Введение 3 1. Понятие предрассудка 5 2. Феномен стереотипа 8 3. Истоки, начала предрассудков и стереотипов 11 Заключение 14 Список литературы 16

Социальные предрассудки и стереотипы (их природа, источники)

реферат
Психология
17 страниц
89% уникальность
2023 год
3 просмотров
Ефимцева М.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Понятие предрассудка 5 2. Феномен стереотипа 8 3. Истоки, начала предрассудков и стереотипов 11 Заключение 14 Список литературы 16
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Социальные стереотипы, предрассудки относятся к особым общественно значимым образование поведения и сознания индивидов, в которых производится шаблонный (привычный) образ их отношения к тем или иным жизненным ситуациям. Предрассудки и социальные стереотипы – это устойчивые оценочные представления индивидов друг о друге, которые складываются в их отношениях друг с другом. Они выступают не только в качестве универсальных, но и в качестве наиболее эффективных инструментов обработки общественно значимой информации сознанием человека в процессе коммуникации, а также необходимым средством совместной деятельности человеческой популяции. Изучение предрассудков и социальных стереотипов детерминируется, главным образом потребностью в объяснении особенностей развития и функционирования механизмов регуляции социального поведения, а также таких социальных процессов, как, к примеру:  межэтническая, межличностная и массовая коммуникация;  манипулирование индивидуальным и общественным сознанием;  распространение разнообразных форм нетерпимости в социуме. Обозначенные проблемы невозможно разрешить без знания, понимания природы, сути предрассудков и социальных стереотипов. Актуальность выбранной темы с теоретической точки зрения обусловлена необходимостью систематизации выработанных научных знаний относительно предрассудков и социальных стереотипов, а также их природы и источников. С точки зрения практики необходимость исследования предрассудков и социальных стереотипов может быть пояснена потребностью в нейтрализации их негативных последствий, негативизма, нетерпимости, противодействию манипулятивному применению предрассудков и социальных стереотипов в общественной практике.


Не знаете, где найти контрольные на заказ недорого в Нижнем Новгороде - специалисты Work5 вам помогут.


. Степень разработанности проблемы. Вопросам определения понятия «стереотип», «социальный стереотип», «предрассудок» посвящены работы Ф. Бэкона, Р. Декарта, У. Липмана, Платона, К.Г. Юнга и многих других исследователей. Проблемы исследования феноменов группового и общественного сознания рассмотрены Т.В. Адорно, Д. Дэвисом, У. Квастрофом, Д. Майерсом, Д. Мацумото, Т. Шибутани и др. Однако, несмотря на повышенный интерес к исследуемой проблеме, результаты анализа данных проблем не имеют прикладного рекомендательного и комплексного характера. Объект исследования – феномен предрассудка, социального стереотипа. Предмет исследования – источники, природа предрассудков и социальных стереотипов. Цель исследования состоит в психологическом анализе предрассудков и социальных стереотипов, их природы и источников. Задачи исследования: 1) Уточнить понятие предрассудка. 2) Рассмотреть феномен стереотипа. 3) Обозначить истоки, начала предрассудков и стереотипов. Структура работы определяется логикой исследования, его целью и сформулированными задачами и включает в себя: введение, основную часть (три параграфа), заключение и список литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее разработанности, определяют цели и задачи работы. В первом параграфе уточняется понятие предрассудка; во втором – рассматривается феномен социального стереотипа; в третьем – обозначаются истоки предрассудком и социальных стереотипов. В заключении подводятся итоги, а также производится обобщение и систематизация полученной информации. 

Читать дальше
Анализ специальный источников по исследуемой проблеме позволил сформулировать следующие выводы: 1) Предрассудки являются формой психического отражения внутреннего и окружающего мира. которая не требует сложных логических доказательств. 2) Предрассудки предназначены для разрешения когнитивных потребностей на основе любого предлагаемого разумом решения. 3) Предрассудок проявляет себя как существенный элемент системы личностных диспозиций. 4) Большинство исследователей придерживаются того мнения, что основной причиной формирования предрассудка является неразвитость когнитивной сферы личности, благодаря которой индивид не в состоянии критично воспринимать воздействие соответствующей среды. Вследствие чего зачастую предрассудки формируются в детстве, когда у ребенка еще нет или практически нет адекватных знаний относительно того или иного социального объекта, однако под влиянием родителей и ближайшего окружения складывается определенное эмоционально-оценочное отношение к нему. 5) Различные определения стереотипа отражают разнообразные стороны одного и того же явления: физиологическое основание, психологическую и социальную детерминированность, поведенческую и вербальную реализацию. Для приведения всего этого многообразия в некую систему требуется многопараметрическое, комплексное описание категории стереотипности, которым бы выявлялся наиболее полный ее состав, характер отношений между ее объектами, их интегративные и дистиктивные свойства. 6) В общем стереотип представляет собой устоявшееся отношение человека либо социальной группы к явлениям либо предметам, сложившееся под воздействием социальных. Политических, исторических, экономических условий (на базе предшествующего опыта). 7) Стереотипы жестко встроены в систему ценностей человека, являются компонентом, обеспечивают своеобразную защиту занимаемых в обществе позиций. Вследствие чего применение стереотипов имеет место в каждой межкультурной ситуации. 8) Стереотипы и предрассудки находятся в тесной связи друг с другом: чем более негативны стереотипы человека в отношении в аутгруппе, тем сильнее предрассудки по отношению к ней. 9) Стереотипы и предрассудки служат фильтром, сквозь который проходит новая информация: ими пропускается соответствующая и блокируется несоответствующая.  
Читать дальше
1. Берулава Г.А., Берулава М.М. Стереотипы психической активности личности // Гуманизация образования. 2010. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stereotipy-psihicheskoy-aktivnosti-lichnosti (дата обращения: 24.02.2023). 2. Вилибахова Е.Л. Материалы к курсу лекций «Лингвистическое изучение стереотипов»: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГУ, 2015. – 72 с. 3. Габдуллин, И.Р. Доконцептуальное предпосылочное знание и понятие предрассудка: историко-философские и философско-правовые аспекты // Манускрипт. 2017. №6-1 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokontseptualnoe-predposylochnoe-znanie-i-ponyatie-predrassudka-istoriko-filosofskie-i-filosofsko-pravovye-aspekty (дата обращения: 24.02.2023). 4. Габдуллин, И.Р. Рассудок и предрассудок // Вестник ОГУ. 2012. №7 (143). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rassudok-i-predrassudok (дата обращения: 24.02.2023). 5. Габдуллин И. Р. Предрассудок как феномен сознания. - М.: Рос. Ун-т дружбы народов, 2014. - 305 с. – С. 255. 6. Липпман У. Общественное мнение / У. Липпман. Пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с. 7. Прожилов, А.В. К вопросу о стереотипах в лингвистике // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-stereotipah-v-lingvistike (дата обращения: 24.02.2023). 8. Шеина, Т.И. К вопросу предрассудков как психологического феномена // Вестник магистратуры. 2014. №6-1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-predrassudkov-kak-psihologicheskogo-fenomena (дата обращения: 24.02.2023). 9. Щекотихина, И.Н. Стереотип: аспекты и перспективы исследования // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2008. №5 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stereotip-aspekty-i-perspektivy-issledovaniya (дата обращения: 24.02.2023). 10. Allan K. Natural language semantics. Oxford and Malden, Ma.: Blackwell, 2001. - 552 p. 11. Esses,V.M.(1999). Stereotype accuracy: Estimating the academic performance of ethnic groups // Personality and Social Psychology Bulletin. 1999. – Рр. 225–236.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Феномен джихада в религиозном сознании мусульман Кавказа ХIХ вв.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Философия
курсовая работа
Расчет затрат на организацию логистического сервиса в интернет-магазине
Количество страниц:
30
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Логистика, управление запасами
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image