В соответствии со статьей 141 УПК РФ любой гражданин имеет право устно или письменно обратиться в правоохранительные органы с заявлением о совершенном преступлении. Письменный запрос подписывается лицом, обратившимся в правоохранительные органы. Устное заявление о преступлении оформляется протоколом, содержащим сведения о заявителе, документы, удостоверяющие его личность, который подписывается заявителем и лицом, принявшим это заявление. Если устное сообщение о преступлении сделано в ходе следственного действия или в ходе судебного разбирательства, оно должно быть зафиксировано соответственно в протоколе следственного действия или в протоколе судебного заседания.
Преступное посягательство в первую очередь связано с общественными отношениями, охраняемыми уголовным законом, который регулирует нормальную деятельность правоохранительных органов и судов в уголовном судопроизводстве.
Поскольку при заведомо ложном доносе наносится ущерб интересам личности, в качестве дополнительного объекта, гарантирующего честь и достоинство гражданина, выделяется круг общественных отношений. Факультативный объект может возникнуть в случаях причинения вреда имуществу, личным свободам при вынесении неправосудного приговора или иного процессуального решения.
Сведения в заведомо ложной жалобе должны иметь следующие обязательные признаки (отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава преступления):
- во-первых, не соответствует действительности (заведомо ложное);
- во-вторых, содержит сведения об общественно опасном деянии, включая все четыре признака преступления, а не правонарушения;
- в-третьих, при квалифицирующих обстоятельствах оно должно относиться к конкретному лицу и конкретному правонарушению.
Неважно, в какую форму он будет преобразован. Информация может быть предоставлена как в устной, так и в письменной форме (например, по почте, электронной почте, телеграфу, телексу или другим способом). Наличие или отсутствие подписи заявителя не имеет значения для квалификации преступления.
Объективная сторона правонарушения заключается в деянии, направленном на доведение субъектом заведомо ложных сведений о потерпевшем до третьего лица.
К таким лицам (получателям недостоверной информации) относятся, в частности, должностные лица и государственные органы, уполномоченные возбуждать уголовные дела; муниципальные органы и учреждения (например, работники медицинских учреждений обязаны ведомственными нормативными актами сообщать в органы внутренних дел о так называемых криминальных травмах или иных подобных видах повреждения здоровья); лица, занимающие руководящую должность в коммерческой или иной организации, которые обязаны сообщить в правоохранительные органы о совершенном или готовящемся преступлении.
Для привлечения к уголовной ответственности не обязательно предупреждение субъекта об уголовной ответственности за это преступление, хотя ч. 6 ст. 141 УПК РФ требует разъяснения истцу такой уголовной ответственности за заведомо ложные сведения обязательным письменным свидетельством и удостоверением подписи истца.
Субъективная сторона состава преступления характеризуется наличием прямого умысла, т.е. субъект осознает заведомую ложность сведений, сообщаемых им третьему лицу, и желает действовать соответственно. При этом в содержание умысла входит осознание доведения ложных сведений до лица или организации, имеющих право на совершение преступных действий.
Наличие цели или закономерности не влияет на квалификацию. Мотив может выражаться, например, в корысти, мести, зависти, желании не быть привлеченным к ответственности за другое преступление и т. д. Заблуждение совести в ложности сообщаемых сведений исключает уголовную ответственность.
Заведомо ложное сообщение отличается от заведомо ложного сообщения об акте терроризма тем, что сообщение касается только готовящегося преступления - террористического акта. При этом целевая направленность этих актов различна. Ложное сообщение об акте терроризма имеет целью запугать граждан, посеять беспорядки и волнения в обществе для достижения какой-либо цели. В то же время автор не хочет никого обвинять в совершении преступления и поэтому не ущемляет интересы правосудия.
Потерпевшие и свидетели, обвиняющие невиновных лиц в совершении преступления в ходе допроса или иных следственных действий, не несут уголовной ответственности по статье заведомо ложные сведения, поскольку совершают преступление, предусмотренное ст. 307. Правонарушение, предусмотренное разделом 1, относится к категории преступлений небольшой тяжести, раздел 2 - средней тяжести, раздел 3 - тяжких.
Таким образом, информация, содержащаяся в заведомо ложном доносе, имеет следующие признаки:
- не должно соответствовать действительности;
- оно должно содержать все четыре элемента состава преступления, т.е. объект, объективную сторону, субъективную сторону и предмет преступления.
Эти сведения могут быть как устными, так и письменными, при этом неверная правовая оценка деяния не составляет состава ложного доноса.
В законе не указаны органы и должностные лица, ложный донос которых является преступлением. Ими являются органы, осуществляющие борьбу с преступностью: полиция, прокуратура, органы дознания, органы ФСБ и др. Также наличие состава рассматриваемого преступления будет в случае ложный донос в органы, которые в соответствии со своими функциями обязаны передавать сообщения о совершении преступления органам и должностным лицам лиц, правомочных осуществлять уголовное преследование, то есть органам государственной власти, органам местного самоуправления.