белоусова, В. И. Развитие речи младших школьников на произносительном уровне на уроках русского языка / В. И. Белоусова, Я. С. Лаутеншлегер // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 13. – № 1. – С. 330-334. 3. Бойченко, А. В. Развитие речи младших школьников / А. В. Бойченко, Т. С. Бакланова, Н. А. Носкова // Современная педагогика и психология: актуальные вопросы : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 21 декабря 2021 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2021. – С. 36-38. 4. Верещагина, М. С. Экспериментальное исследование развития речи младших школьников при изучении текста на уроках русского языка / М. С. Верещагина // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2022. – № 5(46). – С. 20-22. 5. Вершинина, Н. В. Обучение будущих педагогов приемам развития речи младших школьников посредством сторителлинга / Н. В. Вершинина, С. А. Бабина, С. И. Люгзаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-4. – С. 61-63. 6. Галимуллина, Г. Г. Методика организации групповой работы на уроках русского языка младших классов / Г. Г. Галимуллина // Студенческий вестник. – 2020. – № 22-1(120). – С. 43-45. 7. Грибанова, Е. Д. Групповая работа как средство формирования личности младшего школьника на уроках русского языка / Е. Д. Грибанова // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве : сборник материалов ХI Всероссийской студенческой научной конференции, Елец, 22 апреля 2021 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2021. – С. 9-12. 8. Дьячковская, К. В. Развитие речи младших школьников методом анализа конкретных ситуаций / К. В. Дьячковская // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. В 2 частях, Пенза, 15 декабря 2018 года / Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. Том Часть 1. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – С. 224-228. 9. Захарова, В. В. Групповой проект как форма групповой работы на уроках русского языка / В. В. Захарова // Начало - XVI : Сборник научных трудов молодых исследователей ГСГУ. Том Выпуск 16. – Коломна : Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2020. – С. 193-196. 10. Канакина, В. П. Русский язык: 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 12-е изд. – М. : Просвещение, 2021. – 159 с. 11. Карамчаков, А. Н. Использование групповой работы на уроках русского языка как условие формирование общеучебных умений у младших школьников / А. Н. Карамчаков, А. А. Дудник // Аллея науки. – 2022. – Т. 1. – № 5(68). – С. 703-706. 12. Крючкова, Т. А. Программа факультативного курса по развитию речи как средство развития языковых компетенций младших школьников / Т. А. Крючкова // Наука и инновации - современные концепции : сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва, 22 мая 2020 года. Том 2. – Москва: Инфинити, 2020. – С. 36-42. 13. Курносик, Д. Ф. Использование групповых форм организации работы на уроках русского языка как средство развития орфографических навыков младших школьников / Д. Ф. Курносик // Студенческий. – 2019. – № 37-2(81). – С. 17-20. 14. Мерцалова, О. Д. Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложений / О. Д. Мерцалова, Н. Н. Солошенко, И. В. Прокофьева // Проблемы и тенденции научных исследований в системе образования : сборник статей Международной научно-практической конференции, Тюмень, 09 декабря 2019 года. Том Часть 2. – Тюмень: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2019. – С. 120-122. 15. Мисаренко, Г. Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Г. Мисаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 314 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06558-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/513099 (дата обращения: 03.02.2023). 16. Починок, В. Н. Организация групповой работы в начальной школе / В. Н. Починок // Традиции и инновации в педагогике начальной школы : Сборник научных трудов. Посвящается 25-летию ГБОУВО РК КИПУ, Симферополь, 21 марта 2018 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. – С. 231-237. 17. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 15.11.2022). 18. Примерная рабочая программа начального общего образования. Русский язык. Для 1-4 классов образовательных организаций. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:https://fgosreestr.ru/uploads/files/ef5682d6a505dca1818ca8bd54cbb6ed.pdf (дата обращения: 11.01.2023). 19. Расулова, З. Ф. Система работы по развитию речи и обогащению словарного запаса младших школьников / З. Ф. Расулова // Русский язык в полилингвальной среде : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Махачкала, 21 ноября 2019 года. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2019. – С. 201-206. 20. Романова, М. С. Особенности развития образной речи младших школьников на уроках русского языка / М. С. Романова, М. Ю. Муратова // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 81-4. – С. 106-108. 21. Савченко, Е. В. Групповая работа на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Е. В. Савченко // Молодёжь XXI века: шаг в будущее : Материалы XXIII региональной научно-практической конференции, Благовещенск, 24 мая 2022 года. Том 4. – Благовещенск: Дальневосточный государственный аграрный университет, 2022. – С. 339-340. 22. Соколов, М. П. Развитие культуры речи младших школьников с использованием нестандартных форм работы на уроках русского языка / М. П. Соколов // Молодёжь XXI века: шаг в будущее : Материалы XXIII региональной научно-практической конференции, Благовещенск, 24 мая 2022 года. Том 4. – Благовещенск: Дальневосточный государственный аграрный университет, 2022. – С. 341-342. 23. Солодунова, Е. Ю. Развитие речи у младших школьников в процессе учебной деятельности как педагогическая проблема / Е. Ю. Солодунова // Реализация ФГОС начального общего образования в современных условиях: инновационные практики, проблемы, перспективы : Материалы XV региональной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 03–05 марта 2017 года / Южный федеральный университет; Ответственные редакторы П.П. Пивненко, И.В. Шатохина. – Ростов-на-Дону: Изд-во АкадемЛит, 2017. – С. 113-118. 24. Шаравлиева Е.А. Рабочая программа по русскому языку. 4 класс. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-po-russkomu-iazyku-4-klass-44.html (дата обращения 01.12.2022). 25. Шодманкулова, Д. Х. Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на основе развития связной речи / Д. Х. Шодманкулова, Г. Рахимова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 2. – С. 99-103.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
«Пробелы в современном российском законодательстве: пути их преодоления и восполнения»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Теория государства и права
реферат
Проблема истины в социально-гуманитарных науках
Количество страниц:
20
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Философия
реферат
Типы планирования
Количество страниц:
7
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image