Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эволюции создания человека 5
1. 1. Происхождение человека 5
1.2. Сходства и отличия человека от животных 11
1.3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека 13
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуальнопсихологических особенностей и самоактуализации личности 17
2.1. Организация и методы исследования 17
2.2. Результаты исследования 18
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 1 31
Приложение 2 33
Читать дальше
Таким образом, мы видим, что проблема происхождения человека представляет большой научный интерес и вызывает жаркие споры среди ученых.
Существует пять основных концепций происхождения человека: креационизм, космическая, биологическая, трудовая и мутационная концепции.
Социальные факторы антропогенеза (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) приобрели большое значение в эволюции человека, что позволяет говорить об антропосоциогенезе. Это означает, что становление социальной формы движения не отменило действия биологических законов, а лишь изменило их проявление.
Сравнивая человека и животных, мы можем говорить как о сходствах, так и о различиях. К основным сходствам можно отнести одинаковый внешний состав, строение и поведение, наличие у человека рудиментов и атавизмов. Самым же главным отличием можно считать понятийное мышление, речь, труд.
Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. его видообразования, прекратился со времени появления homosapiens. Значит, эволюция на своременном этапе связана с социальной стороной, следовательно, будущее человека зависит от состояния нашей культуры и образования.
В результате проведенного психодиагностического исследования респонденты были разделены на подгруппы в соответствии с доминированием экстравертированности или интровертированности т.к. этот параметр биологически детерминирован и относительно стабилен в течение всей жизни индивида. Выявленные уровни самоактуализации в этих выборках статистически не различаются, а степень корреляции данных особенностей с самоактуализацией личности незначительна, поэтому был сделан вывод об отсутствии связи между ними. Анализ взаимосвязи между уровнем эмпатии, а также мотивации к достижению успеха с самоактуализацией, напротив, обнаружил достоверные связи, позволяющие утверждать, что эти особенности влияют на выраженность самоактуализации студентов-психологов. Можно отметить, что чем выше показатели респондентов по методикам, измеряющим эмпатию и мотивацию достижения, тем выше уровень их самоактуализации.
Читать дальше
1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. «Философия», М., 2018г. – 264 с.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. «Концепции современного естествознания» - учебник, М., 2019г. – 543 с.
3. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 год. – С. 402-409.
4. Калмыков В.Н. «Основы естествознания», СПб., 2020 г. – 344 с.
5. Курилов В.А., «Философия», учебник для ВУЗов, М., 2018 г. – 256 с.
6. Михайлов Л.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. Питер, 2008 год. – С. 154.
7. Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. «Основы современного естествознания и экологии», М., 2019г. – 312 с.
8. Опросник личностной ориентации Шострома (краткая форма, разработанная Джоунс и Крэндалл, на основе POI) https://psylist.net/praktikum/00046.htm (дата обращения 20.02.2023)
9. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко https://www.b17.ru/tests/empathy/ (дата обращения 20.02.2023)
10. Методика «Шкала экстравертированности-интровертированности» А.Н. Лутошкина https://bookap.info/popular/karelin_bolshaya_entsiklopediya_psihologicheskih_testov/bypage/283 (дата обращения 20.02.2023)
11. Методика Т. Элерса «Мотивация к успеху», адаптированная Т. Ивановой https://studfile.net/preview/1095429/ (дата обращения 20.02.2023)
Читать дальше