Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6 1.1 Онтогенетические закономерности овладения письмом 6 1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 11 1.3. Характеристика нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 18 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 22 2.1 Исследование особенностей письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 22 2.2 Результаты обследования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи 26 2.3 Логопедическая работа по преодолению нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32 ПРИЛОЖЕНИЕ 35

Коррекция нарушений письма, обусловленных общим недоразвитием речи (III уровня) у младших школьников»

курсовая работа
Педагогика
34 страниц
51% уникальность
2023 год
7 просмотров
Словцова А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6 1.1 Онтогенетические закономерности овладения письмом 6 1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 11 1.3. Характеристика нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 18 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 22 2.1 Исследование особенностей письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 22 2.2 Результаты обследования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи 26 2.3 Логопедическая работа по преодолению нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32 ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Читать дальше
Современное образование предполагает разностороннее развитие личности, усвоение младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования и учебной деятельности, овладение универсальными учебными действиями и учебными компетенциями, введение интегративных форм обучения детей с нормальным речевым статусом и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья, расширение цифрового образовательного пространства. Это в свою очередь предполагает совершенствование системы образования с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка. [17, с.4] В настоящее время нарушение звукопроизношения выступает в качестве одного из распространенных дефектов школьников младшего возраста, обусловленных в частности общим недоразвитием речи III уровня (далее - ОНР), что подтверждает актуальность темы исследования. Как правило, данная категория младших школьников сталкиваются с превалированием специфических ошибок на письме. Известно, что в основе становления письма лежит гармоничное и нормативное сенсомоторное развитие ребенка, зрительное и слуховое восприятие, зрительная и слухоречевая память, графо-моторные навыки и межанализаторное взаимодействие, тесным образом связанные между собой. Нарушение одного из перечисленных элементов приводит к тому, что система перестает функционировать должным образом. В данном случае навык письма формируется искаженно, либо не формируется вообще. Поиск эффективных методов коррекции письма у младших школьников с ОНР имеет особое значение в практической деятельности. В основе правильного письма лежит анализ звукослоговой структуры слов, который формируется достаточно длительное время, поэтому недостаточное внимание к устранению нарушений звукопроизношения и звукоразличения в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям в дальнейшей коррекционной работе.


Чтобы заказать кандидатскую диссертацию в Томске , обратитесь к надёжному помощнику - Work5.


Нарушения письма напрямую связаны с устной речью. При письме осуществляется переход от слова, произносимого вслух или про себя, к слову видимому. Сначала ребенок представляет или воспринимает на слух те звуковые комплексы, которые подлежат записи. Затем он соотносит их с соответствующими графемами. Так как ребенок неверно воспринимает и воспроизводит фонему, это нарушение отразится на письме. Проблема данного исследования заключается в выявлении необходимых методов и приемов по выявлению и устранению нарушений письменной речи у детей с ОНР. Объект исследования – состояние письма у младших школьников с ОНР. Предмет – процесс логопедической работы по коррекции нарушений письма у младших школьников с ОНР. Цель исследования – на основе изучения состояния письма у младших школьников с ОНР подобрать содержание работы по коррекции выявленных нарушений у этих детей и проверить ее эффективность. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи: 1. проанализировать теоретические основы изучения нарушений письма у младших школьников; 2. охарактеризовать особенности нарушений письма младших школьников с ОНР; 3. провести экспериментальную работу по коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с ОНР; 4. Интерпретировать результаты обследования письма с последующей разработкой рекомендаций по преодолению нарушений письма младших школьников с ОНР. Изучением детей с ОНР занимались такие исследователи как Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева, Р. Е. Левина, В. А. Ковшиков, Н. В. Серебрякова, В. К. Воробьева, Б. М. Гриншпун, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и многие другие. В ходе исследования были применены следующие общенаучные методы: анализ, синтез, наблюдение за детьми, эксперимент, описание, а также сравнение полученных данных. Теоретическая значимость работы заключаются в уточнении и углублении данных об особенностях нарушения письма у младших школьников с ОНР. Практическая значимость состоит в умении использовать имеющиеся знания для обоснования и определения содержания и приемов коррекционной работы. Курсовая работа включает в себя введение, содержание, состоящее из двух глав, заключение, список литературы и приложение. Первая глава посвящена анализу теоретических аспектов изучения нарушения письма у младших школьников, в том числе закономерности овладения письмом, характеристика детей младшего школьного возраста с ОНР и описание характерных особенностей нарушений письма. Вторая глава содержит практические аспекты исследовательской работы: исследованы особенности письма у младших школьников с ОНР, интерпретированы результаты и представлена логопедическая работа по коррекции нарушений письма детей с ОНР. Заключение содержит в себе выводы по проделанной работе.

Читать дальше
Процесс письма относится к категории многоуровневого процесса, в котором задействованы зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы. В основе письменной речи лежит устная, уровень которой находится в прямой зависимости от сформированных фонематических процессов и правильного звукопроизношения. Под термином общее недоразвитие речи в рамках исследования понимаются сложные речевые расстройства, предполагающие нарушение всех компонентов системы речи, которые в свою очередь относятся к звуковой и смысловой стороне. Выявлены его общие признаки, такие как: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. В курсовой работе детально проанализированы уровни речевого развития у детей с общим недоразвитием речи, разработанные Левиной Р. Е. На первом уровне отсутствует общеупотребительная речь. У ребенка отсутствует навык умения пользоваться обычными речевыми средствами общения. Пассивный словарь значительно доминирует над активным. Второй уровень предполагает начатки общеупотребительной речи. Иными словами возрастает значительно речевая активность ребенка. В обороте появляются постоянные общеупотребительные слова. Возникают затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры слова и при произношении некоторых слогов. Третий уровень предполагает присутствие развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Существенно сокращен объем фонематических дефектов. Исследования многих научных деятелей, в том числе Р. И. Лалаевой, Г. В. Чиркиной, Е. М. Мастюковой, И. Н. Садовниковой, А. Н. Корнева и других, доказали, что нарушения письма у детей с ОНР являются распространенной проблемой, требующей комплексного коррекционного воздействия. Коррекционное воздействие строилось, исходя из основных логопедических принципов: - онтогенетический принцип, - принцип развития, - патогенетический принцип, - принцип опоры на сохранные функции, - принцип системности, - принцип поэтапного формирования умственных действий, - принцип комплексного лечебно-педагогического подхода. Сформированный план логопедических занятий с младшими школьниками с ОНР на наш взгляд является эффективным средством коррекционного воздействия и может быть использован в дальнейшей учебно-воспитательной работе с детьми.
Читать дальше
1. Безруких М. М. Обучение письму / М. М. Безруких. – Екатеринбург: Рама Паблишинг. – 2009. – 607 с. 2. Болотова Т. В. Нарушение письма и чтения: учебно-методическое пособие / под ред. Болотовой Т. В., Собяниной А. А., - 2022. – 144с. 3. Воробьева Ю. А. Логопедическая работа по коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи. / Под ред. Ю.А. Воробьевой. – Кострома, 2002. 4. Вызовы времени: актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики и специальной психологии: Материалы международной научно-практической конференции 22 марта 2019 года. – 2019. - 225 . 5. Гуманистическое наследие в культуре и образовании : материалы конференции. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, [б. г.]. — Том 1 — 2018. — 409 с. 6. Дунаева Н. Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР: конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) : учебное пособие : [16+] / Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова. – Москва : Владос, 2017. – 37 с. 7. Елецкая О. В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебник / О. В. Елецкая. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 500 с. 8. Жукова Н.С. Уроки логопедии. Исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2007. 9. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. – М.: Владос, 2005. 10. Кисляков П. А. Логопедическое сопровождение лиц с нарушениями коммуникации различных категорий: Учебное пособие / под ред. Кисляков П. А., Назаренко В. В., Дубровинская Е. И., Феофанов В. Н., Удодов А. Г., Шмелева Е. А., 2020. – 210 стр. 11. Колпакова У.В. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА С ОНР III УРОВНЯ И НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ / У. В. Колпакова // The Newman in Foreign Policy. — 2020. — № 5. — С. 34-37. 12. Крещенко О. Ю. Связь развития познавательных функций с трудностями письма у младших школьников: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата биологических наук / Ольга Юрьевна Крещенко. – М., 2003. – 20 с. 13. Кулешова Э. В. Инновационные методы в работе с детьми с нарушениями развития: Сборник научно-исследовательских работ студентов, - 2020. – 251 с. 14. Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования : учеб. Пособие для студ. Психол. Фак. Высш. Учеб. Заведений / А. Р. Лурия. – М. Академия, 2002. – 345 с. 15. Мир без границ: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. – 2020. – 867 с. 16. Перепелицына Ю. Р. Практикум по культуре русской устной и письменной речи (нормативный аспект русского языка) : учебное пособие : [16+] / Ю. Р. Перепелицына ; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2016. – 243 с. 17. Прищепова И. В. Система логопедического воздействия по предупреждению и преодолению дизорфографии у обучающихся с общим недоразвитием речи : монография / И. В. Прищепова. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. — 239 с. 18. Ромусик М. Н. Технологии коммуникативного и личностного развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : монография / М. Н. Ромусик. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2023. — 180 с. 19. Семенова М.С. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / М. С. Семенова // Вестник КемГУ. Серия: Гуманитарные и общественные науки. — 2022. — № 1. — С. 34-41. 20. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1967 год.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Уголовная ответственность за заведомо ложный донос
Количество страниц:
30
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
Интерьеры. Внутренние пространства задний и сооружений. Интерьер и оборудование развлекательного центра
Количество страниц:
70
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Дизайн
дипломная работа
Разработка концепции развития внешней инфраструктуры гостиницы в исторической усадьбе "Скорняково-Архангельское"
Количество страниц:
60
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гостиничное дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image